АВТО/МОТО

Гордость и убеждение

Гордость и убеждение
news-banner7
mobile-news-top

Для начала давайте поймем, что в Формуле 3 участвует не команда «Астана». Команда называется куда привычнее – Prema Powerteam. А вот одним из спонсоров итальянской дружины и служит казахстанский бренд «Астана», всему остальному миру известный благодаря успехам в шоссейном велоспорте, а с недавних времен и в автомире (3 место Артура Ардивичуса на гонке «Дакар» 2012 в классе грузовиков). Но, тем не менее, приятно, ведь гордое название «Астана» с каждым годом звучит все громче.

 

Немного истории

Изначально Формула 3 основывалась Международной автомобильной ассоциацией (FIA) как третья по силе серия (после Формулы 1 и GP2 соответственно) для машин с открытыми колесами. Полное название – Евросерия Формула 3. Как видно из названия, гонки рассчитано проводить только на трассах Старого света.

Успехи Джункадельи превлекли внимание и к "Астане"

Несмотря на название Евросерия, Формула 3 – не единое целое. По примеру национальных первенств по футболу почти в каждой европейской стране существует своя серия Формулы 3, где принимают участие местные пилоты надеясь пробиться в более высокие эшелоны автоспорта, венцом которых является Формула 1. Современный формат европейского первенства берёт своё начало в 2003 году, когда при сотрудничестве французской (FFSA) и немецкой (DMSB) автоспортивных федераций была создана Евросерия. Для этого пришлось закрыть национальные серии во Франции и Германии. Регламент и правила для новосозданной серии были разработаны совместно FFSA и DMSB. Организатором выступила фирма уже продвигавшее чемпионат DTM.

 

Дело техники

Как и для любого соревнования для Евросерии был разработан и свод правил, основой для которых послужили правила серии в Германии и Франции. Прежде всего Формула 3 – это открытый класс, в котором могут принят участие все желающие, если только у них есть для этого средства. Регламент по части технических составляющих очень жесткий, это сделано для того, чтобы не допускать гонку вооружений и роста расходов команд. Шасси машин подвергаются серьезной доработке раз в два-три года, а двигатели так и вовсе доработанные серийные. И шасси, и двигатель производят сторонние фирмы, а команды их просто покупают. В последнее время стало видно, что большинство предпочитают моторы от Mercedes плюс шасси от Dallara. Хотя существуют и другие фирмы они ограничиваются лишь единичными машинами. Помимо автогиганта из Штутгарта, в Формулу 3 наведался и Volkswagen, и Toyota, а так же есть возможность покупать доработанные моторы Honda от известной по выступлениям в 90-х годах в Формуле 1 фирмы Mugen.

Джункаделья: талант и стремление к победе!

Согласно регламенту машина не может иметь полный привод, и двигатель объемом более двух литров. Запрещено использование тракшн-контроля, активной подвески и телеметрии. Если первый пункт понятен – система контроля старта запрещена почти на всех автогонках – то активная подвеска и показания телеметрии вовсю используется в старших классах (собственно все это пришло как раз из Формулы 1). Все основные параметры машины строго оговорены и их нарушение ведет к серьезным штрафам.

 

От двух до пяти

Не стоит думать, что регламент столь строг во всем. Когда серия только создавалась, было принято решение о том, что каждая мануфактура может предоставить только две машины на трассу, но позже этот запрет был снят и количество машин было увеличено до пяти. Впрочем, большого практического преимущества это не дает, так как в общий зачет кубка конструкторов идут результаты только двух лучших гонщиков.

В целях минимизации затрат цикл работы с одним шасси установлен на отметке в три года. В этот период разрешены лишь минимальные обновления. В 2006 году в серии был введён Кубок новичков сезона, для пилотов ранее не участвовавших в гонках серии. Ныне участники этой зачётной группы дополнительно ограничены числом этапов в рамках сезона – они могут участвовать не более чем в трёх соревновательных уик-эндах.

Организаторы установили жёсткие рамки тестов для команд по ходу сезона. Участники могут заниматься испытаниями не более 10 дней в году (выставляя при этом любое количество машин) и не на трассах, принимающих в том году этапы серии. Тренировка по ходу уик-энда гран-при ограничена одним-двумя часами.

Команды так же ограничены и шинами, то есть можно использовать не более трёх комплектов шин на одну машину/пилота. Требование касается шин для сухой трассы и никак не ограничивает использование комплектов резины для мокрой погоды, если судейский комитет счёл трассу таковой. Также запрещено прогревание шин специальными устройствами до выезда на трассу.

Несанкционированные изменения и замена двигателя штрафуются десятью позициями на стартовой решётке ближайшей гонки.

 

По расписанию

В календаре Формулы 3 девять этапов. Добрая половина из них проходит по трассам Германии, есть выезд в Австрию, Францию, Великобританию, Бельгию и Испанию. Формулу 3 принимают такие легенды автоспорта как Хокенхаймринг и Нюрбургринг. Помимо девяти основных гонок есть два особых этапа – в По и Спа-Франкоршам. Они не идут в зачет, но победа на одной из этих трасс считается очень престижной.

Приятная картина!

Гоночный уик-энд состоит из квалификации и трех гонок. Причем квалификация определяет места на старте только для первой и третьей гонок этапа, а во втором заезде первые восемь машин стартуют согласно результатам первой гонке но в обратном порядке, остальные – по результатам. Первая и вторая гонка проводятся в субботу, а третья – в воскресенье. Разумеется, не обходится без свободной практики, но она строго ограничена по времени – две сессии по часу. Проводится одна квалификация, где по первому лучшему кругу пилоты выявляют стартовую решётку первого заезда, а по второму – третьего. Проводящиеся в субботу и воскресенье гонки имеют несколько ограничений: первый и третий заезд не может продолжаться более 40 минут (или около 110 км дистанции), а вторая гонка ограничена 20-минутным временным отрезком (или около 55 км дистанции).

Система начисления очков не сложна, но имеет свои особенности. Очки присуждаются лишь за финишные позиции по итогам гонок (без бонусов за поул-позицию, лучший круг в заезде и т. д.). По итогам первой и третьей гонки премируются десять лучших пилотов, по итогом второй – восемь. Пилоты, имеющие статус новичка сезона, не могут принимать участие более чем в трёх гоночных уик-эндах.

 

Система начисления очков в Формуле 3

Гонка /Место

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Гонка 1 и 3

25

18

15

12

10

8

6

4

2

1

Гонка 2

10

8

6

5

4

3

2

1

0

 
Вместо эпилога

На данный момент сезон 2012 года в Формуле 3 в самом разгаре. Прошла ровно половина этапов – 4 из 8. Пока испанский гонщик Prema Powerteam Даниэль Джункаделья (тот самый на чьем болиде и красуется надпись «Астана») продолжает удерживать лидерство в общем зачете, на восемь с половиной очков опережая своего товарища по команде итальянца Рафаэлле Марисиелло. По меркам серии разрыв минимальный и битва за чемпионский титул в этом году только начинается. Ближайшая схватка пройдет на Нюрбургринге с 17 по 19 августа.

 

Технические данные Dallara F312 (Prema Powerteam):

Шасси: углеродное волокно, кевлар

Кузов: Стекловолокно

Передняя подвеска: несущая

Задняя подвеска: несущая, ведущая, двойная демферная тяга

Коробка передач: Hewland, 6 ступеней, 1 задняя

Амортизаторы: Koni

Тормоза: Brembo, керамические, вентилируемые

Электронное оборудование: Bosch 3.1

Двигатель: Mercedes-Benz подготовлен фирмой HWA/2000 см3/16 клапанов/250 л.с.

Шины: Hankook

Колеса: АТС

Колесная база: 2800 мм

Передняя колея: 1595 мм

Колея задних колес: 1540 мм

Высота: 945 мм

Общая длина: 4351 мм

Общая ширина: 1845 мм (включая шины)

Вес: 550 кг (включая водителя и балласт)

           

Цифры:

4. Команда Prema Powerteam имеет четыре машины. Кроме Даниэля Джункадельи и Рафаэлле Марсиелло болиды итальянской конюшни водят немец Свен Мюллер и британец Майкл Льюис.

2. В сезоне 2007 года в составе команды Prema Powerteam было всего два гонщика – Ренгер ван дер Занде и Майкл Патрици. Это минимальное количество пилотов за всю историю команды, как правило гонщиков всегда было четверо.

7. Фирма Mercedes поставляет моторы для семи пилотов из трех команд Формулы 3. Последний крупный конкурент – Opel – ушел в 2007 году. Но сейчас в эту серию входит Volkswagen.

 

Интересные факты:

Команда Prema Powerteam выступает не только в Формуле 3. Ее машины успешно соревнуются в Мировой серии Рено, в итальянской Формуле 3 и Formula Arbath.

Именитый бразильский гонщик Айртон Сенна когда-то выступал в Формуле 3, но потом сразу перешел в Королеву автоспорта, миновав GP2. Такое удавалось единицам из гонщиков.

Практически все сильнейшие пилоты Формулы 1 оттачивали свое мастерство и в третьей серии Формулы: Роберт Кубица, Нико Росберг, Льюис Хамильтон и действующий чемпион Формулы 1 Себастьян Феттель.

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии