Непотопляемые

Непотопляемые

Дело Сергея Пасько, который прошлой осенью был пожизненно отстранен от обслуживания матчей чемпионата Казахстана, однако по-прежнему продолжает руководить комитетом судейства и инспектирования Алматинской городской федерации, побудило нас вспомнить тех, кто ранее каким-то образом проштрафился, но, тем не менее, и сейчас далеко не на последних ролях в отечественном футболе.

«Дело арбитров»

В конце 2007-го новая команда во главе с Адильбеком Джаксыбековым, пришедшая к руководству ФФК, инициировала громкое дело в отношении наиболее одиозных арбитров. Поводом послужило не судейство в отдельных матчах, как в случае с Пасько, а их репутация в целом. Как было сказано в пресс-релизе, «решение о применении санкций к указанным представителям судейского корпуса вынесено на основании анализа, проведенного Коллегией футбольных арбитров, и с учетом мнений абсолютного большинства руководителей футбольных клубов». Четверо – Серик Утегенов, Тулеген Тюлюбаев, Рашид Хуснутдинов и Сергей Тукмачев – были пожизненно отстранены от обслуживания игр чемпионата Казахстана вообще, а еще один, Исагали Бакберген, – от судейства в высшем дивизионе.

Если рассматривать с чисто юридической точки зрения, то их дисквалификация (как, кстати, и Пасько) распространялась лишь на арбитраж в первенстве страны и не касалась других видов футбольной деятельности. Поэтому тот факт, что некоторые из этих людей сейчас занимают те или иные посты в региональных федерациях или клубах, вроде бы не должен особо напрягать спортивную общественность. Но есть и морально-этическая сторона дела. Все-таки против них были выдвинуты тяжелые обвинения, которые до сих пор не сняты (во всяком случае, официальных сообщений по этому поводу не было), а сами они не предпринимали попыток доказать свою невиновность и честность, «смыть позорное пятно» со своей репутации – например, через футбольные инстанции или через гражданские суды. В частности, Хуснутдинов тогда заявил: «Я 18 лет проработал арбитром, и все это время у меня не было ни одного нарекания. Если руководство ФФК решило, что я такой, значит, нет смысла подавать какие-то апелляции» (газета «Время»). Насчет отсутствия нареканий он, конечно, лукавил – болельщики могли бы припомнить ему немало матчей с, мягко говоря, неоднозначным судейством. Что же касается нежелания подавать апелляцию, то это обычная в нашем футболе линия поведения: «лишний раз не шуметь, немного отсидеться в тихой заводи, а затем, когда волна спадет, снова выплыть наружу, пусть и в другом качестве». Такая тактика обычно срабатывает, и фигуранты «дела арбитров» не стали в этом смысле исключением.

…В том же предыдущем номере «PROСПОРТ» процитировал Александра Мазманьяна, на тот момент руководителя судейского комитета ФФК: «Чтобы «достучаться» до судьи, инспектор должен обладать огромным опытом и таким же авторитетом». Правильная в общем-то мысль, но… Не знаю, что имел в виду Александр Николаевич, говоря об «авторитете», однако наличие в списке ныне действующих футбольных инспекторов Исагали Бакбергена, одного из той пятерки, наталкивает на вывод, что мы с ним по-разному понимаем значение этого слова. На мой взгляд, понятие «авторитет» имеет, прежде всего, морально-этическое наполнение, о чем говорилось выше.

В числе пожизненно дисквалифицированных был и другой шымкентский арбитр – Серик Утегенов. Эти же имя и фамилия сегодня значатся в списке руководителей Ассоциации (федерации) футбола Южно-Казахстанской области. Причем Утегенов занимает ответственный пост генерального секретаря, который обычно и руководит всей текущей работой (президентом ассоциации является аким области). Видимо, тоже очень авторитетный человек.

Но всех своих «собратьев по несчастью» переплюнул Рашид Хуснутдинов, который сегодня в одном лице совмещает должности генерального директора ФК «Акжайык» и президента Западно-Казахстанской областной футбольной ассоциации (по данным официального сайта ФФК). В общем, бог и царь всего регионального футбола. С момента вынужденного завершения судейской карьеры и до прихода Хуснутдинова на пост руководителя клуба прошло совсем немного времени – уже в 2009-м он был одним из тех, кто вывел «Акжайык» в премьер-лигу. Правда, кое-кто посчитал, что команда добилась успеха не совсем честными методами, и из-за этого разгорелся серьезный скандал, который, впрочем, не получил широкого освещения в республиканской прессе и ограничился рамками ЗКО. Началось с того, что в конце того же 2009-го «Уральская неделя», известная своими острыми материалами, опубликовала заметку под рубрикой «Личное мнение» и под красноречивым заголовком «Высшая липа «Акжайыка». Под подозрение автора попал в том числе и переходный матч с «Окжетпесом» за право выйти в высший дивизион. ФК «Акжайык», возглавляемый Хуснутдиновым, подал иск о защите чести и достоинства. В конце концов, он выиграл судебный процесс, но, как говорится, осадок остался. Да и то, что уральский клуб в последние годы постоянно фигурирует в списке злостных задолженников по зарплате перед футболистами, далеко не лучшим образом характеризует его руководителя.

Исправленному верить?

В 2008-м в казахстанском футболе произошла история, получившая очень громкий резонанс. Экспертная комиссия ФФК признала матч между «Шахтером» и «Востоком» прошедшим «без должной спортивной борьбы». Действительно, уже один только эпизод с последним забитым голом не оставлял сомнений в «странном» характере встречи. После разбирательств на заседаниях КДК и Апелляционного комитета в отношении пятерых должностных лиц клубов было вынесено суровое наказание – «запрет на осуществление связанной с футболом деятельностью на срок 5 лет (60 месяцев)». Назовем их поименно: в «Востоке» – директор клуба Владимир Головатюк, менеджер Александр Кулаков, главный тренер Александр Голоколосов; в «Шахтере» – исполнительный директор Григорий Лория, начальник команды Владимир Нидергаус.

Однако не прошло и полугода, как был прощен первый из названной пятерки – Нидергаус. Это случилось весной 2008-го. Он вернулся в «Шахтер», а позже его даже пригласили в штат ФФК и назначили главой департамента сборных команд. «Помилованию» Нидергауса предшествовало его покаянное заявление. Правда, сделал он это настолько витиевато и неопределенно, что многие так и не поняли, какой конкретно факт стал предметом его раскаяния – то ли упомянутый матч между «Шахтером» и «Востоком», то ли случившаяся незадолго до этого судебная тяжба с Вячеславом Ледовских и ФФК. Напомним, главный тренер «Окжетпеса» обвинил начальника команды «Шахтер» в попытке подкупа для обеспечения нужного результата матча между этими клубами, а КДК дисквалифицировал Нидергауса на 36 месяцев (Апелляционный комитет скостил этот срок до 6 месяцев). Однако последнему удалось через суд опровергнуть подозрения в свой адрес и добиться отмены санкций… чтобы буквально через несколько дней оказаться в эпицентре нового скандала.
Недолго пребывал вне футбола и Лория – в марте 2010-го, то есть через полгода, он возглавил ФК «Астана». К тому времени другой фигурант этого дела Кулаков (в прошлом арбитр, руководитель судейского корпуса ФФК) уже работал в Алматинской городской федерации футбола. А Головатюк, несмотря на пятилетнее отлучение, еще более двух лет оставался членом исполкома ФФК (!) – вообще факт вопиющий. Кстати, менее чем через год он был избран секретарем усть-каменогорского гормаслихата, то есть руководителем депутатского корпуса областного центра, а сейчас, кроме того, является вице-президентом федерации футбола ВКО.

Реабилитация Нидергауса и Лории, как известно, сопровождалась соответствующими комментариями руководителей ФФК. Но были ли официально пересмотрены санкции в отношении них – это осталось за кадром. Применительно же к Кулакову и Головатюку вообще не было никаких комментариев, но, тем не менее, они вернулись в «игру миллионов» до истечения срока их дисквалификации. А ведь, в отличие от Пасько, который отстранен только от судейства, им было запрещено в течение пяти лет вообще заниматься деятельностью, связанной с футболом. Или же сотрудники контрольных органов ФФК считают, что работа в региональных федерациях никак с футболом не связана?

Наш пострел везде поспел

За год до матча «Шахтера» с «Востоком» в чемпионате Казахстана был похожий случай, в котором оказались замешаны «Кайрат» и «Экибастузец». Признав игру этих команд прошедшей «без должной спортивной борьбы» и изгнав клуб из Павлодарской области в первую лигу, соответствующие органы ФФК в то же время не вынесли никаких санкций в отношении «Кайрата», который благодаря победе в этом матче (он состоялся в заключительном туре) сохранил прописку в высшем дивизионе. Разумеется, не были наказаны и руководители алматинского клуба. А генеральным директором ФК «Кайрат» на тот момент являлся Асхат Акылбеков – весьма любопытный персонаж.

До этого, в 2004-2005 г.г., он был президентом ФК «Жетысу». В последний год его пребывания на этой должности семиреченская команда с треском вылетела из высшего дивизиона, а сам Акылбеков покинул клуб. Столь печальный финал не помешал ему летом 2007-го стать руководителем «Кайрата», который в тот период столкнулся с серьезными финансовыми проблемами. Роль кризисного менеджера Акылбекову явно не удалась: ни в тот год, ни в следующем 2008-м обещанные спонсоры не появились, игроки месяцами не получали зарплату, и в конце концов клуб был вынужден отказаться от участия в премьер-лиге.

Прокантовавшись в течение следующего сезона в качестве менеджера Национальной футбольной лиги (НФЛ), наш герой в начале 2010-го оказался в столичном «Локомотиве» (сейчас «Астана»), причем опять на должности генерального директора. Но пробыл там недолго и вскоре объявился в усть-каменогорском «Востоке». В последние месяцы того года он вроде бы наконец-то поймал за хвост птицу удачи. Возглавляемый им клуб получил право вернуться в класс сильнейших, а его самого избрали (точнее будет сказать, назначили – ведь все знают, как это делается) председателем Совета лиги, то есть человеком, который должен представлять и защищать интересы всех казахстанских клубов. Однако в 2011-м «Восток» оказался в финансовом кризисе и по итогам чемпионата безвольно занял последнее место. Тем не менее Акылбеков недолго оставался без работы: весной 2012-го его призвали на должность генерального директора «Окжетпеса». Трудно сказать, что явилось причиной, но уже вскоре он оставил Кокшетау. Впрочем, не исключено, что в нынешнем году Акылбеков снова где-нибудь проявится – ведь он успел поработать лишь в половине клубов премьер-лиги, а есть еще другая половина. Причины же его живучести в футболе и уникальной востребованности могут стать предметом особого исследования, для чего, видимо, придется обратиться за консультациями в ФФК.

Понятно, что одиссея Акылбекова – немного из другой оперы, нежели истории других героев этой публикации. Но всех их объединяет одно качество – непотопляемость. Даже будучи уличенными в неблаговидных делах, либо провалив ту или иную работу, они продолжают оставаться на плаву. Неужели они настолько нужны казахстанскому футболу, что без них ну никак?

Женис Байхожа

Материал из газеты «PROСПОРТ Казахстан» за 08. 03. 2013 (№ 8)

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;