Футбол

Эпоха Пайперса

Эпоха Пайперса

В более ранних публикациях мы рассказали об участии нашей национальной сборной в отборочных турнирах, проходивших под эгидой Азиатской конфедерации, а также о первой для нее европейской кампании. Сегодня очередь дошла до самого удачного для нас квалификационного цикла 2006-07 гг. Благо и повод появился – возвращение в казахстанский футбол Арно Пайперса, с именем которого и связан тот успех.

Лицо сборной

Прежде чем вспомнить, как проходил отбор к Евро-2008, хотелось бы с высоты пережитого и увиденного за последующее пятилетие поразмышлять о том, что лежало в основе того, пусть и локального, но все же прорыва.

Прежде всего обращает на себя внимание стабильность состава национальной сборной. В 14 матчах отборочного цикла были задействованы 27 футболистов, а если исключить тех, кто играл лишь эпизодически (провел на поле в сумме меньше 90 минут), то останутся около двадцати. А теперь сравните. В нынешней квалификации-2012/13 Мирослав Беранек использовал такое же количество игроков – 27, но всего в шести поединках. В отборочных турнирах 2008/09 и 2010/11 под знамена сборной призывались соответственно 34 и 39 футболистов, хотя оба раза она провела лишь по десять матчей. Ненамного лучше была ситуация при Сергее Тимофееве (2004/05), который привлек в общей сложности 34 игроков к участию в 12 официальных поединках. Чувствуете разницу?

То есть Арно Пайперс в отличие и от своего предшественника, и от своих преемников не был подвержен метаниям и шараханиям. Это можно объяснить и субъективным фактором («острый глаз», «нюх на игроков» и т.п., что позволяет тренеру безошибочно выбрать нужных исполнителей и больше не отвлекаться), и объективным. Под последним подразумевается следующее. Если проанализировать предлагаемый ниже вариант символической сборной Казахстана в рассматриваемом отборочном цикле (а это как раз те, кто вынес на себе основную нагрузку) с точки зрения возраста, то получится такая картина. Самому старшему, Бякову, к началу квалификации исполнилось 28 лет, самому младшему, Остапенко, – 22. Всем остальным было от 23 до 27 – золотой для футболистов возраст. То есть, возможно, Пайперсу повезло с этими игроками, и ему не было особой надобности искать других.

Необходимо упомянуть еще одно обстоятельство. Возглавив национальную команду в январе 2006-го, Пайперс практически одновременно стал и рулевым «Астаны», которая превратилась в базовый клуб сборной. Например, из 11 футболистов, включенных в стартовый состав на первый матч отборочного турнира, лишь четверо были не из «Астаны» – это Смаков, Карпович, Жумаскалиев и Балтиев, без которых, впрочем, сборную тогда невозможно было представить. Совмещение двух постов положительно сказалось на обеих командах: одна выиграла золото первенства страны (хотя было немало таких, кто подверг сомнению справедливость ее чемпионства), а другая достойно выступила на международном уровне. Думается, здесь сказалась ежедневная работа Пайперса с теми футболистами, которые играли за сборную и одновременно составляли костяк «Астаны». Правда, весной 2007-го голландский специалист оставил клуб, чтобы полностью сосредоточиться на главной команде Казахстана, но к тому времени часть столичных «сборников» перебралась в другие клубы.

Профессиональное достоинство

Как известно, главным работодателем Пайперса был всесильный тогда Рахат Алиев, которому не решались перечить очень многие даже из высших эшелонов власти. Но голландец как истинный европеец был в этом смысле лишен комплексов. И история, которую поведал недавно журналист Михаил Козачков (о том, как Пайперс во время собрания команды попросил нагрянувшего вдруг Алиева со свитой удалиться), скорее всего, соответствует действительности. Конечно, Арно дорожил своей довольно высокооплачиваемой должностью, но не настолько, чтобы жертвовать ради нее профессиональным достоинством. Он не позволял никому вмешиваться в свою епархию, тем более в вопросы комплектования сборной, что выгодно отличало его и от Шторка, и от Беранека.

Обладая чувством профессионального и собственного достоинства, голландец признавал такое же право и за своими подопечными. Поэтому он предоставлял им определенную свободу, никогда не перекладывал на них вину, не придирался по бытовым мелочам, чем злоупотребляют многие другие наставники, полагая, что игроков надо держать в ежовых рукавицах. А еще он старался не давать их в обиду. И всем этим завоевал авторитет среди футболистов, которые готовы были биться на поле не только за страну и за премиальные, но и за своего коуча. Тогда как многие казахстанские специалисты его недолюбливали – он казался им чересчур высокомерным (видимо, чувство достоинства перерастало в гордыню). Один из них, возглавлявший в ту пору нашу «молодежку» и тоже, как Пайперс, совмещавший это с тренерской деятельностью в клубе премьер-лиги, рассказывал, что как-то при встрече голландец даже не соизволил поздороваться и вообще сделал вид, что они незнакомы.

Но когда речь заходила об интересах команды, о создании необходимых условий для ее подготовки, Арно разговаривал со всеми, от кого это зависело, и шел до конца ради достижения цели. В частности, ни при одном из других тренеров сборная Казахстана не проводила столько товарищеских встреч. За неполные два года, с февраля 2006-го по сентябрь 2007-го, она сыграла их аж 14 – это помимо такого же количества отборочных матчей. Словом, невиданная для наших «сборников» игровая практика, а для главного тренера – широкие возможности в плане отработки тактических вариантов и командного взаимодействия, а также проверки кандидатов в команду (их, как известно, надо тестировать именно в товарищеских встречах, а не в официальных поединках, что мы часто видим в последнее время). И делалось все это, конечно, с подачи Пайперса, который в отношениях с федерацией был весьма настойчив и умел добиться своего.

Освобождение от комплексов

В последние годы сложилось устойчивое и в целом верное мнение, что чем больше казахстанских футболистов будут выступать в более сильных чемпионатах других стран, тем лучше для сборной. Но на начало квалификационного турнира 2006/07 в ее составе был только один такой игрок – Балтиев, который в «Москве» чаще сидел на скамейке запасных, чем выходил на поле (в конце 2006-го он вернется в Казахстан). В следующем сезоне таковых станет двое – Карпович (перешел из «Кайрата» в московское «Динамо») и Ляпкин («Химки»). Негусто, и в этом смысле у предшественника Пайперса выбор был побольше. Впрочем, в целом костяк сборной остался примерно таким же, каким он был при Тимофееве, – добавились лишь несколько футболистов «Астаны». Мало чем отличалась от предыдущего отборочного цикла и основная тактическая расстановка – в подавляющем большинстве матчей мы видели тех же двух опорных полузащитников и единственного форварда. И в общем-то ту же игру от обороны.

Зато Пайперс привнес нечто другое – это можно назвать тем же чувством достоинства, но перенесенным уже на игру сборной, на поведенческие установки футболистов в ходе матча. Они даже на поединки с гораздо более сильными соперниками перестали выходить заведомо обреченными, с дрожью в коленях. Иначе говоря, команда начала избавляться от «комплекса аутсайдера». Это проявлялось в том, что она не «ломалась» после первого же пропущенного гола и не переходила на сугубо «отбойную» игру, даже поведя в счете. Она старалась с первых и до последних минут выдерживать выбранную на матч тактику. Да, повторимся, в основном это была игра от обороны, но каждый срыв чужой атаки должен был венчаться не выносом мяча куда подальше, а попыткой организовать осмысленный контрвыпад. Конечно, не всегда это получалось, но желание просматривалось. И эта психологическая метаморфоза, произошедшая со сборной, – заслуга прежде всего главного тренера.

Отметим еще два момента. Первый – при Пайперсе команда научилась более или менее равномерно распределять силы на все 90 минут, чего не было ни при Тимофееве, ни позже, при Шторке и Беранеке. Кстати, в этой связи можно привести такую деталь. Голландец по ходу игры почти никогда не менял защитников, и, возможно, объяснение кроется в следующем. Есть исследования, доказывающие, что энергозатраты игроков обороны в целом ниже, чем у хавбеков и форвардов, и потому для поддержания необходимого темпа желательно не тратить лимит замен на защитников – лучше «освежить» среднюю линию и нападение.

Второй момент – Пайперс очень тщательно моделировал предстоящие игры, при этом иногда прибегал к довольно неожиданным экспериментам. Например, перед стартовым поединком в Бельгии он решил провести контрольный матч с «Астаной», причем сборная играла вдесятером против одиннадцати – то есть Арно решил проверить своих подопечных в усложненных условиях.

От сенсации до разгрома

Итак, 16 августа 2006-го в Брюсселе сборная Казахстана вступила в новый для себя отборочный цикл. Место в воротах занял Лория, в центре обороны расположились Жалмагамбетов и Кучма, по краям – Смаков и Егор Азовский, в опорной зоне – Карпович и Хохлов, на флангах полузащиты – Сергиенко и Жумаскалиев, в роли атакующего хавбека – Балтиев, в нападении – Бяков. До конца года этот состав почти не претерпит изменений, разве что иногда на поле будут выходить Травин, Утабаев, Ларин и Аширбеков. Но с возобновлением турнира весной 2007-го Бяков переквалифицируется в крайнего полузащитника, появится другой нападающий (обычно либо Суюмагамбетов, либо Остапенко), а Е. Азовского и Хохлова сменят соответственно Ирисметов и Скорых. В остальном же костяк сохранится до завершения квалификации.

Бельгийская сборная в ту пору переживала процесс смены поколений, но, тем не менее, мало кто из казахстанских болельщиков верил в способность нашей команды разжиться хотя бы одним очком. Однако она все же сподобилась на это. Да, хозяева имели заметное игровое преимущество, но и казахстанцы не отсиживались «в окопах». А главным героем стал Лория – назавтра в новостных выпусках «Евроспорта» не раз показывали сэйвы в его исполнении.

Вничью, но уже со счетом 1:1 (гол на счету Бякова), закончился и второй поединок нашей сборной – против азербайджанцев в Баку. Два очка в двух гостевых матчах – хорошее начало. Поэтому закономерно, что следующая, уже домашняя, игра против поляков собрала аншлаг на Центральном стадионе Алматы. И казахстанские футболисты постарались не ударить в грязь лицом. Могли забить очень активный Бяков и хорошо вошедший в игру Аширбеков, в паре эпизодов показалось, что судья имел основания назначить пенальти в ворота гостей. В итоге сказался более высокий класс соперника – 0:1. Проиграла команда Пайперса и спустя четыре дня – на сей раз финнам, пропустив два гола от знаменитых Литманена и Хююпя.

А завершился год для сборной Казахстана первым и последним в том квалификационном цикле крупным поражением – 0:3 от португальцев в гостях. Возможно, сказалось то обстоятельство, что для наших футболистов к тому времени сезон закончился, возможно, причина заключалась в чем-то еще, но они действительно провели свой худший матч и с точки зрения результата, и с точки зрения качества игры. Ну и, конечно, трудно было противостоять «звездному» составу соперника, в котором блистали Криштиану Роналду, Симау Самброза (они и забили все три мяча), Деку и другие.

Следующий матч, с сербами, должен был состояться ранней весной, а незадолго до этого, в первой половине марта, казахстанская федерация организовала в Шымкенте турнир с участием сборных четырех тюркских стран. К сожалению, он был омрачен предвзятым судейством в заключительной встрече между командами Казахстана и Узбекистана. Дело закончилось рукоприкладством, жертвой которого стал киргизский арбитр, и удалением пустившего в ход кулаки узбекского игрока, а главное – охлаждением отношений между футбольными федерациями двух стран.

Трепещите, фавориты!

Впрочем, с точки зрения подготовки нашей сборной участие в том международном турнире сослужило хорошую службу – менее чем через две недели она одержала самую громкую победу в своей 20-летней истории. Одолеть сербов, которые считались одними из главных фаворитов в группе, причем в марте, когда они по идее должны находиться в лучшем игровом тонусе, нежели наши футболисты, – это дорогого стоит. О том матче сказано и написано много, поэтому сегодня нет смысла повторяться. Напомним только, что в начале второго тайма Аширбеков открыл счет, затем Жумаскалиев удвоил его, а гости смогли ответить лишь одним голом в исполнении двухметрового Жигича. А после игры возбужденные толпы болельщиков долго не расходились по домам.

Правда, летом их ждало разочарование – наша команда недобрала очки в июньских домашних поединках со сборными Армении (1:2) и Азербайджана (1:1), оба раза оказавшись в роли отыгрывающейся. В первом случае Балтиев точным ударом с пенальти незадолго до финального свистка лишь подсластил горечь поражения, а во втором он же сравнял счет.

Осенняя «сессия» началась с выезда в Финляндию. Этот матч на нашу страну не транслировался, поэтому оценить игру подопечных Пайперса не было возможности. На гол Еременко (того самого, который на днях перешел в «Кайрат») еще до перерыва тем же ответил Бяков, однако в середине второго тайма хозяева сумели забить мяч, ставший для них победным. В следующем поединке, с бельгийцами в Алматы, сборная Казахстана поначалу не могла поймать свою игру и лишь после двух пропущенных голов серьезно взялась за дело. В итоге Бяков и Смаков (с пенальти) сделали счет ничейным, который стал справедливым исходом этого равного в общем-то поединка.

Не исключено, что наша команда могла сотворить сенсацию в гостевой встрече с будущими победителями группы – поляками, однако в дело вмешались непредвиденные обстоятельства. До перерыва казахстанцы почти ни в чем не уступали хозяевам, и гол Бякова отнюдь не выглядел случайным. Но в начале второго тайма на стадионе погас свет, на устранение неисправности ушло почти двадцать минут, и после этого вынужденного перерыва ситуация на поле кардинально изменилась: наши футболисты выглядели выпавшими из игрового ритма, тогда как поляки, напротив, резко прибавили в агрессивности, следствием чего стали три ответных мяча от Смолярека.

Спустя четыре дня казахстанцы в Алматы дали настоящий бой португальцам, причем судьба поединка, крайне важного для гостей в турнирном плане, решилась в самом его конце. А до этого красно-зеленые, по большому счету, ничего путного у наших ворот не смогли создать. На 83-й минуте они все же открыли счет, наши, пытаясь сравнять его, понеслись вперед и оголили тылы, чем воспользовался Криштиану Роналду. Перед самым финальным свистком Бяков один мяч отквитал – 1:2.

17 ноября сборная Казахстана должна была играть в Белграде, но из-за сильного снегопада матч перенесли на более поздний срок. А через четыре дня она вышла на поле ереванского стадиона. Фактически это был поединок за 6-7-е места в группе (8-е заняла команда Азербайджана), и нашим футболистам, чтобы подняться выше армян в турнирной таблице, требовалось обязательно выиграть. Эта задача была решена благодаря голу Остапенко – 1:0. Такой же результат, но уже не в нашу пользу, был зафиксирован и спустя три дня, по окончании перенесенного матча с сербами. Так закончилась эта отборочная кампания, самая длительная в истории сборной Казахстана.

Заложник своего успеха

При оценке итогов квалификационного турнира к Евро-2008, конечно, нужно учитывать тот факт, что в силу известных причин команды Армении и Азербайджана так и не сыграли друг с другом (впоследствии их уже на этапе жеребьевки станут разводить по разным группам). Если бы руководители этих республик не стали переносить конфронтацию с политической плоскости в спортивную, то, возможно, сборная Казахстана заняла бы не третье, а второе место с конца. Впрочем, дело не в турнирном положении, гораздо более важным было то, что у нас наконец-то появилась национальная команда, за которую не стыдно, которую стали побаиваться в Европе. Тогда нам казалось, что в конце тоннеля забрезжил свет, что вслед за сборной начнет подниматься и отечественный футбол в целом…

Этот самый подъем сборной имел и чисто конкретное выражение. Например, в рейтинге ФИФА она взмыла сразу на 36 позиций вверх – с 141-й (к началу отборочного цикла) на 105-ю. При жеребьевке следующего квалификационного турнира , к чемпионату мира 2010-го, ее впервые поместили в предпоследнюю, пятую, «корзину» (и до, и после этого она всегда оказывалась в компании самых слабых) – вместе с весьма крепкими, даже по европейским меркам, командами Словении, Австрии, Латвии… Помнится, популярное российское издание «Спорт-экспресс», анализируя возможные составы будущих отборочных групп, предпочло получить в соперники своей сборной из пятой «корзины» команду Исландии. То есть наша дружина даже в предпоследней «корзине» считалась, извините за тавтологию, не самой последней. Вроде бы мелочь, а приятно.

Словом, Пайперс задал для сборной Казахстана довольно высокую планку. И из-за этого же, в конце концов, пострадал сам. Новое руководство футбольной федерации, пришедшее к власти ближе к концу того отборочного цикла, осенью 2007-го, решило, что команда и впредь обязана выступать не хуже, а то и лучше. И когда в сентябре следующего года сборная, сформированная практически из тех же игроков, проиграла в новом квалификационном турнире очень сильным хорватам (которые несколькими месяцами раньше дошли до 1/4 финала Евро-2008, одолев по пути немцев) и украинцам, с Пайперсом решили расстаться. Вот что сказал один из руководителей ФФК: «Как долго мы должны были терпеть это? Федерации футбола Казахстана стыдно перед болельщиками за сложившуюся ситуацию. Мы должны извиниться за эти поражения. Мы начинаем искать нового тренера прямо сейчас».

Новый тренер был найден в лице немца Бернда Шторка…

Женис БАЙХОЖА

Фото Мэлса Этикбаева

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;