Футзал

Андрей Рудковский: «У нас растет достойная смена»

Андрей Рудковский: «У нас растет достойная смена»

Футзальная академия МФК «Кайрат» каждый год завоевывает на различных турнирах призовые места. Ее старшим тренером является кайратовец Андрей Рудковский – экс-игрок национальной сборной Казахстана. В беседе с корреспондентом «PROСПОРТ Казахстан» этот яркий специалист рассказал о своей интересной игровой карьере, детском спорте и поделился своим мнением  положении дел в казахстанском футзале.

 

- Андрей Владимирович, Ваши воспитанники сейчас на каникулах. Хорошее время для подведения итогов сезона.

-  У нас было четыре группы – одна от 2000 до 2002 г. р., и еще три возрастной категории 2003/2004. Всего у нас занимается порядка 50 ребят. Занятия проходят регулярно, три раза в неделю.  С каждым годом стараются приводить детей помладше. Уже 2005-2006 годов ребят хотят записать. Что касается турниров, то мы участвовали как в местных, так и в выездных. Наш 2000-й год, например, выезжал в Москву на турнир среди команд стран Содружества. Было 8 коллективов, среди которых мы заняли 3-е место. «Бронза» - не плохой результат, так как все наши игроки, кроме четверых, были помладше соперников. А осенью мы поехали в город Ильичевск, что под Одессой на Открытый Кубок Украины. Там участвовали только украинские команды, и лишь «Кайрат» получил особое приглашение. Мои ребята заняли второе место. Наша команда очень понравилась украинцам, ведь мы выступили достойно, хоть по возрасту мы и были младше. У нас растет достойная смена.

- И как Вам уровень футзала Украины?

- Команды очень сильные, сразу видна серьезная школа . Что говорить, если в Ильичевске, где население всего около 70 000 человек,  в каждой возрастной категории по 5 команд. В общем, есть из кого выбирать. Но мы стараемся не отставать, расширяем, проводим свои соревнования. В этот раз на традиционном кубке МФК «Кайрат» мы заняли второе место. Также участвовали в турнире  - «Жаркын болашак». Там наш 2003-й год завоевал «серебро». Не обошлось и без первого места – ребята 2001-го года рождения выиграли золотые медали на турнире Куралбека Ордабаева.

- Как обстоят дела в чемпионате Алматы?

- После первого круга идем на втором месте.  Но там ведь не в зале игры проходят, а поперек поля для большого футбола в форме 9 на 9.

- К сожалению, нередко приходится слышать в адрес судейства в детском футболе. Дыма без огня не бывает…

- Одно дело, когда судят тренеры – от них грамотной работы требовать сложно. Но бывает, что привлекаются профессиональные арбитры, которые на деле не знают всех правил! Обычно это молодые судьи. Понять их можно – опыта не хватает. По-прежнему имеется проблема «подставок», но Лига детского футбола Алматы ввела систему личных  карточек, которые должны быть у всех игроков. В случае, если у кого-то возникнут сомнения относительно возраста того или иного ребенка, всегда можно запросить карточку и анкету с фото и личным данными.

- Какой смысл «мухлевать» на уровне детского футбола?

- Наверное, поставить себе на полку очередной кубок. Надо вырастить ребенка чтобы он чего-то достиг в своем возрасте, а потом вырос до уровня команды мастеров. Но у некоторых детских тренеров первоначальные задачи, как выясняется, совсем другие. Впрочем, может это не от них зависит, а руководство требует любыми способами побеждать.

- Какой возраст оптимален для начала занятий в футзале?

- Как показывает практика, чем раньше – тем лучше. Лет с 6-и можно уже отдавать в секцию. У нас созданы все условия, которые только можно пожелать для ребенка в этом возрасте. Крытый зал с покрытием, отвечающий всем требованиям УЕФА. Весь необходимый инвентарь у нас есть, крытая площадка тоже, а рядом парк для беговых упражнений и прогулок. В общем, условия для работы идеальные.

- Сколько академий футзала  в Казахстане?

- Насколько мне известно, в Алматы только одна специализированная академия. В зале тренируются дети и в СДЮШОР №2, но там специфика - большой футбол, и в помещении занятия проходят только зимой.  Впрочем, в раннем возрасте футзальные и футбольные занятие аналогичны. Что касается Казахстана, то по всей стране есть немало футзальных школ. В матчах нам всегда создают трудности карагандинцы. У них ведь город небольшой, развлечений немного, как и спортивных секций, так что детей занимается очень много.

- Федерация футбола Казахстана обязывает все клубы чемпионата по футболу среди команд премьер-лиги иметь так называемые детско-юношеские футбольные центры. Требуется ли такое правило для участников футзального первенства страны?

- Если хотят, чтобы у нас в стране был качественный футзал, то, непременно, нужно. Это наше будущее. Плохого в этом ничего нет и к этому надо стремиться.

 

 

- Кто-нибудь из Ваших воспитанников уже вышел на профессиональный уровень?

- Так ведь рано еще. Разве что с первого набора была неплохая четверка вместе с вратарем, и одного – Мухтара Баймуханбетова -  взяли потом основную команду. Он потренировался с «Кайратом», потом его отдали в аренду в алматинский ЦСКА. Если все будет хорошо, наберется опыта и вернется уже в основной состав. Остальные ребята многие поступили в ВУЗы и с футболом закончили. На матчах Лиги любителей футбола в Алматы иногда встречаю некоторых, но это уже другой уровень. Надо было продолжать играть с профессионалами.

- Почему так происходит?

- Сложный вопрос. Тяжелый. Понимаешь, у каждого, пока он учится в средней школе, существует определенный график, который родители создают, чтобы ребенок занимался спортом. В дальнейшем многие ставят упор на что-то конкретное, и далеко не всегда удается оставить игрока в спорте.

- А как Вы попали в футзал?

- После того, как попробовал себя в большом футболе. Я с 7 лет занимался в алматинском СДЮШОР  №3,  в команде АДК. Затем играл за клуб «Скиф».  На втором курсе института Александр Сергеевич Убыкин (известный советский и казахстанский  футболист и тренер – Прим. авт.) пригласил меня попробовать свои силы в «Кайрате» и я не отказался. Пришел на просмотр, попал в «дубль». Главным тренером тогда был Вахид Юнусович Масудов, а с дублирующим составом работал Дмитрий Огай. Начал я неплохо, подходил к основному составу, но в результате пертурбации пришло новое руководство, и мне пришлось уйти. По тренировочному процессу ко мне претензий не было.  Формулировка, под которой меня отправили,  была «Не подошел под игровую модель команды». Так я отправился в талдыкорганский «Жетысу», где отыграл два сезона. Потом меня, как призывника, перевели в Табаксовхоз, где базировался ЦСКА. Там мы играли на первенство области и города и выигрывали все, что возможно. В один из дней ко мне подошел Константин Муратиди с предложением попробовать себя в футзале. Познакомили с Анатолием Михайловичем Ионкиным, он пригласил меня на первую тренировку. Тогда команда еще называлась «Кайнур» и тренировались мы в институте физкультуры. Я пришел осенью 2000-го года и сразу попал на розыгрыш Кубка Казахстана. Мы тогда выиграли и это был мой первый трофей. После Ионкина пришел Сергей Белокуров (ныне – спортивный директор МФК «Кайрат» -Прим. авт.), ставший первым тренером-легионером. Затем его сменил бразилец  Аугусто Рееберги. При нем я и закончил карьеру из-за травм и некоторых других обстоятельств.

- Вы ведь были капитаном МФК «Кайрат» и призывались в национальную сборную?

- Да, играл за сборную на чемпионате Азии в Иране. Там мы, заняли 6-е место.

- Это хороший результат?

- Можно было сыграть и лучше, но тактически неправильно себя повели, выбрали не ту стратегию.

- Вам удалось отличиться на том турнире?

- Да, я забил два гола с игры и один в послематчевой серии пенальти с японцами. Но мы тогда проиграли, а если бы выиграли, то боролись бы за призовые места.

- Как Вы стали детским тренером?

- В августе 2006-го года была открыта детская академия МФК «Кайрат». По первым порам совмещал должности помощника сеньора Аугусто и старшего тренера в нашей школе. Тогда у нас было всего две группы. Сейчас уже четыре, да и штаб увеличился – вместе со мной работают Юрий Вячеславович Найдовский и Александр Николаевич Бондарев.

- Почему Вы выбрали именно это направление?

- Это больше мое. Почувствовал, что работа с детьми доставляет удовольствие, да и результаты есть. Наверное, когда я занимался в детстве сам мне попадались хорошие тренеры, благодаря которым я стал игроком в большом футболе и в футзале. Смотря на них в подсознании что-то скапливалось и когда только начал работать мне понравилось . Работа не из легких, к каждому ребенку нужен свой подход,  у каждого своя психика и свой характер. К тому же нужно заинтересовать их. Все это нужно учитывать, а иначе тренировочный процесс не будет в порядке.

- Лично Вам переход в футзал дался легко?

- До поступления в институт я иногда играл в зале. Кроме того, в АДК зимой мы тоже тренировались в зале. Там вообще интересно было – колонны основания были построены параллельно крыше и часть их выпирала на поле. Так вот, если идешь по флангу и не увернешься, то получишь шишку, причем хорошую. И такое часто бывало – ох и шишек мы тогда набили! Да и  площадка там маленькая, а народу много, так что приходилось лавировать. Благодаря всему этому отлично развились координация, реакция, скорость мышления и техника, что в дальнейшей карьере очень пригодилось.

- Не возникало желания вернуться в большой футбол?

- После тех отношений, что сложились у меня в большом футболе, возвращаться не хотелось. Тем более, в футзале дела шли хорошо – кубок выиграли, в чемпионате «бронзу» взяли. Какое-то время я еще ходил смотреть большой футбол,  а потом…  Уже даже не помню, когда в последний раз был. Матчи Лиги чемпионов, чемпионата мира и чемпионата Европы еще смотрю иногда, а о чемпионате Казахстана так вообще только из новостей узнаю.

- Как Вы вообще оказались в спорте?

- С самого начала все пошло по этой линии. До футбола занимался гимнастикой, но уехал тренер, и все закончилось. Пробовал себя я и в плавании, но заниматься этим запретили родители.

- Почему?

- На тот момент, наверное, был какой-то рассеянный - постоянно забывал вещи! У родителей не было возможности каждый раз покупать очки, полотенца и плавки. Они сказали, чтобы я сидел дома, а не то в следующий раз придется идти без плавок.  Однажды мы гуляли с отцом в районе АДК, и увидели мальчишек моего возраста, которые занимались футболом. Поговорили с тренером и так я начал ходить на тренировки. Очень благодарен своему первому тренеру Борису Васильевичу Багракову. Он, кстати, все еще тренирует в том же АДК, мы поддерживаем связь, советуемся друг с другом.

- Вы в казахстанском футзале далеко не первый день. Как изменился за последнее время этот вид спорта в нашей стране?

- Он однозначно стал интересней. Прибавилось команд, а те коллективы, что были середнячками, прогрессируют за счет легионеров, с которыми играют. Заранее никто руки не опускает и все бьются до последней секунды. Местные ребята пытаются доказать, что не хуже легионеров и во много благодаря этому уровень футзала в Казахстане прогрессирует

- В чем разница тренировочного процесса под опекой Жоао Карлоса Барбозы от подхода сменившего его на посту главного тренера «Кайрата» Какау?

- У Барбозы тренировочный процесс основан на схемах.  Его команда должна была четко выполнять все указания. При Какау же обстановка стала более дружеской, ребята почувствовали небольшую свободу, не стали зажиматься в определенные рамки. У Какау, конечно, тоже есть схемы и тактика, но он никому не запрещал что-то сделать по-своему. Игроки стали чувствовать себя более уверенно, и доказательство тому - победа в Кубке УЕФА. Также команда стала более сплоченной, даже смотря по телевизору можно было увидеть, что никто никому не «пихал», не ругал, не нервничал. Игроки не провоцировали друг-друга нервничать. Напротив, оказывали поддержку. 

Алым Жалелов

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;