Футбол

Виктор Кумыков: «В чемпионате все решится за два тура до конца»

Виктор Кумыков: «В чемпионате все решится за два тура до конца»

После триумфального первого матча Лиги чемпионов, в котором карагандинский «Шахтер» убедительно обыграл «Скендербеу», главный тренер команды Виктор Кумыков в интервью корреспонденту «PROСПОРТ» рассказал, что он почувствовал, когда узнал, что в соперники его клубу достался БАТЭ, поделился своим мнением относительно проекта ФФК-ТВ, а также рассказал, насколько прибавит зрелищности новый формат чемпионата Казахстана.

«Самое главное – это психологическое состояние, что мы тоже можем выигрывать у таких сильных команд»

– Первая ваша мысль, когда вы узнали, что в соперники «Шахтеру» попался БАТЭ?

– Изначально мне показалось, что жребий не очень-то и справедлив по отношению к нам. Так как «Шахтеру» попался самый рейтинговый из всех потенциальных соперников. Однако затем мы стали изучать белорусский клуб и изучили, кстати, досконально. Я вообще не думал, что мы легко пройдем БАТЭ, и вообще не думал, что мы сможем пробиться дальше. После первой игры мы поняли, что с ними играть можно.

– Неужели настолько досконально?

– Абсолютно. Мы до того изучили БАТЭ, что даже знали кто куда может побежать в развитии и разрушении атаки. Заканчивая тем, что мы знали, кто, куда может пробить пенальти. Все их игры были просмотрены под пристальным вниманием, даже в последнем матче, когда Кривец пробил пенальти и забил, мы сделали вывод, что он, когда подошел к мячу непосредственно во втором матче, будет бить в тот же левый от себя угол. Потому что обычно, когда футболист забивает, он не меняет направление удара.

– Что вы как тренер для себя извлекли из этого противостояния?

– В первую очередь это, конечно, опыт игры с командой, которая два года подряд попадала в групповой этап Лиги чемпионов, обыгрывала «Баварию» и сражалась и с «Ювентусом», и с «Барселоной». Этот опыт самый главный для меня и футболистов. Но самое главное – это психологическое состояние, мы тоже можем обыгрывать такие сильные команды.

– Как вы мотивировали игроков?

– Начиная со сборов, все то, что мы делали, мы делали ради Лиги чемпионов. Очень тяжелые нагрузки у нас были в начале сезона, потом мы довольно сильно нагружали наших футболистов в Алматы, но хочу отметить, что никто не ворчал, не ныл, потому что все знали, что нас ждет в Лиге чемпионов. Мотивация шла с самого начала сезона, поэтому все подошли к этим поединкам подготовленными психологически.

– Что, по-вашему, сыграло предопределяющую роль в победе на БАТЭ?

– Во-первых, это тактическая дисциплина. Причем хочу отметить, ее соблюли все игроки. Во-вторых, это абсолютное выполнение всей установки, которая была дана тренерским штабом.

– «Скендербеу» вы так же долго изучали, как и БАТЭ?

– Нет. У нас было намного меньше времени, да и найти записи игр чемпионата Албании очень тяжело, поэтому мы прибегли к видеозаписям двух матчей с «Нефтчи».

– Не считаете ли вы, что для начала, может быть, было бы лучше сыграть в групповом этапе Лиги Европы, а не Лиги чемпионов, куда «Шахтер» может попасть?

– Нам для начала необходимо получить опыт выступления в еврокубках. Задача перед нами стояла попасть в любую группу, независимо в Лигу чемпионов или Лигу Европы, поэтому нам без разницы, будем играть хоть там, хоть там. В данный момент наша задача – попасть в групповой этап Лиги Европы (беседа с Виктором Балютовичем состоялась 4 августа, перед ответным матчем со «Скендербеу». – Прим. авт.), а затем раскованно провести матчи плэй-офф квалификационного раунда Лиги чемпионов.

– Не показалось ли вам, что на «Астана-Арене» албанцы не показали своей лучшей игры?

– Знаете, они моментами выглядели сильнее нас, но я думаю, что на игре команды Миреля Йосы сказался долгий перелет – они восемь часов были в воздухе, добирались в Казахстан почти пол суток, также сказалась разница во времени, бессонная ночь и искусственное поле. Еще хочу добавить, что тренерский штаб, на мой взгляд, ошибся тактически. Ведь мы ожидали, что во втором тайме «Скендербеу» включит скорость. Так и случилось, «Скендербеу» забегал и стал играть очень агрессивно, но потом они заметно подустали и «подсели», а в конце у нас оказалось больше сил, свежести и эмоций.

– Проанализировав ошибки албанцев, «Шахтер» не повторит их оплошностей?

– Скорее всего, нет. У нас будут две полноценные ночи в Тиране, мы выспимся. Потому что футболисты должны ночью спать, а не разъезжать туда-сюда. Поэтому в этом плане у нас проблем не должно возникнуть. С часовым поясом тоже, потому что перелет с востока на запад переносится всегда легче. Единственной проблемой для нас может стать жара, а все остальное, я думаю, в порядке.

«Приоритет мы отдаем Кубку Казахстана и Лиге чемпионов»

– Это пик вашей карьеры?

– В самом деле, кто знает, когда у тебя пик карьеры, а когда – нет? Просто может сбыться мечта, которая есть у моих футболистов, – сыграть в групповой стадии еврокубков, а может быть, и добиться каких-то успехов. Вот если добьемся всего этого, можно будет считать этот сезон самым успешным в моей карьере.

– С какими трудностями вам приходилось иметь дело в ходе этого сезона?

– У нас были некоторые проблемы организационного и инфраструктурного плана.

– Ту тактику, что вы использовали против БАТЭ, вы применяли против казахстанских команд?

– Да. Мы иногда используем схему в пять защитников. Я начал ее применять еще в Узбекистане, когда нам приходилось играть против команды Сколари, которая, кстати, была очень сильная. Опробовали мы ее там, а здесь, в Казахстане, мы иногда к ней прибегаем.

– Насколько вырос чемпионат Казахстана?

– Намного. Основное доказательство этому то, что «Шахтер» в еврокубках добился лучших результатов, чем в прошлые два года. Но добились прогресса не только мы, но и другие казахстанские клубы. И «Иртыш», я считаю, хорошо выступил, по крайней мере, лучше, чем в прошлые сезоны, и «Актобе» еще выступает, и тем более «Шахтер».

– Сезон у вас проходит по плану?

– Пока все идет так, как надо. Единственное, что нас не очень радует, – это чемпионат. Мы провалили начало сезона, но я уже много раз на эту тему высказывался, поэтому еще что-то добавлять не буду. Отрадно то, что мы по ходу чемпионата набрали и начали показывать тот футбол, который от нас ждали. Хотя я говорил, что мы приоритет отдаем Кубку Казахстана и Лиге чемпионов.

– Золотой момент этого сезона уже настал?

– Нет. Надеюсь, что он будет и не один.

«Если учитывать наши возможности, то трансферное окно мы провели достаточно качественно»

– Кто, кроме вас, является лидером раздевалки?

– Я не считаю, что кто-нибудь другой должен им быть, кроме тренера. Конечно, у нас есть капитан, вице-капитан и ветераны, которые могут что-то сказать и подбодрить, – это хорошо. А когда речь идет об игре, предигровой подготовке и о разговоре в перерыве, то здесь должен быть только один лидер – тренер.

– Кто из ваших подопечных добился самого внушительного прогресса?

– Я не могу выделить кого-то одного. Все в этом сезоне показали прогресс, как в индивидуальном плане, так и в командном. В общем, у нас все прибавляют.

– Ваше отношение к новому формату премьер-лиги Казахстана.

– Я положительно отношусь к данной реформе, потому что чемпионат получается насыщенным. Одно дело, когда ты играешь в еврокубках и у тебя достаточно игр, а другое – когда ты нигде, кроме первенства страны, не участвуешь, и получается, что у тебя всего 26 игр за сезон, а это очень мало. Теперь же ситуация изменилась – у твоей команды 32 матча и плюс ко всему борьба становится ожесточеннее. Также чемпионат стал намного зрелищнее. Помните прошлый сезон? В его конце многие команды бросили играть, потому что уже не решали задач, а здесь будет борьба до последнего тура. За два тура до конца, я думаю, выяснится, кто будет призером, а кто вылетит из премьер-лиги.

– Вы когда-нибудь слышали о подобном формате чемпионата?

– Есть такая практика в Европе. Например, в Беларуси примерно такого же типа чемпионат, только он немного другой. Такой же формат был и Бельгии, и в Израиле, может не совсем такой же, как у нас, но очень похожий.

– Что думаете о проекте ФФК-ТВ?

– Да. Мне он, кстати, понравился. Очень удобен и сильно выручает, потому что все игры посмотреть не удается: во-первых, их не все показывают, а во-вторых, тут можно посмотреть игру в записи. Единственное, что хотелось бы улучшить, – это качество трансляции. Также часто случаются обрывы. Если все это учесть, то этот проект можно будет назвать великолепным.

– Можно назвать недавнее трансферное окно удачным для «Шахтера»?

– В принципе мы подписали хорошего футболиста – Казаряна. Вернулся Дарабаев, а он очень способный игрок. Если учитывать наши возможности, то мы его провели достаточно качественно.

«Если человек, скажем так, не очень хороший, то зачем он нужен в команде?»

– Не жалеете об упущенных шансах подписать кого-нибудь?

– Конечно, хотелось бы подписать еще одного флангового игрока, но на тот момент у нас не было возможности, поэтому жалеть об этом не имеет смысла.

– В чем главная проблема казахстанской молодежи и вообще сможет кто-нибудь из них вырасти в игрока европейского уровня?

– Потенциал, конечно, есть. Особенно у нынешних лимитчиков и игроков, которые моложе. Вообще, хочу сказать, что в Казахстане очень много талантливой молодежи. Главное, чтобы они пошли по правильному пути, который приведет их к успехам и европейскому уровню. А главной проблемой молодых казахстанских игроков является нехватка футбольного воспитания. Я не раз сталкивался с тем, когда многие талантливые игроки начинают ставить футбол на второй план, а на первый выходят совсем ненужные ценности. Молодые спортсмены быстро взрослеют, а человека, который бы подсказал и наставил бы их на правильный путь, рядом нет.

– Когда вы подписываете игрока, учитываете ли человеческие качества?

– Конечно. Если человек, скажем так, не очень хороший, то зачем он нужен в команде? Даже если он хороший футболист, я его не возьму к себе. Я лучше приобрету игрока менее талантливого, но зато он будет хорошей личностью и будет выполнять все требования.

– У вас часто случались конфликты со своими подопечными?

– Я бы не стал говорить, что у меня были серьезные проблемы с игроками. Какие-то трения, конечно, возникали, без этого не бывает. Еще за спиной, после ухода из команды бывали разговоры. Да, это неприятно, когда за твоей спиной говорят, но я стараюсь не обращать на это внимания. Никаких серьезных конфликтов не было.

– В «Шахтере» есть игроки, с которыми вы могли бы посоветоваться?

– Такие футболисты, конечно, есть, но я к этому пока не прибегал, если же будет в этом необходимость, то я смогу обсудить какой-либо вопрос с моими подопечными.

– Вы адекватно воспринимаете критику?

– Да, но если она адекватна и человек нормально говорит о конкретных вещах, а не охаивал огульно меня и команду.

– Правда, что в СНГ успеха может добиться только жесткий тренер?

– Да. Даже Спаллетти это понял. Те игроки, которые приехали в СНГ из-за рубежа становятся похожими на местных футболистов. Если все пустить на самотек. Футболистов, безусловно, нужно понимать. Но контроль должен быть всегда.

Эрлен АБДУЛМАНОВ

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;