Футбол

Самат Смаков: «Лишь в 34 понял, что такое футбол»

Самат Смаков: «Лишь в 34 понял, что такое футбол»

Самат Смаков в интервью «PROСПОРТ» рассказал об особенностях турецкого футбола, раскрыл причину своего перехода в «Ризеспор» и поделился своими впечатлениями от работы с титулованным и знаменитым тренером Мустафой Денизли.

Отъезд Смакова в турецкий «Ризеспор» стал главным трансферным событием этого межсезонья. Дело не в том, что казахстанский футболист перебрался за бугор, что бывает с нашими крайне редко, а в том, что в 34 года обычно либо заканчивают, либо доигрывают. Но никак не принимают вызов судьбы и не рискуют. А Смаков рискует всем. Прежде всего, репутацией. Согласитесь, всего добившись в Казахстане, обладая большим авторитетом и связями, в солидном возрасте не ставят на кон все. Но он решился. И судя по первому месяцу пребывания в Турции, Самат ни о чем не жалеет. А после первого матча против «Газиантеп Беледие», судя по всему, не жалеют и боссы «Ризеспора»: казахстанец отыграл продуктивно и стал автором голевой передачи. А после матча турецкое издание Fanatik выставило ему высокую оценку – 8,0. Другой казахстанец в стане «Ризеспора» Давид Лория отыграл на 7,0.

«…на следующий день мы с Дато отправились в Стамбул, провели выходной вместе с Али Алиевым, который приехал туда продать свою машину»

– Матч получился хорошим, и дело не в том, что нам удалось одержать крупную победу, а в том, что все прошло по нашему сценарию, – признает Смаков. – Наш тренер вдоль и поперек изучил соперника, выбрал грамотную тактику, и нам оставалось лишь выполнить его указания. Конечно, не все прошло гладко, Датошка пару раз нас выручил прилично. В общем, выиграли, настроение хорошее, на следующий день мы с Дато отправились в Стамбул, провели выходной вместе с Али Алиевым, который приехал туда продать свою машину.

– Как-то непривычно было видеть Вас без капитанской повязки.
– Это дело десятое. К тому же я ведь новичок в команде, не говорю по-турецки. А капитан должен общаться на поле. Вообще нашим капитаном является полузащитник Мемет Ал. В Турции принято, чтобы повязку надевал самый опытный. Но Мемет Ал не играл, и Денизли выбрал капитаном румына Флорина Черната.

Болельщицы «Ризеспора»

 

– Он же младше Вас на два года и тоже новичок в команде.
– Но он не новичок в турецком футболе, до этого играл в суперлиге, и говорит по-турецки. Кстати, по-русски он тоже великолепно говорит, ведь восемь лет отыграл в киевском «Динамо».

– И все же, Самат, что Вас побудило отказаться от стабильности в Казахстане и ехать в турецкую неизвестность?
– Напишите, что искал приключений на одно место (смеется). На самом деле не такая уж это и неизвестность для меня была, я прекрасно осознавал, на что иду и куда еду. Ведь переговоры начались еще осенью. Но я ждал, как будет развиваться ситуация в «Актобе».

«Уход Муханова заставил меня задуматься: может, и мой уход как-то встряхнет команду?»

– То есть Вы ушли потому, что ушел Муханов?
– Не совсем так. То есть так, но не в этом смысле. Уход Муханова заставил меня задуматься: может, и мой уход как-то встряхнет команду? У меня нет никаких обид на руководство «Актобе», мы расстались очень корректно и душевно, мне пожелали удачи, как аким области, так и команда. Скорее всего, я бы ушел, даже если бы Муханов остался. Мне так кажется.
Понимаете, само предложение «Ризеспора», тот профессионализм, с которым они подошли к ситуации, их умение ждать и понимать – все это подкупало изначально. Я не мальчик, мне 34, я это прекрасно понимаю. В таком возрасте шансов уехать в другой чемпионат практически ноль с копейками. Но мне сделали очень лестное предложение. И очень перспективное. Я всегда считал, что моя карьера будет удачной, если я все-таки поиграю за пределами Казахстана, на хорошем уровне. И вот он, шанс. Но я все равно думал-раздумывал. Все-таки риск большой, вдруг не заиграю? А потом в «Ризеспоре» произошла смена тренера, пришел Мустафа Денизли, человек совершенно иного уровня. Это элита турецкого футбола. И он поддержал желание руководства видеть меня у себя в команде. Это был решающий шаг. Когда такой тренер говорит «да» и не заглядывает тебе в паспорт, то ты не имеешь права говорить «нет».

– Вы сказали в одном из интервью, что в финансовом плане потеряли чуть ли не половину того, что имели в «Актобе». Это правда?
– Абсолютная правда. Не скрою, в «Актобе» я зарабатывал хорошо. Считаю, что я именно зарабатывал и отрабатывал, а не получал. Но всех денег не заработать. И когда есть мечта, то стоит чем-то пожертвовать. К сожалению, теперь в финансах я несколько стеснен. Нет, не подумайте, что в «Ризеспоре» мне платят гроши. Тоже нормальные условия. Но я ведь содержу две свои школы в Семее и Кентау. А это приличная статья расходов.

– И что же теперь, закрывать и детишек на улицу?
– Ни за что! Просто ищу выход из ситуации, хочу найти спонсора, чтобы он помог покрывать расходы.

– Если не секрет, сколько денег у Вас уходит на содержание школ?
– В районе 80 тысяч долларов в год. Это не так много. Мне просто друзья на местах помогают. Но я же не нацкомпания, карман не бездонный. Поэтому приходится немного экономить, теперь вот буду искать спонсора.

– Вернемся к «Ризеспору». Давид Лория говорил, что за футболиста там делают абсолютно все, и тому остается только тренироваться и играть, не думать ни о чем другом.
– Подпишусь под каждым его словом с грузинским акцентом (смеется). В Казахстане у нас как принято: едешь на выезд – тащишь сумку с собой, в ней и форма, и бутсы, и прочая амуниция. В Турции достаточно с собой взять зубную щетку. Остальное все везет администратор. Да что там матчи, мы на тренировки ничего не берем с собой! Все на базе, ждет тебя, чистенькое и аккуратно сложенное. Бутсы чистят прямо при тебе, тейпы с ног снимают, не дают тебе этим заниматься. Потому что ты оттренировался и должен расслабиться, отдохнуть, не отвлекаться на рутину.

«Я просто кайфую от тренировок. Все на европейском уровне, продумано до сантиметра, до каждой мелочи»

– Вас послушать, так можно подумать, что Вы в сказку попали.
– Сказка – это тренировочный процесс. Вот это суперуровень! Я просто кайфую от тренировок. Все на европейском уровне, продумано до сантиметра, до каждой мелочи. Денизли, конечно, профессор. Мы прилетели в другой город, нас там ждет два автобуса у аэропорта. Мы расселись и поехали. Спрашиваю у Дато: «Почему два автобуса? Дубль ведь не приехал», а он мне отвечает: «Чтобы в автобусе футболисты сидели по одному, могли вытянуть ноги, поспать, чтобы никто их не стеснял». Потом приехали в отель, и Денизли большинство игроков поселил в одноместные номера. Говорит, что его игроки должны высыпаться и даже храп соседа не должен мешать. Но мы с Давидом поселились вместе, и я пожалел об этом: он храпит! Я даже подушкой хотел запустить в него (смеется)! В общем, у этого тренера мелочей не бывает. Он мне, кстати, своим подходом напомнил Арно Пайперса. У них очень схожие взгляды.

– Можно ли сказать, что Вы сейчас открыли для себя новый мир?
– Можно точно утверждать, что я только в 34 года понял, каким должен быть футбол. Как должен работать клуб, персонал, футболисты. Это очень полезный опыт. Нам с Давидом очень интересно узнавать и открывать для себя новое, в будущем это нам пригодится.

– Денизли использует Вас на позиции центрального полузащитника, в то время как вы последние лет 8 играете в центре обороны. Обвыклись на новой позиции?
– Точнее старой. До «Кайрата» я ведь играл в полузащите. Навыки остались, хотя, чувствую по себе, что еще нужно перестраиваться, вспоминать. Темп в чемпионате Турции очень высокий, игра идет почти без пауз, работы заметно больше. Но ничего, вроде получается.

– Еще бы, Fanatik поставил Вам «восьмерку» за матч. Приятно?
– Конечно, приятно! Но это, думаю, аванс. Сыграл я не так идеально. Есть над чем работать и в чем прибавлять. Тут ведь многое зависит от взаимопонимания с партнерами, а это пока нам дается не на сто процентов.

– Как Вам игроки «Ризеспора»?
– Сильные ребята. Средний возраст игроков 23-25 лет. Есть молодые, но очень перспективные ребята. Купили 19-летнего пацана, левого защитника, он точно далеко пойдет. Не зря же за него заплатили 1 миллион долларов. Есть и другие молодые, защитник Сезер играл в «Бешикташе», ему 20 лет, у него хорошие данные, думаю, тоже станет сильным футболистом. Есть опорник Джумали, входит в состав сборной Турции до 20 лет. Подъехал аргентинский нападающий, забивной, и тоже относительно молодой – 23 года всего. В общем, банда приличная.

– Вы уже представляете себя игроком турецкой суперлиги?
– Туда сначала нужно выйти. Я не сомневаюсь в нашей команде, в тренере, но уровень конкуренции очень высокий. Тут аутсайдер может запросто разорвать фаворита. Чемпионат непредсказуемый. Все команды играющие, с сильными легионерами в составе.

– Досуг свой как проводите?
– В основном, все время вместе с Давидом. Иногда Флорин Чернат к нам присоединяется. Мне недавно выдали квартиру, вид из окна просто завораживает, пейзаж шикарный. Ризе ведь находится между Черным морем и горами. В обе стороны смотришь – красота. Машину пригнали мне новую, Huinday Accent, такой же как у Давида, только черный. Хотим с Дато как-нибудь выбраться в Батуми, там тоже очень красиво. А еще, если получится и совпадет график, хотим слетать в Тбилиси, когда там будет играть наш мини-футбольный «Кайрат» в «финале четырех», поболеем за земляков. На днях позвоню своему другу – вице-президенту «Кайрата» Андрею Мищенко, узнаю у него что и как. Но загадывать не буду. Главное – играть и выполнять задачу. Очень хочется в суперлигу.

Айдын КОЖАХМЕТ

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;