Футбол

Владимир Вайсс: «Я не тот человек, который может быстро сдаться»

Владимир Вайсс: «Я не тот человек, который может быстро сдаться»

Словацкий специалист Владимир Вайсс продолжает строить новый «Кайрат», за которым любопытно наблюдать весь нынешний сезон. Главный тренер в эксклюзивном интервью нашему изданию рассказал, кем в будущем может стать Самат Смаков, как он недоволен Жамбылом Кукеевым и насколько оптимальна нынешняя формула розыгрыша чемпионата Казахстана.

Досье

Владимир Владимирович Вайсс

Родился 22 сентября 1964 года, Братислава, Чехословакия

Гражданство: Словакия

 

Тренерская карьера:

1996–2000          «Артмедиа» (Словакия) играющий тренер

2000–2006          «Артмедиа» (Словакия)

2006–2007          «Сатурн» (Россия)

2007–2008          «Артмедиа» (Словакия)

2008–2012          Сборная Словакии

2011–2012          «Слован» (Словакия)

2012      «Кайрат» (Казахстан)

 

Достижения

Победитель Кубка Словакии: 2004, 2008

Чемпион Словакии: 2005, 2008

 

«Считаю нынешнюю систему розыгрыша чемпионата несправедливой»

 

– Владимир Владимирович, давайте для начала подведем промежуточные итоги вашей работы на данном этапе. Что у вас получилось, что нет, с какими проблемами пришлось столкнуться?

– Я мало что знал о казахстанском футболе, о том, как здесь устроен весь процесс, о качестве игроков. Первое, что я увидел, это в большинстве равные команды, есть три-четыре ведущих, но в остальном каждая игра складывается нелегко. Кроме того, я не был в курсе, как тут работают агенты, как выяснилось, знаковые трансферы происходят в декабре, а контракты, как правило, на один год. Тогда я этого не знал, а сейчас мы уже готовимся к зимнему трансферному окну. В целом могу сказать, что казахстанский футбол прогрессирует, это видно по выступлениям «Шахтера» и других клубов. Еще два года назад на «Кайрат» приходило триста человек, сейчас в среднем около десяти тысяч, моя главная мечта, чтобы Центральный стадион был заполнен до отказа.

– Вы упомянули местных агентов, специфика их работы вас сильно удивила?

– Совсем не похоже на то, как это делается в Европе или России, как я уже сказал, контракт подписывается на год, позже игроки становятся свободными агентами, пользы клубам это никакой не приносит. Мы поступаем совершенно иначе, – подписываем контракты не меньше чем на три года, это условие клуба.

– Как оцениваете первый круг в исполнении «Кайрата» и что думаете насчет сегодняшней системы розыгрыша чемпионата страны?

– Она несправедлива. Ну, вы посмотрите, «Актобе» уверенно шел на первом месте, набирал очки, а потом разом их поделили – на мой взгляд, это неправильно. С другой стороны, есть интрига, все команды в первой шестерке могут бороться за медали, но я все же считаю эту систему несправедливой, она выгодна лишь четвертой, пятой, шестой команде.

– Какой переход клубу дался с наибольшими трудностями?

– Спустя месяц после того, как я возглавил команду, ушел спортивный директор, и нам было очень сложно приглашать новых игроков. Я не знал рынок и класс местных ребят, о которых мне говорили, что они все одного уровня, но на самом деле это не так, есть хорошие казахстанские игроки. Зимой нам все-таки удалось пригласить новичков. Летом получилось уже получше, пришли сильные игроки. Но отмечу, что были как удачные, так и неудачные трансферы, с последними мы будем прощаться, так бывает, мы хотим видеть в своих рядах только тех людей, которые готовы играть сердцем за «Кайрат».

– Можете раскрыть секрет, кого клуб хотел подписать, и может быть, даже был близок к этому, но в итоге все сорвалось?

– Мы очень хотели Джолчиева, в нем я вижу серьезный потенциал, но, к сожалению, Бауржан получил травму в трансферное окно, потом по разным причинам произвести переход не вышло. Отмечу, что мы следим прежде всего за казахстанскими игроками из «Актобе», «Шахтера» и других лидирующих команд.

– В прошлом году также были слухи относительно Бауыржана Исламхана и его перехода в «Кайрат». Как вы думаете, почему он так заметно сдал на сегодня?

– Ему нужна была игровая практика, выступать за дубль «Кубани» не то. Он отлично понимает игру, но ему стоит прибавить в физическом плане. Он молод, и у него сложная позиция, может быть, проблемы в этом, но ему определенно нельзя сейчас сидеть на скамейке.

 

«Только недалекие люди думают, что Казахстан такой, каким он предстает в том американском фильме»

– Какие качества вы отметили бы в Кайрате Боранбаеве?

– Кайрат тот человек, который любит футбол, благодаря ему и его компании строится большой клуб. Что касается работы, Кайрат очень жесткий человек, принципиальный, но в то же время он открытый, с ним можно поговорить на любую тему, и еще он всегда держит слово! Я его уважаю и желаю, чтобы наши общие мечты воплотились в жизнь. Знаю, что Кайрат хочет, чтобы клуб участвовал в еврокубках, в частности в Лиге чемпионов, поэтому будем стараться добиться поставленных целей.

– Был такой случай, когда он вас удивил?

– «Удивил» не совсем правильное слово. Он хозяин, и значит, всегда прав, пока у нас не было какого-то жесткого разговора, отношения хорошие, но, конечно, бывает, когда проиграем, он может что-то сказать, и считаю, что так и должно быть.

– Может ли Кайрат Советаевич вмешаться в вашу работу?

– Нет, он никогда этого не делал, мы сразу договорились, чтобы подобного не происходило. Да, он заходит в раздевалку после каждого матча, и это нормально, претензий с его стороны нет, а когда побеждаем, он просто поздравляет ребят.

– Хотелось бы поздравить и вас с красивейшим голом сына в Лиге чемпионов (Вайсс-младший в составе греческого «Олимпиакоса» отличился в игре против ПСЖ. – Прим. авт.) и спросить, не слишком ли часто он меняет клубы?

– Он мой сын, конечно, мы советуемся, но летом он был свободный агент, хотел играть в Лиге чемпионов и поэтому переехал в Грецию. Сейчас ему 23 года, через два месяца он женится, и, наверное, тогда все будет спокойнее.

– Вы ему даете советы, а когда сами принимали предложение «Кайрата», он не говорил вам, «отец, что ты делаешь»?

– Он умный парень и понимает, что такое быть тренером. Знаете, только недалекие люди думают, что Казахстан такой, каким он предстает в том американском фильме. Я знаю, что это совсем другая страна, с огромным потенциалом и возможностями.

 

«Уверен, что если буду здесь еще два года, «Кайрат» станет чемпионом»

– Ваш друг и ныне спортивный директор клуба Патрик Ван Лиувен любит играть в гольф, а вы чем занимаетесь в свободное время?

– Только футболом. Ну разве что люблю сходить в ресторан, с женой или со своими помощниками. У меня практически нет времени для чего другого, кроме футбола, каждый мой день проходит стремительно – тренировки, собрания, встречи...

– Можно ли сказать, что ваши любимые места в Алматы это рестораны?

– У меня есть причина – я здесь один и я не очень хороший повар (смеется).

– Есть ли такой город в Казахстане, который вам бы не хотелось больше посещать?

– Не хочу никого обижать и говорить про кого-то конкретно. Есть Алматы, а также новый город Астана, и, конечно, на их фоне остальные регионы выглядят не на том уровне, разница большая, какие-то сдвиги видны, но если касаться футбольной инфраструктуры – она откровенно очень слабая.

– С точки зрения организации, «Кайрат» вырос как клуб?

– Этот год как стартовый, когда я приходил, у меня, грубо говоря, была одна сумка и на первом сборе четырнадцать футболистов, большая часть из них дублеры, плюс Сахалбаев, Недашковский и Дафф. У нас был бренд «Кайрата», старая база на Майлина, и стадион, который, по сути, не наш. Постепенно процесс пошел, выстраивается структура, развивается молодежная академия.

– Хоть раз у вас возникали мысли бросить все?

– На начальном этапе было действительно тяжело, много чего не хватало, например, не знали, где тренироваться зимой. Сейчас появилась база на Каблукова, там занимаются и дети. Старт сезона, где были ничьи и поражения, вышел неудачным, и многие стали говорить, что Вайсса надо уволить. Потом пошли победы, попали в шестерку, ныне боремся за медали. У меня контракт на три года, и я не тот человек, который может быстро сдаться, я уверен, что если буду здесь еще два года, «Кайрат» станет чемпионом.

 

«Кукеев здорово начал, но сейчас он не делает того, что я хочу»

- Вы как-то говорили, что Самат Смаков вам сильно помог после своего прихода, может ли он в будущем стать хорошим тренером?

– Жалко, что он сейчас травмирован, когда Самат пришел, мы сразу выиграли у «Тобола», и это была его игра. Он большая персона для казахстанского футбола, президенту и ему самому я говорил, что в дальнейшем надо подумать, кем он должен быть в клубе. Но на данный момент я рассчитываю на него как на игрока, в будущем у него будет выбор, по какому пути пойти, но я практически на 100% уверен, что он останется в клубе надолго.

– Нынешний Смаков может помочь сборной?

– Будучи здоровым, без сомнения, может! Он уже в возрасте, но этого не видно, вы посмотрите на его форму, он «сухой», и он абсолютный профессионал. В сборной должны играть лучшие футболисты страны, а Самат как раз из их числа.

– В команду Беранека из «Кайрата» стабильно приглашаются лишь двое – Кислицын и Гурман, помимо них, кто еще из ваших игроков достоин выступать за сборную?

– В своем оптимальном виде Казбек Гетериев. Есть еще Жамбыл Кукеев, но он пока не выполняет тех требований, что перед ним ставятся.

– Вы в нем разочарованы?

– Да. Он здорово начал, но сейчас не делает того, что я хочу. Я уже применял к нему наказания, штрафы, надеюсь, что это поможет.

– К слову, тренер московского «Динамо» Дан Петреску отменил систему штрафов и сказал, что главное, по его мнению, наказание для футболиста – это сидеть на скамейке запасных. Что вы думаете на сей счет, и скажите, насколько суровы подобные меры в «Кайрате»?

– Во многом я согласен с Петреску, в своей жизни я решил не так много вопросов с помощью штрафов. Многие казахстанские футболисты просто не воспринимают того, что они остались вне заявки, и тогда остается только один выбор – лишить их денег. Если же игрок и после этого не готов делать свою работу, с ним надо расставаться. Я не обращаю внимания, если на завтрак приходят не всей командой, в этом смысле у меня открытый график, просто ты должен появиться с восьми до девяти; я ненавидел, когда был сам игроком, что надо приходить точно по расписанию со всеми. Естественно, это не касается тренировочного процесса, здесь строгость необходима.

– Кто чаще всех пополняет клубную казну?

– Решения по этим ситуациям принимаются в самом коллективе, среди ребят. Ну, например, Казбек Гетериев вообще не опаздывает на тренировки, он уже за час до занятий работает на поле. А позже всех обычно появляются Аддо или Сисей, но опаздывали они нечасто.

 

«Знаю, что Кумыков не бросил курить»

– Когда впервые в этом сезоне вы сыграли против «Шахтера», вы увидели в них тот самый еврокубковый потенциал? Или это чувство у вас появилось, как у всех, уже по ходу их продвижения в квалификации?

– Конечно, я болел за них и за тренера, с которым мы хорошо общаемся. С той игрой, что показывал «Шахтер», можно было надеяться пройти дальше, я тоже играл против «Селтика» и, что говорить, без удачи и хорошего вратаря нам бы не удалось тогда их пройти. У карагандинцев это тоже было, но считаю, им не хватило примерно 10% спортивной удачи. В предсезонке мы играли против них, и даже выиграли. Все хвалили нас, но я говорил, что этот не тот «Шахтер»; и в чемпионате, и еврокубках он будет другим.

– Виктор Балютович сказал, что если «Шахтер» попадет в еврокубки, он бросит курить, что готовы сделать вы, если «Кайрат» станет чемпионом?

– Посмотрим, я никогда не ставил ставки в таких случаях и не люблю говорить, «если» будет так, или по-другому. И вообще я знаю, что Кумыков не бросил курить, так что он проиграл (смеется)

– Последнее тактическое нововведение, или просто тренер, который вас впечатлил?

– Брендан Роджерс сильно изменил «Ливерпуль», его почерк уже виден. Первый год сыграли неудачно, но сейчас он купил тех футболистов, которые подходили под его модель, и они показывают качественную игру.

– В конце 80-х у вас была встреча с Лобановским, чем он вас поразил?

– Он ждал меня в аэропорту, я должен был подписать контракт с киевским «Динамо», но не вышло. Больше всего меня впечатлил взгляд, он излучал доброту и уважение, никогда не забуду этот момент. Что-то гениальное в нем, безусловно, было.

– Многие называют вас самым стильным тренером КПЛ. Считаете ли вы себя шопоголиком, и можете назвать последнюю прихоть, которую вы себе позволили?

– Я стараюсь выглядеть стильно и красиво, но не могу назвать себя шопоголиком. Например, вы чаще всего видите меня на матчах, которые всегда для меня как праздник, соответственно, внешний вид должен быть подобающим. А вообще, когда жена меня зовет в магазин, я просто даю ей деньги, но сам не люблю этого. Больше мне нравится делать подарки близким мне людям. Что касается последней покупки... Ну, вот скоро у меня сын женится, я тоже готовлюсь – приобрел себе костюм. Также недавно я был на свадьбе внука Назарбаева, и, конечно, к такому событию пришлось купить смокинг.

 

«Я не разделяю принципов лимита на легионеров, ведь он не приводит к росту казахстанских игроков»

 

– С кем из игроков сборной Словакии вы чаще всего общаетесь?

– С сыном, конечно, и капитаном Мареком Гамшиком. А так почти со всеми есть связь, не такая постоянная, как прежде, но все же.

– Каков в жизни Гамшик?

– Я был в Неаполе у него в гостях, это нужно видеть своими глазами. Он там настоящая звезда, оставшись в «Наполи», он только укрепил любовь болельщиков к себе. Парадоксально, но в Словакии его многие критикуют, говорят, что он плохо играет за сборную, но я считаю, что они ничего не понимают в футболе.

– Можете привести пример всеобщего восхищения неаполитанцев фигурой Марека?

– Как-то мы пошли в ресторан, и по дороге дети туда-сюда ходили вокруг него, это продолжалось где-то час, и уже потом мы, наконец, покушали. Он лишен свободы, не может просто так пройти по улице или сходить в магазин.

– Павлу Черепанову (руководитель отдела детско-юношеского скаутинга «Кайрата». – Прим. авт.) в бытность тренером «Рубина» игроки подарили весьма дорогие часы – самый ценный подарок, что преподносили вам футболисты?

– Не знаю как насчет самого ценного, но самый красивый – это когда я заканчивал работу в «Артмедии». Это была картина со мной в полный рост, мне очень понравилось.

– Вы уже почти год в Казахстане, можете привести плюсы и минусы менталитета нашего народа?

– Сложно сказать, но я отвечу как тренер, я доволен тем, как ребята стараются, но у меня есть и претензии. Порой они недостаточно уважают свою работу, свою страну, свой клуб. То, что некоторые из них так много получают, сказывается не всегда хорошо. И еще добавлю про «лимитчиков», шесть из них знают, что только из-за правила они попадут в основу, поэтому я не разделяю принципов лимита на легионеров, ведь он не приводит к росту казахстанских игроков.

Алибек Кабенов

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;