Спортивная гордость страны
Зимние

Роман Креч: В зрелом возрасте сложнее ставить рекорды

Роман Креч: В зрелом возрасте сложнее ставить рекорды
news-banner7
mobile-news-top

- Роман, как оцениваете свои выступления в минувшем сезоне? Что помешало показать более высокие результаты?

- Прошедший сезон выдался для меня очень не простым, а может и самым сложным за все время. Здесь в совокупности сложилось несколько моментов: и физическое состояние, и психология, и непредвиденные обстоятельства, что не позволило бежать на высоком уровне в течение всего сезона. Все-таки профессиональный спорт - это колоссальные нагрузки, и без травм не обходится практически не один атлет. В начале сезона мы были вынуждены оперировать беспокоившееменя колено, что, конечно, отодвинуло начало подготовки на несколько месяцев из-за реабилитации. И работать на полную мощь мы начали только в августе, когда обычно подготовка к сезону начинается в мае. Колено восстановилось, я постепенно набирал рабочие кондиции. В сентябре пробежали контрольный старт в Калгари с хорошим результатом. В конце данного сбора я отправил свои беговые ботинки на ремонт мастеру, но почтовая служба потеряла посылку. Это был ключевой момент в сезоне, после которого все пошло не лучшим образом.

Поменять беговые коньки для конькобежца это не то же самое, что поменять кроссовки. Наши ботинки изготавливаются из карбонного волокна по индивидуальному слепку, и получается эксклюзивный материал. Сделать две абсолютно одинаковые пары не сможет ни один мастер. В моем случае на предыдущих ботинках я отбегал четыре сезона, привык полностью к ним, и тут произошел такой казус: пришлось экстренно делать новую пару, а точнее, три. Остановился на одной из них, более комфортной, но ощущения появились совершенно другие, в отличие от моих боевых ботинок. Такие изменения совсем были неуместны в середине олимпийского сезона.

Этот стресс сильно повлиял на мое психологическое состояние, и даже пришлось бороться с депрессией. На этом фоне просто не успевал восстанавливаться от мощной работы и получил травму прямо перед стартом первого этапа Кубка мира в Голландии. Дальше до конца сезона уже приходилось бороться с организмом на каждой тренировке. Был бы это сезон не олимпийский, можно было его досрочно закончить.

- Планируете выступить на следующей Олимпиаде? Неужели появились мысли о завершении карьеры?

- Главным образом, вся подготовка у многих спортсменов строится на основе четырехлетнего олимпийского цикла, также и у нас. Завершать карьеру не собираюсь, так как считаю, что закончить никогда не поздно, а вот для активного спорта времени отведено немного, и вернуть его обратно уже не получится. В предолимпийском сезоне мне удалось три раза подняться на подиум, в том числе с победой на этапе Кубка мира, и это для меня только начало. А спады в спорте случаются, главное не падать духом.

- Есть ли сегодня у вас конкуренты в сборной?

- Да, конкуренция внутри команды также помогает прогрессировать. Команда у нас небольшая, но есть молодые ребята, которые растут, набираются опыта. Двое спринтеров из Караганды, Стас Палкин и Артем Крикунов - перспективные ребята.

- До недавнего времени экс-главный тренер сборной Людмила Прокашева периодически выступала с критикой в адрес спортсменов, и вас в частности. Как Вы можете это прокомментировать?

- У каждого тренера свой подход к спортсменам, да и вообще свой взгляд на жизнь. Это складывается из прожитых лет, опыта работы, зависит от характера. Людмиле Прокашевой дали возможность проявить себя и поработать со сборной. У меня осталось меньше позитивных моментов от этой работы, чем негативных. Сожалеть не приходится, хоть и потеряно время на всякие прения, но я живу будущим.

- Сейчас главным наставником в сборной стал ваш земляк Дмитрий Бабенко. Что думаете на этот счет?

- Каждой весной, после окончания сезона, федерация и тренерская коллегия подводят итоги и строят планы на будущее. Там все это и решается.

Думаю, успешное выступление наших студентов на прошедшей Универсиаде в некоторой степени повлияло на такое решение федерации, но в принципе для меня все было понятно еще до этого. У нас в Казахстане небольшой выбор специалистов-тренеров высокого класса, поэтому выбор был очевиден. У Димы есть опыт работы с различными зарубежными командами, который мы можем применить у нас. Несмотря на то, что он сам является многоборцем, а мне нужно бегать спринт, уверен, мы построим хороший план подготовки. А что из этого выйдет - покажет время. Дмитрий для меня является старшим товарищем и другом, ведь мы вместе из Петропавловска, росли у нашего первого тренера Николая Георгиевича Зубарева. Дима брал меня с собой на тренировки, когда я был еще совсем юным. Помню, смотрел его забег на Олимпиаде в Турине в 2006 году, и меня разрывало чувство гордости и восхищения. Этот момент тоже повлиял на то, чтобы я полюбил спорт еще сильнее и загорелся мечтой. Сейчас по спирали времени мы возвращаемся к тем дням моих тренировок под руководством Димы Бабенко.

- Как вы переживаете спортивные успехи и неудачи?

- Иногда бывает тяжело справиться с эмоциями, ведь ты полностью отдаешься спорту, это находится на одном из первых мест в жизни на данный момент. Я благодарен моей семье за поддержку и понимание, ведь все что приходится испытывать мне, они также пропускают через себя.

- В СМИ немного информации о вашей личной жизни. Расскажите.

- Сейчас у нас с супругой растет дочка, скоро ей будет три года. И многое, что я делаю в спорте, посвящаю ей. Это мотивирует на лучшие результаты, даже победы. Жены спортсменов, я считаю, достойны звания героя. Нам приходится много тренироваться на выезде, и большую часть времени мы разлучены с семьей. Моя супруга Виктория знала, за кого выходит замуж, до свадьбы мы встречались три года. Сейчас она уже привыкла к моим длительным вынужденным командировкам, знает всех топовых конькобежцев, разбирается в технике, нюансах конькобежного спорта. Когда идут соревнования с моим участием, переживает, не пропускает ночные трансляции. Так что у меня геройская жена.

- Мои коллеги говорят, что у Креча непростой, щепетильный характер. Есть у вас, что ответить этим журналистам?

- По природе я спринтер и поэтому бываю иногда вспыльчивым. Особенно если что-то происходит по несправедливости. А написать могут все, что угодно, сколько людей - столько мнений. Нередко в СМИ главное - сделать сенсацию, написать ядовитый заголовок и набрать побольше просмотров, «лайков», при том, что содержание не будет соответствовать действительности.

- В недалеком прошлом вы регулярно били рекорды Казахстана. Сегодня ваши результаты остановились. С чем это связано?

- Это связано с ростом уровня спортсмена. В зрелом возрасте намного сложнее ставить персональные рекорды, и происходит это реже. А вот в юношестве можно каждую неделю бить свои рекорды. Это одно. Второе - скоростной лед. Все мировые рекорды установлены на высокогорных катках (Калгари – Канада, Солт-Лейк-Сити – США), а международные старты на этих катках проходят не так часто. Но даже если и проходят, то это может быть не самая главная часть сезона. Для нас главный старт в сезоне - Олимпийские игры, чемпионат мира, и к этим стартам все спортсмены пытаются выйти на пик формы. Так у меня и вышло, что в марте 2017 на чемпионате мира в спринтерском многоборье в Калгари удалось дважды стать вторым в двух забегах 500 метров с рекордом Казахстана.

Для федерации и для спортсмена рекорды Казахстана - это только приятные моменты, не больше, ведь они никак не поощряются, главное - итоговое место в протоколе на тех или иных соревнованиях.

- Как в целом можете охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию в конькобежном спорте РК?

- Для развития, конечно, нужны финансовые вложения и главное - инфраструктура. Как развивать, например гонки «Формулы- 1» , если у тебя нет подходящих трасс и болидов? Нужны конькобежные катки в разных регионах Казахстана, чтобы была массовость занимающихся и селекция. У нас есть хорошая крытая дорожка «Алау» в Астане, где проводят этапы Кубка мира, чемпионаты мира, Азии. Этот каток нам очень помогает в подготовке. И детей там, конечно, занимается много. В нашем регионе в лютые зимние морозы бывает просто выйти на улицу - это уже подвиг, не говоря о тренировках на льду.

Работаем над тем, чтобы у нас в Петропавловске появился крытый конькобежный стадион. Наш новый «Дворец спорта Александр Винокуров» культивирует несколько видов спорта и пользуется большим спросом у горожан. Для развития нам нужно больше таких спортивных комплексов. И если у нас появится крытая конькобежная дорожка, я уверен, это будет большим успехом для нашей области. К примеру, у наших соседей в Челябинске есть конькобежный стадион «Уральская молния», мы там периодически тренируемся. Это самый простой и бюджетный вариант. Но даже этого достаточно, чтобы там тренировались сотни спортсменов, и чтобы стадион мог принимать соревнования международного уровня. Я сам бежал в Челябинске на этапе Кубка мира. Там проводился чемпионат Европы.

Так вот, моя мечта - привезти мировую элиту конькобежного спорта в родной Петропавловск на Кубок мира, чтобы наши люди по-настоящему познакомились и полюбили конькобежный спорт.

- Есть будущее у конькобежного спорта в Казахстане?

- Есть, если будет больше побед на международных соревнованиях у казахстанских спортсменов, если появятся крытые катки во всех регионах Казахстана, чтобы коньки стали доступными круглогодично для массового катания. И я, как действующий спортсмен, стараюсь пропагандировать свой вид спорта.

- Кто для вас кумир в спорте?

- Большое влияние на меня оказал Александр Винокуров. Спортсмены такого уровня, подавая пример своими победами, дарят веру в себя, веру в невозможное, и любовь к спорту детским сердцам и умам.

Вообще успехи казахстанских спортсменов, неважно из какого вида спорта, меня заряжают и мотивируют, и я думаю, такие моменты влияют на всю спортивную семью.

- Поддерживаете ли связь со своими первыми тренерами Северо-Казахстанской области?

- Видимся дома, на сборах в Астане и, конечно, вместе работаем над трудными элементами. Для меня их мнение всегда важно. Но, в основном,чаще всего вся черновая работа проходит с ведущим тренером сборной.

- Как часто тренируетесь на «Медеу»?

- На данный момент на «Медеу» нет нормальных условий для конькобежцев. Для массового катания - прекрасное место, для спорта - нет. В позапрошлом сезоне мы были вынуждены там проводить сбор, так как бежали Всемирную Универсиаду. Этот период времени мне не хочется вспоминать.

Самым быстрым катком мира «Медеу» был лет 30-35 назад, пока не стали строить крытые катки. Так что открытый лед - прошлый век конькобежного спорта. Да, на открытой дорожке по-прежнему проводят международные старты, но это делает по большей части для популяризации вида спорта, потому что здесь появляется эффект неожиданности, который вносят погодные условия.

- Как государство стимулирует спортсменов-конькобежцев сегодня?

- Наша работа - соревноваться на спортивных аренах и защищать честь Казахстана, за это мы получаем заработную плату в национальном олимпийском комитете. Более успешные спортсмены получают контракты с большими гонорарами. Но это все остается на усмотрение руководства. В нашей области Управление физической культуры и спорта поддерживает стипендией.

- Почему последняя Олимпиада стала для казахстанцев неудачной?

- А откуда появятся результаты на Олимпиаде, если их нет на этапах Кубка мира, на чемпионатах мира? Мы постепенно растем, есть некоторые успехи у сборной, но пока мы еще не на таком уровне, чтобы можно было гарантировать медали на Олимпиаде. Я уже сказал выше, что взлеты спортивной формы и падения неизбежны. Когда в сборной 5-6 человек, которые постоянно на протяжении двух олимпийских циклов выступают за Казахстан, эти перепады особенно заметны. Например, в странах, где высокая конкуренция, это менее заметно, и они просто друг друга заменяют из года в год. Поэтому всегда и находятся в топе. К примеру, Денис Кузин был на высоте в 2013-2014, у меня это был предолимпийский сезон, но постоянно быть в суперформе невозможно, поэтому результаты снижаются и спортсмен уходит в тень. А если будет большая скамейка запасных - будет стабильность на всех фронтах.

- Куда делись Урванцева и Сокирко?

- Они никуда не делись, бежали Зимнюю спартакиаду Казахстана в этом году, которую команда Северо-Казахстанской области выиграла в конькобежном спорте и стала пятой в общем зачете. На Олимпийские игры отобраться им не удалось.

- Чем занимаетесь в настоящее время? Ваши ближайшие планы?

- Межсезонье - небольшой отпуск для отдыха, для семьи и для решения всех накопившихся дел. Получаю второе высшее образование, учусь на факультете международных отношений в КазНУ им. Аль-Фараби, готовлюсь к экзаменам. После защиты диплома в июне подключусь к тренировочному циклу сборной под руководством нового главного тренера сборной РК Дмитрия Бабенко. Кстати, пользуясь случаем, хочу поздравить Дмитрия Александровича с назначением на столь ответственную должность. Думаю, с приходом одного из лучших конькобежцев Казахстана последних лет к нам обязательно придут хорошие результаты. Я на это очень надеюсь. И постараюсь не подвести своего друга и не разочаровать болельщиков нашей большой страны.

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии