Футбол

«Омоновец» Алексей Мулдаров (+Видео)

«Омоновец» Алексей Мулдаров (+Видео)
news-banner7
mobile-news-top
Так получилось, что дебютант национальной сборной Казахстана Алексей Мулдаров провел первый матч на международном уровне лишь в 29 лет, хотя многие российские издания ставят его в один ряд с великими южноосетинскими спортсменами. Об ужасах войны, тяжелой судьбе и праве защищать цвета казахстанского флага экс-капитан «Мордовии» рассказал в интервью корреспонденту «PROСПОРТ Казахстан».
 
Досье «PROСПОРТ»
Алексей Мулдаров - игрок «Актобе» и национальной сборной Казахстана.
Родился 24 апреля 1984 г. в Цхинвали (Грузинская ССР, СССР)
Рост: 189 см, вес 80 кг
Амплуа: центральный защитник, опорный полузащитник
 
Клубная карьера:
2001–2005 «Моздок»
2005–2007 «Краснодар-2000»
2008 «Губкин»
2009–2013 «Мордовия»
2013–н.в. «Актобе»
 
 
 
– В «Мордовии» Вы были лидером и капитаном. Как в Саранске восприняли ваш уход?
– Многие болельщики звонили, они были в шоке. Спрашивали, почему так решил. Ответ прост – ушел
тренер Федор Щербаченко.
 
– А руководство как приняло это Ваше решение?
– Руководители меня удерживали. Директор уговаривал. Но я объяснил, что желания нет играть там больше, и меня поняли.
 
– Быть может, с новым тренером общего языка не нашли?
– Нет, мы с ним сошлись нормально. Сборы я прошел с командой, но уже не в своей тарелке себя чувствовал. Четыре года там играл, и тут раз – тренер уходит, и что-то вообще не так…
 
«Я сам себя выкупил у «Мордовии»
 

- После Вашего ухода капитанскую повязку получил Руслан Мухаметшин. Вы не раз говорили об этом футболисте в восторженных тонах.

- Чтобы так заиграть, надо быть инопланетянином. Руслан ведь с баскетбола в футбол пришел. Помню, его взяли в «Мордовию», и он как начал забивать! У  нас ведь задача была не вылететь во вторую лигу,  а мы заняли шестое место. Тогда мы два раза «Кубань» Петреску обыграли. Через год, когда вышли в премьер-лигу, Руслан 31 гол забил. В недавно завершившемся сезоне он отличился 11 раз, став в высшем дивизионе лучшим бомбардиром среди российских игроков.

- Почему его не приглашают в национальную сборную России?

- Думаю, из-за возраста, ему ведь 31 уже, и в футбол он поздно пришел.

- В чем же его секрет?

- Он фартовый, конечно, но и работяга. Всегда первым бежит. Даже вот если на приставке в «Pro Evolution Soccer» я его обыграю, он месяц со мной может не разговаривать потом – до того не любит проигрывать, даже в виртуальном футболе! Про бильярд я уже не говорю.

- Теперь Вам, наверное, не с кем играть в футбольный симулятор…

- С сыном играем, но я посильней, конечно. Он «Барселону» всегда выбирает, а я – «Мордовию». За себя интересно играть. Меня там по показателям нормально сделали (смеется). У нас с Мухаметшиным, по-моему, одинаковые. Разработчики ведь делали все еще  по первой лиге, а я тогда лучшим защитником стал, Руслан – лучшим бомбардиром и игроком.

- Вы ведь за «Ювентус» болеете?

- Да. Началось с того, как я побывал на матче «Ювентуса» с «Ростовом» в тогда существовавшем Кубке Интертото. Тогда еще Давидс играл, Конте. Потом еще был на игре в Донецке. Думаю, скоро поеду в Италию.

– Федор Щербаченко рассказывал, что к нему Вы пришли игроком совершенно другого уровня, нежели сейчас.
– Да, но у меня всегда было желание работать. Никогда не останавливался, тренировался как мог. Все отдавал футболу. Я к нему попал в «Краснодар-2000», во вторую лигу, зону «Юг». Там я поиграл три года. После этого Щербаченко ушел в клуб «Губкин» и я пошел за ним. Затем его пригласили в «Мордовию». У меня тогда был вариант с «Черноморцем», который также принял один из бывших тренеров «Краснодара-2000», но я к Щербаченко поехал.
 
– Еще Федор Анатольевич говорил, что на момент перехода в «Краснодар-2000» Вы почти не говорили по-русски…
– Он вообще с юмором человек.
 
– По натуре Вы – лидер. Однако таких как вы в «Актобе» несколько. Тяжело было освоиться?
– С этим проблем не было. В «Актобе» у нас очень дружная команда. Нечто подобное я видел только в «Мордовии», когда мы выступали в первой лиге.
 
– Это заслуга Владимира Никитенко или так было еще при Муханове?
– Раньше тоже здесь все так было, я ведь и тогда следил за «Актобе». Думаю, началось все со Смакова. Он держал команду.
 
– Вы с ним знакомы?
– Да, недавно познакомились, как раз на мой день рождения. Он мне позвонил, поздравил, а потом мы еще встретились здесь, в Алматы.
 
– Вы шли в «Актобе», играющий в атакующий футбол, или знали, что сейчас тактика немного изменилась?
– Все знают, что «Актобе» играющая команда, всегда первым номером действует. Сейчас говорят, мол, мы от обороны играем, но я бы так не сказал. Тренер никогда не дает нам такую установку.
 

- В один из сезонов в составе «Мордовии» Вы забили 8 голов.

- Это когда в первой лиге играли. Со «стандартов» в основном.

- В чемпионате Казахстана часто бегаете вперед?

- Да, но пока что-то никак не получается забить.

– До перехода в «Актобе» Вы видели игры актюбинцев?
– Конечно! На одной из них даже присутствовал лично. Было это, когда во Владикавказе «Актобе» играл с «Аланией». Тогда актюбинцы прилично сыграли. Еще нападающий был хороший – Мане. Вообще, в России «Актобе» все знают. Когда мне позвонил агент и спросил, как я смотрю на предложение перейти в этот клуб, я сразу же согласился.
 
– Другие варианты были?
– У меня же контракт был с «Мордовией». Слухи ходили, но ничего конкретного. А до этого я был одной ногой в «Ростове», но руководители «Мордовии» не согласились.
 
– «Ростов» хотел выкупить Ваш контракт?
– Да, «Ростов» платил, но почему-то так и не договорились.
 
– В «Актобе» Вас отпустили без отступных?
– Я оставил свою зарплату за два месяца. Получается так, что я сам себя выкупил у «Мордовии» (смеется). Вообще, из Саранска тяжело было уходить – мне ведь почетного гражданина города дали. И как-то весь город меня знает, и тяжесть была, когда уходил…
 
«У болгар ни одного момента не было – кто в футболе разбирается, тот подтвердит»
 
 
– Когда ехали в Казахстан, знали уровень чемпионата?
– Раньше на сборах мы часто проводили матчи с казахстанскими командами, и играть было легко. Сейчас же вы сами видите, как чемпионат вырос. Очень трудно играть. Все команды укрепились прилично.
 
– На Ваш взгляд, какой клуб самый сильный на данный момент в премьер-лиге?
– Да все сильные. Даже «Восток» крепкая команда. Очень сложно было с ними.
– Сравните инфраструктуру «Актобе» и «Мордовии».
– Вообще Казахстан в этом уступает России. Поля, стадионы, телевидение – все это хромает здесь, надо поднимать. А так Актобе – волшебный город. Он живет футболом.
 
– Есть у Вас и опыт выступления за клуб из совсем маленького города Губкин.
– Это самый чистый город из тех, где я был. Стадион маленький, такого стадиона я даже больше не вспомню, настолько приятно играть там.
 
– А в Казахстане какую арену могли бы отметить?
– Ну, мне больше всего в Алматы понравился стадион. В Астане поле искусственное. Так-то стадион красивый, но в Алматы лучше.
 
– Алматинский Центральный Вы запомните навсегда – там состоялся ваш дебют в составе национальной сборной.
– В этом плане не люблю его – два раза там проиграл. И как-то одинаково – первый тайм 0:0, а во втором проигрывали. Хотя, если честно, с «Кайратом» игра была ничейная. С одной стороны, это поражение нам на пользу пошло, ведь до этого сколько мы не проигрывали, а как уступили в Алматы, после уже ошибок не совершили, слава Богу. Что касается матча с Болгарией, то в первом тайме мы неплохо сыграли. У болгар ни одного момента не было – кто в футболе разбирается, тот подтвердит. Жаль, что перед болельщиками проиграли…
 
– В эпизоде со вторым голом Вы были одним из тех, кто вел борьбу за мяч.
– Да, я не дотянулся там. Подача хорошая была, и вратарю трудно выходить было.
 
 
– Что сказал Вам после игры Мирослав Беранек?
– Ничего, руку пожал просто.
 
– А до матча?
– Общались с его ассистентом Григорием Бабаяном. Он объяснил мне все, что нужно, все-таки меня в первый раз вызвали. Но все равно я себя не в своей тарелке чувствовал. Только познакомился с ребятами и такая обстановка… Волнение у меня было. Ну, ничего, это бывает.
 

- Кто помогал адаптироваться?

- Мои одноклубники – Юра Логвиненко, Гридин, Сидельников.

- Ожидали, что будет столь нелегко влиться в состав сборной?

- В первый раз всегда тяжело, не только в сборной. Даже чемпионат когда начинается, первая игра всегда сложной бывает. А у болгар, если честно, очень приличная команда. Так у них все наиграно, так все быстро делают… Есть к чему стремиться нам.

- Кого тяжело было сдерживать? Божинова?

- Не, я бы не сказал, что Божинов прям чем-то выделялся. Вся команда у них равная, одинаковая какая-то. Болгария Японию обыгрывает, а мы им бой дали. Если бы еще Шомко попал там… Хотя нельзя так – «если бы» да «если бы». Но мы прижали их.

«…всех, кто играл в футбольных школах, выгнали, а на их места пришли дети начальников»
 
– Как для Вас вообще появился вариант со сборной?
– У меня ведь здесь много родственников. Двоюродные братья в Актау живут, а троюродный– в Алматы. Они очень сильно радовались, что я попал в сборную. Я ведь многое знал о Казахстане – они мне рассказывали всегда.
 
– А об Актобе что рассказывали?
– Что «Актобе» – это как в России «Спартак», народная команда тоже.
 
– Долго думали перед тем, как решиться поменять гражданство?
– Нет, почти сразу согласился. Посоветовался с братьями, они сказали, чтобы я соглашался.
 
– В чем секрет успехов «Актобе»?
– Во-первых, у нас все очень дружные, начиная от поваров, и до водителей. Ну, и конечно это заслуга тренера.
 
– Вы ведь играли в юношеской сборной России. Почему не дошли до национальной команды?
– Когда пришло время переходить во взрослый футбол, как раз когда подписал контракт с «Аланией», меня сбила машина. Я получил двойной перелом ноги, после чего уехал играть за «Моздок» во вторую Лигу зоны «Юг». Там же еще какая ситуация была – всех, кто играл в футбольных школах, выгнали, а на их места пришли дети начальников. На счет этого, конечно, на Кавказе некрасиво делают. «Своих» берут, по «блату». Те же, кого тогда взяли вместо нас, сейчас не играют на профессиональном уровне. Я с ними общаюсь, и один из них, например, в аэропорту работает, другой – в прокуратуре. Никто из них не заиграл, а те, кто в «Моздок» со мной поехал, сейчас выступают в разных лигах России. Сейчас все изменилось, местных берут в «Аланию». 
 

- Из нынешней молодежи «Алании» в глаза бросается Арсен Хубулов.

- Он из моего села. Хорошо знаю Арсена и его отца. Думаю, ему по силам заиграть в зарубежном чемпионате. Сейчас Арсен оправляется от травмы, и он кажется даже с молодежной сборной на чемпионат Европы не поехал, но, думаю, все еще у него впереди.

– Вам знаком казахстанец Сергей Тимофеев, который был в составе «Алании» (тогда – «Спартак». – Прим. авт.), ставшей чемпионом второго дивизиона чемпионата СССР?
– Я помню всех игроков из той команды, и Тимофеева тоже. Он ведь сейчас тренирует «Сахалин», и шестеро его игроков – мои соседи. Они в зоне «Восток» третье место взяли в прошедшем сезоне.
 
«…не было ни бутс, ни денег на маршрутку, так что приходилось по три часа идти на тренировку пешком»
 
– На заре карьеры у Вас не возникало желания все бросить?
– Было такое. «Моздок» считался командой-трамплином, откуда все шли по разным командам. У нас тогда коллектив хороший был. Например, Владимир Габулов играл. Когда я там в третий раз сломал ногу, уже все бросил. Но затем мне позвонили с предложением поехать на просмотр в клуб «Краснодар-2000». Получилось, зацепился. Ехал туда без особой надежды. Президент «Моздока» тогда говорил: «Попробуй, может получится. А нет, так нет». Там 27 человек было, и меня только одного оставили. Было два матча, я играл на позиции опорного полузащитника, в центре. И как-то сразу все получилось, гол забил, хорошо сыграл в общем. Меня сразу же позвали и спросили: «Подписывать контракт будем?». Конечно же, я согласился.
 
– Если бы не получилось, чем бы занимались сейчас?
– Наверное, омоновцем бы был. У меня ведь друзья все – кто в омоне, кто в прокуратуре. 
 
– Вы покинули Южную Осетию из-за военных действий?
– Да, и перспектив не было. Нам тренер кидал мяч, и это было всей тренировкой. Затем родители остались работать в Цхинвали, а я жил во Владикавказе у родственников. Тогда я уже попал в школу ДЮСШ «Юность», но не было ни бутс, ни денег на маршрутку, так что приходилось по три часа идти на тренировку пешком. Такие вот сложности у меня были. Тогда я учился в девятом классе.
 
– Существует история о том, как Ваши родители во Владикавказе приютили много беженцев из Южной Осетии. Это правда?
– Да, это было в 2008-м году, когда я за «Губкин» выступал. Точное количество не скажу, но 50 человек было. У нас ведь родственников много. В Осетии так принято, что даже однофамильцы считаются близкими.
 
– О войне у вас осталось много воспоминаний?
– Когда мы уехали, моя сестра осталась в Южной Осетии и всю войну просидела в подвале. Тогда я места себе не находил, и уже готов был уехать туда, попробовать забрать ее, но Щербаченко меня постоянно охранял. Мы с мамой всегда на телефоне сидели, и когда ситуация стала получше, сестра вышла на связь и приехала. Война это страшно. Никому не желаю это видеть. Друзья, которые воевали, такое рассказывали…
 
Алым Жалелов
 
 
 
 
 
 
 
 
«PROСПОРТ Казахстан» выражает благодарность пресс-службе футбольного клуба «Актобе» и лично Павлу Лаптеву за помощь в организации интервью.
 
 

 

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии