Мы вновь стали «карликами»

Мы вновь стали «карликами»
news-banner7
mobile-news-top

Окончен бал, погасли свечи… Впрочем, на балу как следует сплясать нам не удалось, а свечи наши даже не зажглись.

Не наш праздник

Сборной Казахстана дали очередную возможность показать себя футбольной Европе, но она снова лишь посмотрела на других. Игроки, а вместе с ними и болельщики, провели весь отбор к ЧМ-2018, моргая глазами и не закрывая рта от удивления. И никто из нас так и не смог понять, чем же наша главная команда хуже сборных Люксембурга или Андорры, которые и очков набрали больше, и победами разжились. Попробуем разобраться в причинах самого провального выступления казахстанцев за шесть последних квалификационных турниров к мировым и континентальным форумам.

На круги своя

В отборочном цикле ЧМ-2006 сборная Казахстана набрала всего одно очко, сыграв вничью с Грузией. Но то был наш дебют в европейской семье, поэтому от главного тренера Сергея Тимофеева и его парней успешного выступления особо никто и не требовал. Нас приняли в УЕФА, дали возможность сыграть с турками, датчанами и чемпионами континента греками – и мы уже этому были рады.

С тех пор казахстанцы неизменно хотя бы по разу выигрывали на отборочной дистанции и меньше четырех баллов в свою копилку не складывали. Рекордной по числу взятых очков (10) стала квалификация Euro-2008. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что тот цикл состоял из четырнадцати матчей, а не десяти, как сейчас. Но спустя двенадцать лет мы снова стали тем ясли-садом, который никто всерьез не воспринимает.

До Фарер, как до Луны

Пусть на меня обижается тренерский штаб и вся сборная в полном составе, но столь отвратительного футбола в исполнении нашей национальной команды я еще никогда не видел. И дело не только в отсутствии результата, но и в полной беспомощности, которая сопровождала казахстанскую дружину на протяжении всего отборочного турнира, особенно во второй его половине. Слабее нас в группе Е не было никого, да и среди всех 54-х сборных, выступающих под эгидой УЕФА, таковых нашлось немного: новички отборочных турниров Косово с Гибралтаром, а также Сан-Марино, Лихтенштейн, Мальта и Молдова. Андорра добыла четыре очка, Люксембург – шесть, Фареры – девять.

При этом, в секстете Е, по большому счету, не оказалось по-настоящему топовой сборной – вроде Германии, Испании или Франции. Да, поляки были в полном порядке, но их реальную силу покажет финальная стадия планетарного первенства. Сейчас же они просто оказались первыми парнями на деревне. Но ведь больнее всего нас били не подшефные Адама Навалки, не мастеровитые датчане, а скромные черногорцы, которые обзавелись собственной сборной намного позже, чем Казахстан. Выходит, для нашей команды уже любой соперник считается грандом, ведь даже армяне, чего греха таить, были сильнее нас наголову, а за добытую в Астане ничью все мы дружно должны сказать спасибо Давиду Лория и Юрию Логвиненко.

Псевдообновление

Кстати, наш вратарь был главным героем матча между сборными Казахстана и Армении, состоявшегося еще 21 ноября 2007 года – тогда случилась единственная наша победа в истории противостояния двух команд. Основным голкипером в отборе на ЧМ-2018 Лория стал только при Александре Бородюке, отыграв при нем в пяти матчах из шести. И это, пожалуй, одно из немногих удачных кадровых решений российского специалиста за время работы с казахстанской командой. В основном же, складывалось такое впечатление, что Бородюк действовал по инерции, без смелых шагов и решительных действий, будто боялся взять на себя инициативу за революцию, а вместе с ней и ответственность за результат. На словах Александр Генрихович всякий раз твердил, что идет кардинальное обновление состава, поэтому результат для него вторичен. На деле же выходило, что все радикальное омоложение заключалось в завершении международной карьеры Саматом Смаковым, а неспособность набирать очки выдавалась за отсутствие турнирной стратегии. Да, появился Роман Муртазаев, ставший выходить в основном составе вместо Серегя Хижниченко, но это оказалось обменом шила на мыло. Да, появился Бауыржан Турысбек, но это тот случай, когда исключение подтверждает правило: в нормальной сборной лучший бомбардир отборочного турнира (наряду с отодвинутым на вторые роли Хижниченко) не может выступать в первой лиге. Да, наконец-то был заигран за Казахстан Георгий Жуков, однако его появление в сборной было делом времени и могло зависеть от кого угодно, только не от Бородюка. Весь же костяк - Логвиненко, Шомко, Куат, Исламхан, Мужиков, Нургалиев – определял игру и при предыдущих тренерах.

Всего же за десять туров квалификации под знамена сборной было привлечено сорок пять футболистов, ровно тридцать из них получили игровое время. Подобной текучкой кадров отличалась лишь команда Армении, у которой, к слову, по ходу отбора также сменился рулевой.

Почему Бородюк?

Нельзя сказать, что Талгат Байсуфинов, при котором сборная провела первый круг квалификации, оставил своему преемнику богатое наследство. Тем не менее, боевые ничьи с Польшей и Румынией, два завоеванных очка и небезнадежные турнирные перспективы Бородюку достались. Попади они в руки кому-нибудь другому, возможно, итог был бы не столь плачевным. Впрочем, уходить в плоскость предположений нет никакого смысла, есть резон задать вопрос представителям ФФК: почему именно Бородюк? Чем руководствовались в нашей Футбольной федерации при его назначении? До своего второго пришествия в Казахстан (первый завершился крахом чемпионских амбиций «Кайрата») главным и едва ли не единственным его достижением в качестве главного тренера был выход московского «Торпедо» в российскую Премьер-лигу. Неужели столь небогатого послужного списка хватило для того, чтобы возглавить национальную сборную, пусть и далеко не самую сильную? Такое положение дел, видимо, просто кому-то очень удобно, ведь специалист с именем стал бы диктовать свои условия, выдвигать определенные требования, обсуждать неудобные темы. А так… Порой Бородюк путался не только в своих тренерских решениях, но и в мыслях. То, по его словам, в стране «всего два футболиста с хорошо развитым мышлением», то «на подходе еще ряд молодых игроков, которые могут получить свой шанс сыграть за сборную». Он закрывает немецкий вопрос, а потом сам же его и открывает. Говорит, что натурализация – зло, но сам же, не гнушаясь, прибегает к услугам «легионеров». Такая непоследовательность, а также обвинения в своих неудачах судей и «неправильных викингов», ни ему авторитета не добавляли, ни сборной на пользу не шли.

Объективная реальность

Однако вешать всех пораженческих собак на Бородюка было бы глупо и несправедливо. Во-первых, в этом отборочном цикле у команды было два главных тренера, так что ответственность за провальное выступление нужно делить пополам. Во-вторых, россиянин изначально попал в режим «ограниченной функциональности». Не в обиду нашим парням, но поколение, определяющее сейчас игру сборной, не самое талантливое. Начинали путь в большой спорт сегодняшние наши лидеры в конце девяностых – начале двухтысячных, когда в стране толком не было ни школ, ни детских специалистов. Невооруженным глазом у многих из них видны пробелы в базовом футбольном образовании, которые впоследствии, при всем желании и старании, исправить невозможно. Старание и мастерство – две самодостаточные характеристики, напрямую друг от друга не зависящие. Это как параллельные линии, которые всегда рядом, почти вместе, но все равно каждая сама по себе. Если по морально-волевым качествам к казахстанским футболистам претензий нет, да и быть не может, то уровень их технической и тактической оснащенности, мягко говоря, оставляет желать лучшего. И Бородюк не в состоянии научить забивать с пяти метров, пропускать мяч между ног или не размахивать локтями.

С другой стороны, если игроки не выполняют тренерскую установку на матч (а при Бородюке, думается, она не были ни разу выполнена), то это не только их вина. Значит, сам наставник не сумел донести до подшефных свою мысль, не подобрал нужные слова, не надавил на болевые точки. Есть расхожее мнение, что главный тренер любой национальной сборной похож на менеджера в компьютерной игре, в задачи которого входит лишь правильное распределение игроков по позициям. Самих наставников такое сравнение, разумеется, сильно обижает, ведь работа на столь высоком уровне для многих из них – пик карьеры. Бородюк же не может похвастаться ни тренерскими успехами, ни менеджерскими - ни игры не поставил, ни результата не добился.

Что дальше?

А дальше – почти полная неопределенность. Чем будет жить первая сборная до сентября 2018 года, когда стартует так нам необходимая Лига наций, не понятно. Наверняка проведет учебно-тренировочный сбор где-нибудь в Турции, возможно, проведет пару-тройку товарищеских матчей. В любом случае, ближайшие десять месяцев насыщенными событиями не будут. Но это не означает отсутствие дел у тренерского штаба, напротив, это самое время для оргвыводов, работы над ошибками и построения боеспособного коллектива, которому предстоит борьба за путевку на Euro-2020. И на меньшее мы не согласны!

Источник: Prosports.kz Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии