Футбол

Павел Астафьев: «Для Западной Европы Казахстан не входит даже в третий эшелон селекционной работы»

Павел Астафьев: «Для Западной Европы Казахстан не входит даже в третий эшелон селекционной работы»

Известный в узких кругах специалист дает свою оценку казахстанскому футбольному рынку, удивляется его особенностям и комментирует переход Бауыржана Исламхана в «Кубань».

Российский агент Павел Астафьев не понаслышке знаком с реалиями казахстанского футбола, хоть и не участвует активно в трансферных делах местных клубов. Сейчас он больше сосредоточен на том, чтобы отыскать в малоперспективном казахстанском рынке хоть что-то стоящее для Европы. В Европе Астафьев имеет неплохие «завязки» с различными клубами – большими и не очень. И больше занимается именно скаутской деятельностью. Пусть этот термин пока в Казахстане еще не прижился, но рано или поздно и наши клубы придут к цивилизованным методам работы.


«Как убедить спортивного директора условного «Амкара», что на человека, играющего бок о бок с выходцем из третьего по силе дивизиона России, стоит обратить внимание?»

– Наша беседа проходит на фоне появления новости о том, что Бауыржан Исламхан подписал трехлетний контракт с «Кубанью». Что скажете по этому поводу?
– Если честно, немного удивлен. Удивлен тем, что ждать этого события пришлось так долго. Я Исламхана видел почти два года назад на матче молодежной сборной Казахстана со сверстниками из Франции. Хотя преимущество хозяев тогда было подавляющим, проблески разумной игры на фоне такого соперника у Бауыржана были видны. А ведь потом был Кубок Содружества 2012 года, когда Исламхан здорово проявил себя, дебют в национальной сборной. Возможностей увидеть талантливого игрока было много. И если для Западной Европы Казахстан не входит даже в третий эшелон селекционной работы, то соседи из России могли обратить на него внимание как минимум год назад. Как бы то ни было, отъезд игрока может стать приличным толчком к развитию казахстанского футбола. Переезд Давида Лории и Самата Смакова в Турцию – это одно. До их опыта и признания дорасти суждено единицам, а вот талантом и трудолюбием пробить себе дорогу в более сильный чемпионат в юношеском возрасте – чем не мотивация для молодых футболистов.

– Можно ли считать интерес к Исламхану со стороны российских клубов началом определенной тенденции или это все же «разовая акция»?
– Думаю, что все будет зависеть от того, как Бауыржан себя проявит в России. Думаю, за этим будут пристально следить. До сих пор от российских коллег приходилось слышать лишь: «Хороший игрок? А кто сейчас из казахстанцев в России играет?» Теперь можно будет ткнуть пальцем в Исламхана. Впрочем, отсутствие казахстанцев в России – это только полбеды. Есть и обратная ситуация, когда в клубы КПЛ приезжают игроки из второй российской лиги, да еще и в сборной выступают. Как убедить спортивного директора условного «Амкара», что на человека, играющего бок о бок с выходцем из третьего по силе дивизиона России, стоит обратить внимание? Возвращаясь же к ситуации с Исламханом, сказал бы, что игроков, равных ему по таланту, с перспективой роста, я пока в Казахстане не видел, а учитывая, что казахстанцы в России считаются легионерами, вряд ли кому-то они будут интересны. Не забывайте и о повышенных зарплатах лимитчиков.

– Кажется, Вы неплохо осведомлены о казахстанском футболе.
– Насколько это возможно в тех условиях, когда практика показа матчей казахстанской премьер-лиги только-только становится постоянной. Стараюсь следить за матчами молодежной сборной. Несколько раз попадались записи юношеских команд. Пожалуй, именно этот уровень мне интереснее всего. В КПЛ выступают уже, по сути, готовые мастера, а вот на детско-юношеском уровне можно разглядеть перспективных ребят.

Валерий Коробкин, попавший к нам из клуба второго российского дивизиона, в форме национальной сборной Казахстана.

– Если не ошибаюсь, Вы с кем-то из игроков в Казахстане работаете?
– Да, есть несколько ребят, которым я помогаю и даю советы, но в казахстанском футболе есть свои особенности, к которым после работы во Франции сложно привыкать. Если в Западной Европе игрок перестает считаться «молодым» годам к 19, то в Казахстане таким могут назвать и 23-летнего футболиста. Плюс к этому есть свои «понятия». Вообще, чем дольше я работаю на агентском поприще и чем чаще сталкиваюсь со скаутскими просьбами, тем чаще у меня возникает желание переключиться с одного на другое.

«Не могу понять, почему в командах КПЛ, бывает, не знают ярких футболистов из первой лиги или игроков юношеских и молодежных сборных»

– Вы сотрудничаете с рядом европейских клубов, помогаете им в поиске молодых и талантливых игроков. Расскажите подробнее об особенностях селекционного процесса.
– Мне приходилось выполнять разные задачи. Одна из них заключалась в том, чтобы подготовить скаутинговый отчет по выступающим в России футболистам. Тут в принципе все просто. Кто-то из тренерского или селекционного отдела заметил игрока и попросил собрать о нем информацию, и тогда уже клубы обратились ко мне. Был опыт работы как раз на юношеских турнирах. Я смотрю матчи, отмечаю перспективных, на мой взгляд, игроков и сообщаю об этом в селекционную службу. Тут уже у клуба два пути: кто-то из селекционеров выезжает на следующий матч команды, чтобы следить конкретно за этим футболистом, либо заинтересовавшего игрока приглашают на просмотр.

– В прошлом сезоне вы нашли для «Сункара» македонского защитника Николу Тонева, который был признан лучшим игроком каскеленцев. Затем он пошел на повышение, перейдя в «Тобол». Насколько это сложно – угадать с игроком для определенного запроса от клуба?
– Если мы говорим о конкретной ситуации, то здесь все было достаточно просто. Я присмотрел Николу еще в 2010 году для «Тараза», так что о его способностях знал очень хорошо, и когда «Сункару» понадобился центральный защитник, то его фамилия всплыла сразу. Тем более что ситуация в «Волгаре» у него тогда складывалась не лучшим образом, так что в переходе оказались заинтересованы все три стороны. Если же говорить о сложности угадать, то она очень велика. И многое тут зависит от конкретности запроса со стороны клуба. Можно попросить найти «правого полузащитника», а можно – «правого полузащитника со скоростью, с техникой, способного на нестандартные действия». Под последнее определение игроков типа Стюарта Даунинга, которые всегда идут до лицевой линии и навешивают в штрафную, можно не предлагать. Или, бывало, попросят найти левого полузащитника, а спустя недели поиска и отказов оказывается, что он должен быть обязательно левшой. Все остальное уже зависит от насмотренности скаута.

– В казахстанских клубах не особо принято, а кое-где и не слыхивали про то, что игроков можно «вести» до начала трансферного окна, а не устраивать просмотры на сборах и тратить большие суммы на билеты и отель. Как считаете, почему наши клубы не хотят подходить к делу профессионально?
– Здесь есть несколько специфичных для Казахстана моментов. Первый – вопрос чисто финансовый. Бюджет клуба может быть утвержден уже после новогодних праздников, когда команды начинают проходить первые сборы, а ведь от его величины зависит то, каких игроков тренер может пригласить. Вот и выходит, что есть риск продешевить. Существуют и другие причины: частая смена тренеров, отсутствие института селекционных отделов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не могу понять, почему в командах КПЛ, бывает, не знают ярких футболистов из первой лиги или игроков юношеских и молодежных сборных. Но реалии в настоящий момент именно такие.

– Предположим, что вам удалось пробудить интерес иностранного клуба к молодому казахстанскому дарованию. Какие преграды и проблемы возникают в таких случаях? Отсутствие Казахстана на карте ЕС или что-то еще?
– Прежде всего, конечно, гражданство. До 18 лет игроки не могут свободно перемещаться из одной страны в другую. Тут есть свои лазейки, требующие кропотливой работы со стороны клуба. Думаю, игрок должен быть невероятно талантливым, чтобы европейцы решили этим заняться, а не ждать до совершеннолетия. Обязательно возникнет языковой вопрос, а со знанием иностранных языков в Казахстане не так гладко. Есть и другие тонкости. Расскажу историю: после поездки команды «Жетысу» 1995 года на французский турнир одна из местных академий заинтересовалась игроком талдыкурганцев. В связи с определенными требованиями регламента его могли взять только на «стажировку», но клуб его не отпустил. Отмечу лишь, что этот футболист до сих не подписал контракта с «Жетысу» и его лишь подтягивают к дублю. В принципе это к тому же вопросу о селекционной работе.

– Директор одной из шымкентских ДЮСШ Али Суюмагамбетов в интервью нашему изданию отмечал, что они тесно сотрудничают с вами. В чем это заключается?
– Мы решили начать с малого, занимаемся организацией поездки одной из их команд на турнир во Францию. Надеюсь, после нее сможем начать разработку полноценной программы, которая будет включать в себя участие в международных турнирах и сотрудничество с европейскими коллегами. Не хочу забегать вперед, слишком уж многое должно сложиться воедино.

Казбек Исмаилов

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;