Даулет Турлыханов: «Уверен, что борьба останется в олимпийской программе»

Даулет Турлыханов: «Уверен, что борьба останется в олимпийской программе»

Открытие собственного офиса FILA в старинном замке в швейцарском Корзье, членство в ассоциации  международных федераций олимпийских летних видов спорта, многовековая история, а главное уверенный тон ее президента Рафаэля Мартинетти, казалось бы, говорили о незыблемых позициях спортивной борьбы в олимпийском движении и радужных перспективах этого спортивного жанра в целом. И вот такая олимпийская твердь под ногами борцов зашаталась. И, как всякого рода катаклизмам, борцовская общественность оказалась не готова к первому удару. Исполком МОК порекомендовал исключить борьбу из олимпийской программы. Это решение вызвало не шуточный скандал в мировом спорте. Международная федерация борьбы в свою очередь мгновенно отреагировала на резонансное событие. Уже через несколько дней в Таиланде было созвано экстренное заседание Бюро FILA. Главной темой повестки дня было обсуждение путей выхода из кризисной ситуации. А президент FILA Рафаэль Мартинетти по итогам открытого голосования был отправлен в отставку.

Казахстан по праву считается борцовской державой. И вопрос олимпийского будущего спортивной борьбы для нас принципиален. Причем в решении этого вопроса Казахстану не отводится роль стороннего наблюдателя благодаря почетному президенту Федерации борьбы Казахстана Даулету Турлыханову, одному из авторитетных функционеров FILA, дважды подряд, избиравшемуся в Бюро. Как действующий член высшего исполнительного органа FILA Даулет Болатович активно включился в работу специальной комиссии по сохранению борьбы в олимпийской программе. С вопроса о первой реакции FILA и его личном отношении к ситуации мы и начали беседу.

- Даулет Болатович, что вы испытали, когда узнали о рекомендации МОК?

- Для мировой борцовской общественности и для меня лично решение исполкома МОК стало полной неожиданностью, громом среди ясного неба. Восемь членов исполкома из четырнадцати проголосовали за исключение борьбы из олимпийской программы. Говорит ли это о незнании нашего вида спорта функционерами МОК или же личные предпочтения отдельных чиновников возобладали над здравым смыслом, даже не знаю, чем объяснить их решение.

- Судя по заседанию в Таиланде, FILA быстро взяла себя в руки и контроль над сложившейся ситуацией.    

- Это заседание было заранее согласованным, правда, вопросы на повестке дня были другие, в частности утверждение протокола Конгресса FILA, состоявшегося в Лондоне во время Олимпиады. В связи с тем, что за три дня до нашего заседания случились известные нам события, главной темой встречи членов Бюро стало обсуждение рекомендации исполкома МОК. И наше заседание, по сути, действительно носило статус экстренного. На встрече присутствовали все члены Бюро, президенты континентальных федераций. Мы не могли взять в толк, почему разразился кризис в нашем виде спорта. Ведь Мартинетти всегда утверждал, что у него хорошие отношения с членами МОК, и вопрос об исключении борьбы из программы Олимпиад ими никогда не ставился. На наш вопрос Мартинетти не смог дать конструктивного ответа. В итоге Бюро большинством голосов выразило вотум недоверия действующему президенту. Было принято решение провести открытое голосование за отставку Мартинетти. Процедура проходила в напряженном ключе, пришлось голосовать дважды. В итоге 11 членов высказались «за» 10 – «против». Исполняющим обязанности президента FILA был избран Ненад Лалович, специалист из Сербии. Он умеет находить компромисс с людьми, знает несколько иностранных языков. Лалович выразил готовность полностью посвятить свое время актуальным проблемам в борьбе, сделать все возможное, что бы борьба вернулась в базовую программу Олимпиад.

- Даулет Болатович, в 2008 году накануне Конгресса FILA в Пекине вы выдвигали свою кандидатуру на пост президента этой организации, в сложившейся ситуации планируете ли побороться за кресло руководителя?

- Внутренне я пока не готов возглавить FILA. К тому же на данный момент у меня есть несколько бизнес-проектов, которые требуют моего личного участия.

- Возвращаясь к заседанию Бюро, судя по итогам голосования, заседавшие разделились на два лагеря, как это отразится на дальнейшей работе и сможет ли Бюро сплотить свои ряды?

- Личных интересов ни у кого нет, и это радует, как и то, что мы не обходим острые углы и стараемся решить накопившиеся проблемы в обоюдном диалоге. Все делается ради борьбы, ради ее будущего. Члены Бюро это прекрасно понимают.

- В случае если Мартинетти сохранил свой пост, как развилась бы ситуация?

- Думаю, ни к чему хорошему это не привело бы. Хотя нельзя сказать, что Мартинетти вообще не работал. Он многое сделал для развития борьбы, тем не менее ситуация требовала кардинальных перемен. Ведь для работы FILA созданы все условия, собственная штаб-квартира в Корзье, читай по соседству с офисом МОК, возможно, все дело в личных отношениях с главной олимпийской организацией, в неумении находить компромиссы, в незнании самой сути проблемы. Мартинетти всегда с уважением относился к казахстанским борцам, часто приезжал к нам, у нас с ним сложились нормальные рабочие отношения.

- В FILA была создана так называемая антикризисная комиссия, в чем заключаются ее функции?

- Это в первую очередь принятие эффективных мер по выходу из кризиса. Меня включили в комиссию по работе с МОК, на днях я вылетаю в Москву, где состоится встреча с президентом Олимпийского комитета России Александром Жуковым и членом МОК Виталием Смирновым, также запланирована встреча с представителями известной швейцарской маркетинговой компании, которая поможет нам в подготовке презентации нашего вида спорта. Россия, как одна из ведущих борцовских держав, сильно заинтересована в сохранении борьбы в олимпийской программе. Не исключено, что президент России Владимир Путин при встрече обсудит эту проблему с главой МОК Жаком Рогге уже во время майского заседания исполкома МОК в Санкт-Петербурге.

- Вы согласны со всеми претензиями МОК?

- В свое время я поднимал все эти проблемы, на которые сегодня нам указывают. В первую очередь это существующие правила, в частности в греко-римской борьбе, из-за них борьба где-то потеряла свою зрелищность. Я внес предложение, что бы до конца апреля мы разработали новую формулу правил. Возможно, надо пересмотреть систему отбора на Олимпийские игры, процедуру жеребьевки, сделать ее прозрачной с элементами шоу, как в футболе. Есть предложения перенести финалы на следующий день, по существующей схеме решающие схватки разыгрываются в один день, на финалы борцы выходят уже измотанными. Одним словом предложений масса и наша задача выбрать наиболее эффективные из них и достойно подготовиться к презентации нашего вида спорта членам МОК в Санкт-Петербурге.   

- Ходили разговоры о коррупции в FILA.

- В любом виде спорта существует проблема предвзятости. Например, на Олимпиаде в Пекине борец греко-римского стиля Ара Абрахамян выбросил бронзовую медаль во время церемонии награждения. Таким образом, он выразил свой протест против несправедливого, по его мнению, решения судей, которое не позволило ему бороться за золотую медаль. Это было. Нас, членов Бюро FILA, не допускали к назначению судей на Олимпиадах. Сейчас мы внесли предложение, что бы Бюро в лице бывших спортсменов, знающих все нюансы борьбы, контролировало это процесс. Для этой работы мы предложили кандидатуры Ахролжана Рузиева и Михаила Мамиашвили. 

- Даулет Болатович, положа руку на сердце, как вы думаете, есть ли шансы у спортивной борьбы сохранить прописку в олимпийской семье?

- Я уверен, что борьба останется в олимпийской программе. Идет колоссальная работа, мы активно начали работать с заявочными комитетами Олимпийских игр-2020. На проведение Олимпиады в 2020 году претендуют Мадрид, Стамбул и Токио. В Турции и Японии борьба очень популярна и имеет богатые традиции. Представляющие Турцию Айхмет Айык и Родика Якши и Томиаки Фукуда из Японии являются членами Бюро FILA, пользуются большим авторитетом в своих странах и имеют возможность лоббировать интересы спортивной борьбы через свои национальные заявочные комитеты. 7 марта должна состояться рабочая встреча Ненада Лаловича с Жаком Рогге. Мы настроены позитивно к итогам этой встречи. 

Фархат ИЗИЗОВ

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;