Футбол

Леонид Остроушко: Многие приезжают работать только ради больших денег

Леонид Остроушко: Многие приезжают работать только ради больших денег
news-banner7
mobile-news-top

«PROСПОРТ» побывал в гостях у ярчайшей личности казахстанского футбола XX века. Знаменитый советский тренер Леонид Остроушко, достигший с алма-атинским «Кайратом» небывалых доныне высот, вспоминает, как легендарный клуб разбивал лидеров высшей лиги СССР, какой подарок он преподнес на праздник 2 мая 1961 года всем фанатам «Зенита», что ждало нарушителей дисциплины в его команде, размышляет стоит ли президентам федераций футбола разных стран брать пример с Фурсенко, будет ли ЧМ-2018 удачным для сборной России и поднимется ли Казахстан в рейтинге ФИФА в 20-ку сильнейших стран.

 

Досье «PROСПОРТ»

Остроушко Леонид Константинович

Родился 10 августа 1936 г. (76 лет)

Позиция: полузащитник

Клубная карьера

1954–1957      «Кайрат»

1958    «Динамо» (Киев)

1959–1967      «Кайрат» 236 (14)

 

 

Тренерская карьера

1968    «Кайрат»

1969–1970      «Цементник»

1971–1972      «Алатау»

1973–1974      «Кайрат»

1975–1979      «Кайрат», начальник команды

1980    «Целинник»

1981    «Шахтер» (Караганда)

1982–1986      «Кайрат»

1986–1987      «Шахтер» (Караганда)

1988    «Кайрат»

1992–1993      Олимпийская сборная Казахстана

1995    «Смена-Сатурн»

1996–1997      «Спартак-Орехово»

2000    «Дустлик»

2001    Сборная Узбекистана

2002    «Есиль-Богатырь»

2002    «Динамо» (Санкт-Петербург)

2003    «Кайрат»

2004–2005      «Динамо» (Минск)

Достижения

в качестве игрока:

в 1965 году в составе «Кайрата» занял 2 место во второй группе класса «А»

в качестве тренера:

в 1969 году «Цементник» занял 2 место в классе «Б» в казахстанской зоне

в 1970 году «Цементник» занял 1 место в классе «Б» в казахстанской зоне

в 1971 году «Алатау» занял 2 место в классе «Б» в 5-й зоне

в 1976 году «Кайрат» занял 1 место в чемпионате СССР (1 лига)

в 1981 году «Шахтер» занял 2 место в чемпионате СССР (2 лига, 7 зона)

в 1983 году «Кайрат» занял 1 место в чемпионате СССР (1 лига)

в 1986 году «Кайрат» занял 7 место в чемпионате СССР – наилучший результат казахстанских клубов в чемпионате

в 2000 году «Дустлик» стал чемпионом Узбекистана

2003 году «Кайрат» стал пятикратным обладателем Кубка РК (11 ноября в финале в Алматы «Кайрат» взял вверх над костанайским «Тоболом» - 3:1).

в 2004 году минское «Динамо» стало чемпионом Белоруссии

Леонид Константинович Остроушко родился 10 августа 1936 в Большом Токмаке, что в Запорожской области Украинской ССР. Карьера игрока прошла в главной команде Казахстана – «Кайрате». Он начал выступать в команде, когда она еще называлась «Динамо». 6 сезонов Остроушко отыграл в высшей лиге, провел 200 матчей и забил 8 мячей. В 7 сезонах, проведенных в первой лиге, Остроушко отличился 55 раз. При этом в 1957 году, играя в полузащите, он становился лучшим бомбардиром клуба. Сегодня Леонид Константинович является мастером спорта СССР (1963), заслуженным тренером Казахской ССР (1974), заслуженным тренером СССР, заслуженным тренером России и Узбекистана. Стоит отметить, что в 1986 году «Кайрат», ведомый Остроушко занял 7 место в чемпионате СССР, что является наилучшим результатом казахстанских клубов в этом чемпионате. А если бы не знаменитая политика киевского «Динамо» расписывать очки и неадекватная система подсчета баллов, «Кайрат» мог стать бронзовым призером высшей лиги СССР. До сих пор свежи воспоминания, как «Кайрат» с Остроушко приобретали себе великое имя в великом Советском Союзе. С этих воспоминаний и началась наша беседа.

– Очень много воспоминаний осталось связанных с интересными матчами в Советском Союзе, особенно когда мы побеждали команды, которые сегодня на слуху, – рассказывает Леонид Константинович. – К ним относится и питерский «Зенит». Конечно, очень сложно сравнивать нынешний «Зенит» с тем, что существовал в то далекое время. Разница очень большая. В то время никто никаких игроков из-за рубежа не привозил, не покупал. Все обходились своими резервами. До 1960 года высшая лига СССР насчитывала 12 команд, после чего была расширена, и у «Кайрата» появилась возможность бороться на высоком уровне. Узбекистан представлял знаменитый «Пахтакор». В чемпионате стало 24 команды: 2 группы из 12 клубов. Лучшие шесть коллективов в группе выходили в финальную часть. Команды, занявшие в своих группах с 7 по 12 места, образовывали можно сказать, некую утешительную группу. Именно в этой группе последние 3 места гарантировали вылет из высшей лиги.

– Затем были изменения?

– Через несколько лет. Клубам, пробившимся в шестерки, приплюсовывали только те очки, которые они заработали в играх с командами из этой же шестерки.

– «Кайрату» с такой системой явно не повезло?

– В заключительной группе у нас было совсем мало очков. Всех сильных мы обыграли, а слабым проиграли. Поэтому в заключительной группе у нас было катастрофическое положение. Победив даже во всех матчах, мы вылетали из высшей лиги. Вот такая глупая система существовала в те годы. Очень много тогда писалось на эту тему, и было много шуму.

– И чем же закончилась история?

– Все понимали, что «Кайрат» стал жертвой. Если бы у нас не отобрали те золотые очки, что мы добыли в поединках с сильнейшими коллективами, то могли в конце сезона занять третье призовое место в высшей лиге СССР. На повестке дня стоял вопрос: сколько команд будет теперь в чемпионате. Ответ был прост: все зависит от того, какое место займет «Кайрат». Нужно возвращать клуб в лигу.

– Победы над какими топ-командами сразу вспоминаете?

– Дома обыгрывали московский «Спартак», и московское «Динамо» проигрывало нам. Были сильнее и киевского «Динамо» даже. «Кайрат» тогда называли домашней командой. На родном стадионе мы частенько побеждали лидеров, а на выезде им уступали.

– Почему существовал такой парадокс?

– Мы недооценивали те команды, что были слабее нас, и на этом горели. Были и другие причины. Разная обстановка существовала в команде, да и футболисты попадались «интересные». Если бы не череда побочных явлений, «Кайрат» мог быть и в шестерке лучших, и бороться за призовые места. Не все футболисты относились достаточно серьезно к тем играм.

– Говорят, многие репортеры пользовались вашей откровенностью не самым лучшим образом. Это так?

– Были журналисты, которые еще и приукрашивали ситуацию, искажая факты, чтобы приобрести славу. Мне-то до лампочки, что обо мне подумают люди, прочитав то, что я не говорил на самом деле. Но потом начинают поступать звонки с претензиями. Но были правдивые рассказы, которые будоражили общественность. Сам я никогда не нарушал режим. А были в команде любители, с которыми всегда случались проблемы. Фамилий, естественно, называть не буду.

– В Казахстане бывали случаи, когда на игру нападающий выходил в нетрезвом состоянии и приносил победу клубу…

– При мне точно всю ночь напролет никто не гулял. Команду закрывали на 2 дня перед встречей. Но не секрет, что некоторые умудрялись нарушить режим. Не хочется выносить сор из избы. Но потом даже рассказывали, каким образом прятали алкоголь от тренерского штаба.

– Хочется остановиться на памятном матче, который прошел 2 мая 1961 года на выезде.

– Мы встречались с «Зенитом». Стадион имени Кирова вмещал в себя около 80 тысяч, но в тот день пришло 100 тысяч, ведь были праздничные дни. Первый гол тогда забил Квочкин. Затем за питерцев забил Бурчалкин, и счет стал ничейным. Он был великим игроком. В самой концовке встречи мой хороший друг Скулкин забил победный гол. Был настоящий аншлаг. Сейчас, кстати, этот стадион на реконструкции, и все с нетерпением ждут, когда «Зенит» начнет выступать на легендарном стадионе.

– Фанаты «Зенита» не хотели с вами тогда разделаться?

– Да черт их знает. «Зенит» тогда был средненькой командочкой. Мы дома постоянно его обыгрывали. А в Санкт-Петербурге были и ничьи. Поработал я и на кафедре футбола в университете физкультуры и на такие темы старался не говорить, потому что народ в Питере очень болезненно реагирует на поражение своей любимой команды. Для них, кроме «Зенитушки», никого и ничего не существует больше. Лишних врагов мне не надо.

– Почему решили стать преподавателем в университете?

– У меня приличная пенсия, поэтому денежный вопрос не стоял. Мне предложили заняться этой деятельностью. Года, наверно, три рассказывал о футболе, но потом написал заявление об уходе. Я человек импульсивный. Не люблю хи-хи, ха-ха. Раздражает шараш-монтаж-контора. Чужд от такого. Я в шоке, какое поколение растет. Ему все равно, кто ты. Не волнует, что ты мастер спорта или заслуженный тренер СССР. А зачем сжигать нервные клетки ради тех, кто это не оценит по достоинству?

– Как известно, тренер должен быть хорошим психологом, чтобы уметь правильно настроить своих подопечных. В университете приемы психологии не использовали?

– Святого ничего нет сейчас. Просто больше не захотел укорачивать свою жизнь за 60 рублей. Университет рядом с домом. Чтоб не спать до 12 и больше ходить пешком, решил пойти в университет и даже представить не мог, с какими людьми столкнусь. Сейчас совсем не то поколение, что было раньше. И такое явление повсеместно, не только в Санкт-Петербурге.

– Вы известны тем, что серьезно относитесь к дисциплине. Очень интересно узнать про вашу систему наказания.

– В команде, конечно, были футболисты, кого ловили с поличным. Наказание было одно – лишал зарплаты.

– На сколько процентов срезали?

– Всегда было по-разному.

– Не так давно был организован товарищеский матч сборной СССР и ветеранов «Кайрат». К сожалению, мы вас не увидели. Не захотели приезжать?

– Так меня никто и не звал, а когда и поступали ранее приглашения посетить Алматы, то оговаривали, что перелет за свой счет. А что это за приглашение такое?

– Не приятный момент. Вы считаете себя родоначальником «Кайрата»?

– Я – единственный оставшийся в живых родоначальник. Команда была основана в 1954 году на базе алма-атинского «Динамо». Затем в результате объединения ДСО «Урожай» с «Колхозшы» 18 июня 1956 года было образовано новое Добровольное сельское спортивное общество (ДССО) КазССР. Присвоили имя «Кайрат». Так, с июля того года футбольная команда класса «Б» – «Урожай» (Алма-Ата) была переименована в «Кайрат». Все у нас тогда спрашивали, что означает название вашего клуба, и мы всем говорили, что «энергия и сила». А у соседей наших узбеков был «Пахтакор», что означало «хлопок». При мне и Борисе Каретникове нашу команду назвали «Кайрат». Я остался последним из Могикан.

– С «Кайратом» вы выступали очень успешно и даже заняли рекордное высокое место, которое было не под силу повторить другим.

– Скажу вам больше: из моей команды 5-6 футболистов часто приглашались в различные сборные СССР. Вы прекрасно знаете о таких людях, как Евгений Яровенко, Евстафий Пехлеваниди, Сергей Стукашов, Антон Шох, Сергей Волгин. Были талантливые ребята и в московских командах. Зачем было приглашать моих футболистов, проживающих за тридевять земель? А все равно приглашали.

– Печально осознавать, что многих легендарных игроков уже больше нет…

– Футболисты всегда были подвержены травмам. У многих проблемы с мениском настолько, что под коленом уже нет живого места, все стерлось. Была такая проблема у нашего вратаря Геннадия Денисова. Трагичная у него судьба. В Караганде полез под вагон, в этот момент тронулся поезд. Представляешь, какая жуткая смерть? Многих уже нет с нами.

– В 1958 году вас пригласили в киевское «Динамо». Что это было за время?

– Лобановский, Базилевич, одни звезды. В основу было не пробиться, тогда я был очень молод. Мы выступали за дубль. После того как расширили лигу, сразу вернулся домой.

– На ваш взгляд, почему «Кайрат» лихорадит и уже трудно вернуть ту славу, что была при Советском Союзе?

– Многое зависит от футбольной школы и тренеров-преподавателей этой школы. Такие люди должны быть педагогически подкованными. Тренер должен хорошо знать футбол. Есть такие в «Кайрате»? Высокий уровень имени «Кайрата» нужно поддерживать, а не втаскивать его не понятно во что. Если есть хорошие и толковые детские тренеры в «Кайрата», то руководителю команды Боранбаеву следует их взять на заметку, а тех, кто тянет команду вниз, просто отстранить от дела. Вот пригласили испанского тренера Хосе Переса Серера. И что? В интервью вашему изданию он рассказал, какой он хороший игрок в прошлом. Возьми одну вещь на вооружение: хороший футболист не может быть хорошим тренером, верно и обратное. Есть, конечно, исключения, но это очень редкое сочетание. Было очень много хороших футболистов в том же самом «Кайрате», но в качестве тренеров они не состоялись. А далее важно найти хороший контакт с футболистами, чтобы правильно донести до них информацию. Переводчикам это трудно сделать.

– После провального выступления национальной сборной России на ЕВРО-2012 господин Фурсенко, работающий на должности президента Российского футбольного союза, на встрече с президентом страны подал в отставку. Стоит ли с него брать пример другим представителям футбольной власти, если их национальные сборные выступают крайне отвратительно в отборочных циклах?

– Сначала нужно почитать биографию Фурсенко и понять, кем он работал и какое имеет отношение к футболу, чтобы осознать, нужен ли РФС такой человек. Я живу в Питере и не хочу ничего плохого говорить о других. Ваша команда проиграла 0:4 австрийцам. Уровень Беранека, думаю, все уже знают. Говорят, что нужно ставить отечественного специалиста у руля сборной, но есть ли такой? Чтобы приглашать нового тренера, нужно знать всю его подноготную: образование, карьеру игрока, достижения, тренерскую деятельность. Что касается президента футбольных федераций, то такой человек должен жить футболом и знать не понаслышке, что это, только в таком случае будет прогресс.

– Вы открыли многих игроков. Кем гордитесь?

– Вот сейчас на слуху у многих Курбан Бердыев. Обыграл «Барселону» на ее поле. Стал чемпионом с «Рубином». Но если бы я его не привел в свое время в «Кайрат», то не известно еще, кем бы он сегодня был. Рад за Яровенко, что он стал призером Олимпийских игр. Много хороших парней было в моей команде.

– Верите в успех сборной России на домашнем мировом первенстве в 2018 году?

– Сейчас заканчивается 2012 год. До чемпионата мира еще 5 с половиной лет. Уже создана программа по подготовке к этому серьезному соревнованию. А кто будет играть в сборной? Молодежь, которой от 14 до 16 на данный момент. А они сейчас где играют? Может, 18-летние бегают в дубле. А такие должны быть уже в основной команде на ведущих ролях. И тогда к 2018 году футболисту уже будет 24 года. Но если к мировому первенству ничего не будет сделано для роста и прогрессирования этой молодежи, то сборная России может потерпеть фиаско и ее ждет катастрофический провал. Вот мы и подходим к главной морали, как важно уделять уже сейчас должное и правильное отношение к подрастающим футболистам. Россияне не будут участвовать в отборочном цикле. У них много времени и средств, чтобы подготовить молодежь. Надеюсь, все у России получится. Такая же обстановка и в Казахстане. Иногда посмотришь на тренера, который с детьми работает, и жить не хочется. Пробежали два круга, гимнастику поделали, немножко в квадрате поиграли, и двусторонка. И так ежедневно. Тренер должен планировать, в каком возрасте наиболее эффективно развивать технику футбола. Немецкая школа очень сильна. Хорошо, что Казахстан решил развиваться по этой системе. Но другая проблема в том, что многие приезжают работать только ради больших денег. Нет в России и Казахстане техничных футболистов. Но сами футболисты в этом не виноваты. Их так тренировали в детско-юношеских командах, и исправить в более старшем возрасте такое просто невозможно. Так что важно допускать к детям только толковых специалистов и работать в нормальных условиях. Вот тогда будет прогресс в Казахстане и страна однозначно высоко поднимется в рейтинге ФИФА.

Артем КРАВЧЕНКО

Алматы – Санкт-Петербург – Алматы

 

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии