Интервьюер
Футбол

Михаил Поленов о бедах российского и казахстанского футбола

Михаил Поленов о бедах российского и казахстанского футбола
news-banner7
mobile-news-top

Во второй (а первую вы найдете здесь) части беседы с корреспондентом Prosports Михаил Поленов недоумевает, почему в России приходится играть в морозную погоду, называет стадион «Крестовский» памятником коррупции и признает, что российские игроки слишком медленно думают на футбольном поле.

- Михаил, одна из тем, которые объединяют казахстанский и российский футбол – это климат и так называемый зимний футбол. Сейчас активно обсуждается вопрос о том, как сверстать календарь чемпионата таким образом, чтобы клубам не приходилось играть при минус четырнадцати. Многие признают, что в России вопрос можно решить, если отдать самые холодные туры в самые южные города. Почему, на ваш взгляд, этого до сих пор не делают, хотя решение на поверхности?

- Я не могу ответить на этот вопрос, потому что здесь разума не достаточно. Здесь, видимо, что-то еще. Все прекрасно понимают, что зимы бывают разные. В этом году в Москве самый холодный ноябрь за 137 лет наблюдений. Конечно, до этого можно было играть до середины декабря. В Томске, например, каждый год невозможно играть с середины ноября. Почему это не учитывается? Почему в Екатеринбурге матч ставится в начале декабря? Нам кстати повезло – там было всего минус три, на следующий день ударил крепкий мороз. Все понимают, что нельзя играть, но это происходит. Честно говоря, я тоже не понимаю, и у меня тот же вопрос. Ведь мы видели в этом сезоне, что ЦСКА совершенно спокойно пять первых матчей сезона играл на выезде, пока достраивался их стадион. И никто от этого не умирает, то есть возможность каких-то точечных переносов в сверстанном уже календаре – это не проблема. Но мы упорно наступаем на те же грабли и в марте отправимся в Томск, там будет 22 градуса мороза. Если кто-то считает, что это нормально, ну…

- Вы верите, что новый стадион «Зенита» будет достроен до конца года?

- Да. Никакого инсайда у меня нет (смеется). Но мне кажется, что это очень русская черта. Сейчас грянул гром, значит, время перекреститься и все будет нормально – достроят стадион. Но это, конечно, скандал, памятник коррупции и пятно на репутации, если она еще есть. И вообще мне кажется, что в последние два-три года Россия очень серьезно запятнала свою спортивную репутацию. Запятнали и строительством этого стадиона, и допинговыми скандалами, от которых мы уже даже не пытаемся отбрыкиваться, потому что все понимают, что это правда и полная катастрофа. Я, кстати, боюсь, что «Крестовский» - это не все наши проблемы. Мало кто знает, но и в Ростове-на-Дону есть определенные сложности, они везде есть. И я думаю, что примеры Бразилии и России, надолго отвадят ФИФА от проведения чемпионатов мира в странах, извините, третьего мира по футбольной инфраструктуре. Учитывая, что меняется руководство ФИФА, теперь взгляд будет совершенно другой. Наверное, это был правильный посыл, толчок для развития – без чемпионата мира вряд ли в России и Бразилии построили бы стадионы. Но зависимость все-таки должна быть обратной: развивайте футбольную инфраструктуру, и будет вам счастье, а не наоборот.

- Как можно понимать ситуацию, при которой голкипер, имеющий рекордное количество сухих матчей в чемпионате России, в Лиге чемпионов матч за матчем пропускает и продлевает анти-рекордную серию? Это говорит о среднем уровне футбола?

- Боюсь, что это так. Боюсь, что это говорит о том, что у нас просто очень невысокий уровень чемпионата. Нужно разделять понятия интересного и сильного чемпионата. У нас очень интересный чемпионат с точки зрения интриги, но он слабый. У нас только две или три команды играют от себя, от атаки, остальные пляшут от обороны. Я не хочу сказать, что это неконструктивно, что это анти-футбол, но так проще выстраивать игру и добиваться каких-то локальных целей.

Я неоднократно уже говорил – считаю, что наш чемпионат убивает лимит на легионеров. Те иностранцы, которые сюда приезжают, отлично понимают, что те деньги, которые они получают в разы больше европейских – это, во-первых. А во-вторых, они понимают, что здесь не надо выходить и пахать, здесь достаточно иногда просто немножко работать. И это плохо.

Российские игроки зачастую получают большие деньги только из-за паспорта. Да, мы выиграли два Кубка УЕФА, в 2005 и 2008 году, но это было другое время – время рассвета нашего клубного футбола, когда российские игроки пользовались спросом за пределами России. Теперь мы видим, что средний уровень иностранных игроков в России падает. Кто из нашего чемпионата уезжает играть в Европу? Витсель в «Ювентус» и все. А вот Халк поехал в Китай. Была новость – дортмундская «Боруссия» интересуется Дзагоевым. Дзагоев – сильный игрок, может быть один из самых талантливых в наше время, но представить его в Дортмунде я не могу. Мне кажется, что Алан Дзагоев перестанет ходить по полю через 45 минут, потому что там темп другой. И дело не в том, что Дзагоев слабее или хуже других, просто чемпионат России не требует игры на таких скоростях. Мы посмотрели на чемпионате Европы, как нас Уэльс гонял – возил по полю лицом, потому что они все делают на два такта быстрее. Словаки нас ни в чем не превосходят, но мы медленнее думаем. У нас есть сильные игроки, но для того, чтобы быть конкурентоспособными в Европе нужно играть по европейским стандартам. А откуда им взяться? Вот мы и получаем в Лиге чемпионов то, что получаем.

- Говоря о скорости футбольного мышления, хочу спросить об Аршавине. Наша профессиональная Лига поставила его на пятое место в списке лучших игроков чемпионата Казахстана, при этом многие журналисты из нашей редакции отдают 35-летнему Аршавину первое место. О чем это говорит?

- Давайте отделим ту ауру, которая есть вокруг Аршавина. Забудем эти четыре гола «Ливерпулю» и посмотрим на то, что было в Казахстане. Судя по тому, что я видел, Аршавин играет просто на классе, на мастерстве. От него уже нельзя требовать того, что он давал десять лет назад. Он уже не будет так бежать, так обыгрывать. Но у него никуда не делась техника, понимание игры. И все это он, по-моему, демонстрирует. Чего мы вообще хотим от Аршавина? Помолодеть он не может. Думаю, он вносит в игру именно то, что от него требуется. А говорить о месте, которое он занимает в опросах… Я вообще не люблю хит-парады, это сильное упрощение. Надо смотреть глубже: как он влияет на игру. И тут вам, конечно, виднее. При нем партнеры стали играть ярче, смелее? Если да, то приход Аршавина уже оправдал себя на сто процентов.

В третьей, завершающей, части интервью Михаила Поленова Prosports, которое будет опубликовано на следующей неделе, тележурналист рассказывает о готовности России к чемпионату мира и Кубку конфедераций, а также дает оценку возможному расширению состава участников мирового первенства до 48 команд.

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
ой Аршавин такой ты классный
Ответить
правильно говорят
Ответить