Футбол

Олег Сабиров: Проблема игрока – это проблема всей команды

Олег Сабиров: Проблема игрока – это проблема всей команды
news-banner7
mobile-news-top

 

 
ДОСЬЕ 
Олег Сабиров
Дата рождения: 13 марта 1981, Чимкент
Рост: 180 см
Вес: 76 кг
Амплуа: левый защитник
Клубная карьера: 1998–1999 Навбахор (Узбекистан), 1999–2000 Марица (Болгария), 2000–2001 Дустлик (Узбекистан), 2002 Карпаты (Украина), Кызылкум (Узбекистан), 2003–2005 Ордабасы (Казахстан), 2006 Актобе, 2006–2007 Ордабасы, 2008 Мегаспорт, Жетысу, 2009 Восток, 2010 Тобол, 2011 Атырау, 2012 Сункар
Достижения: Обладатель Кубка Узбекистана: 1998, 2000
Чемпион Узбекистана: 1999, 2000
Бронзовый призер чемпионата Узбекистана: 2002
Чемпион Казахстана: 2010
 
Опытный казахстанский защитник, ныне выступающий в каскеленском «Сункаре», Олег Сабиров в интервью «PROСПОРТ» рассказывает о судействе в Казахстане, размышляя над ошибками Кашшаи и Штарка на ЕВРО-2012, объясняет эмоциональное поведение Аскара Кожабергенова, открывает секрет, почему Алибеку Булешеву не удается забить в премьер-лиге, а также приоткрывает завесу своей личной жизни.
 
«Если бы в узбекском футболе все наглым образом тянули какую-то команду за уши и «убивали» прилюдно другие коллективы, то мы не знали бы о таком рефери, как Равшан Ирматов»
 
– Сравнивать уровень чемпионатов разных стран, в которых я поиграл, очень легко. Сегодня сложилось впечатление, что чемпионат Узбекистана намного сильнее нашей премьер-лиги, – рассказывает Олег Сабиров. – Тем не менее отечественный футбол далек от узбекского по своей специфике. Казахстанский чемпионат стал более жестче, очень много борьбы за мяч. Очень мало времени отводится на то, чтобы принять правильное решение. Пусть узбекский футбол выше нашего по рейтингу ФИФА, но все же соседи  играют в Азиатской лиге, а мы в Европейской. Уровень сборных тоже разный. В Европе, помимо того что огромный акцент ставится на тактических приемах, уделяется внимание физике, фармакологии. И те зарубежные специалисты, которые приезжают работать к нам в страну, вносят новое в развитие футбола. Теперь и у нас качественнее проходит работа над физической подготовкой игроков. Очень приятно осознавать, что казахстанский футбол находится на стадии развития, а не деградации. Вступление в УЕФА явно принесло стране пользу. Украина тоже сначала не считалась футбольной державой. Но со временем там футбол вырос, и многие футболисты Украины сейчас на слуху. Достаточно вспомнить успешное выступление команды Олега Блохина на чемпионате мира в Германии в 2006 году. Взгляните на матчи сборной Украины на ЕВРО-2012. Очень качественный и грамотный футбол. И мы придем к такому. Нужно только немного подождать. Главное – не останавливаться на достигнутом, а продолжать развиваться в том же ключе. И в скором временем перед командами будут стоят задачи попасть в групповую стадию Еврокубков. Казахстанский футбол нельзя сравнивать с украинским или болгарским. Наша страна очень молодая. Мы не так давно в Европе. Все еще впереди. Очень приятно, что в Казахстане есть талантливая молодежь, показывающая добротный футбол. Верю, что очень скоро благодаря такому молодому поколению сборная Казахстана будет очень сильной. Пусть Казахстан не готов биться с такими грандами, как Португалия, Англия. У этих стран очень длинная история развития. Но мы развиваемся, и это главное.
– Не скрывается тот факт, что в Узбекистане часто футболисты сталкивались с коррупцией. Как дело обстояло на Украине?
– Тема судейства обсуждается во всем мире. Везде есть свои подводные течения. Обычно те команды, которые проигрывают, зачастую все вину скидывают на отвратительное судейство. Но сейчас нет такого «убийства», как раньше. Сейчас идет большая работа с судьями, и они стали более квалифицированными. В Казахстане уровень судейства тоже заметно возрос. Если бы в узбекском футбол все наглым образом тянули какую-то команду за уши и «убивали» прилюдно другие коллективы, то мы не знали бы о таком рефери, как Равшан Ирматов. Его знает весь мир. О нем хорошо отзываются многие специалисты. Дело дошло даже до того, что его просили уехать в Европу постоянно судить один из чемпионатов.
– На ЕВРО-2012 несколько судейских бригад отработали просто отвратительно. Штарк и Кашшаи сразу после группового раунда были отстранены. Не кажется, что допущенные ими ошибки на континентальном первенстве могут расслабить наших арбитров?
– Знаком со многими судьями, поддерживаю с ними отношениями. Думаю, наши судьи не будут расслабляться. На ошибках, допущенных квалифицированными европейскими арбитрами, наши судьи будут учиться. Когда зимой у них проходят сборы в Астане или Алматы и их готовят к предстоящему сезону, они прорабатывают все допущенные в прошлом ошибки, чтобы их искоренить и поднять свой уровень мастерства. Но всегда может сработать человеческий фактор. Мы несовершенны. Завод-изготовитель, выпуская железный автомобиль, уверен, что его продукция не поломается. Но бывает, что появляется заводской брак и машина ломается. Так же и с судьями. Как бы их хорошо ни готовили, они могут допустить ошибку. И это нормальное явление. Что касается Кашшаи и Штарка, то и они испытывают огромное волнение, когда нужно следить за игрой звезд-миллионеров. Так же и футболисты. Они могут не точно отдать пас или ввести неправильно мяч с аута. Ошибки допускают абсолютно все.
 
«Завод-изготовитель, выпуская железный автомобиль, уверен, что его продукция не поломается. Но бывает, что появляется заводской брак и машина ломается. Так же и с судьями»
 
– В игре «Сункара» с «Таразом» Аскар Кожабергенов был очень недоволен несколькими решениями судейской бригады и помимо того, что несколько раз был на грани покинуть техническую зону и выбежать на поле, при этом еще и очень эмоционально возмущался.
– Сама игра – это большой эмоциональный выплеск. Тренер переживает за команду, и нормальное явление, когда он выплескивает эти эмоции. Перед тренером стоит задача: если он амбициозный, он не будет просто так сидеть на скамейке и равнодушно наблюдать за событиями на поле. На какие-то движения судьи тренер по-любому будет реагировать. Любо Петрович тоже несколько раз поднимался со своего места, хотя у него куча помощников, которые носились по технической зоне.
– Любопытно узнать от тебя, что произошло с шортами Эдуарда Сергиенко в этом матче?
– В момент ускорения Сергиенко я был рядом с ним, и его шорты зацепились за мой палец. Поэтому они разорвались. Я не держал его за шорты. Значит,  и качество формы оставляет желать лучшего.
– Инцидент произошел в первом тайме. Во втором тайме Сергиенко играл в тех же порванных шортах. Неужели у команд премьер-лиги такой дефицит с формой?
–  Этот вопрос лучше адресовать руководителям и администрации «Тараза». Если бы в нашей команде у кого-то порвались шорты, то мы бы нашли новые. Для нас это не проблема. Президент «Сункара» Руслан Умбетов хочет вывести клуб на новый уровень, включая менеджмент и инфраструктуру.
– Радует, что у вас есть собственный гимн, различная атрибутика, которую вы порой бесплатно раздаете…
– Заслуга принадлежит руководителям. Все начинается с мелочей. Есть клубы, которые давно существуют, но у них нет ни гимна, ни атрибутики. Это плохо. Нужно менять ситуацию. И нам приятно, что с этим проблем у нас нет.
– Легко играть на газоне «Динамо»? Видно, что мяч постоянно прыгает по полю.
– По качеству на «Динамо» хорошее покрытие. В Казахстане есть и намного ужаснее поля. «Сункар» – каскеленская команда. В планах – построить в Каскелене базу и стадион. Не все сразу, конечно. Но пока нет стадиона у нас, мы арендуем «Динамо». Лучше играть на нем, чем на искусственном газоне.
– Нет идеи те деньги, которые вы перечисляете за аренду «Динамо», потратить на ремонт осветительных мачт самого стадиона?
– Когда прохладно, тогда и футбол становится интересным, и зрителям комфортно. Я за то, чтобы играть в более позднее время, и надеюсь, что проблему со светом на «Динамо» можно решить. Актобе – маленький городок. Поэтому и в 8 вечера стадион забивается под завязку. В Алматы более искушенный народ. Чтобы забить весть стадион в Алматы, нужно что-то большее.
 
«Кайрат» может собрать весь стадион, если вновь вернет себе славу»
 
– Проводить в перерыве между таймами розыгрыш Sony Playstation-3?
– Необязательно. В Алматы очень много развлекательных центров. Люди – там в основном. На уровне сборной весь стадион в Алматы забьется. «Кайрат» может собрать весь стадион, если вновь вернет себе славу. Если «Сункар» станет выступать в Каскелене, то городок будет жить футболом и забивать тоже весь стадион.
– В начале сезона благодаря ничейным результатам вы отбирали очки у серьезных соперников, но сегодня этот ничейный синдром вас опускает в турнирной таблице все ниже и ниже. В этой ситуации есть плюс игры обороны и вратаря Пасеченко, а также минус в работе форварда?
– Нельзя говорить о плюсах отдельных футболистов. Если есть проблема, что мы не забиваем, – это проблема всей команды. Если мало пропускаем – это тоже достоинство всей команды. Кого-то выделять не стоит. Нам нужно забивать на один гол больше, чем соперник. Уже всем не нравится сложившаяся ситуация. Мы играем только на победу, но у нас не получается штамповать очки.
– В последнее время, до того как Булешев получил травму, на Алибека обрушилось очень много критики. Главный нападающий не может забить. Что ты скажешь в его защиту?
– Он очень квалифицированный футболист. Изначально на сборах на него повесили огромный груз ответственности и наклеили ярлык, что только он может и должен в команде забивать. Психологически ему очень сложно. Если раньше он мог в одно касание отправить мяч в ворота, то теперь с таким грузом он делает для уверенности два шага. А это уже много, и соперник его накрывает. Нужно немного отпустить узду.
– Кто повесил на него груз?
– Открыто ему никто так не говорил. Стечение обстоятельств. Когда он вернулся в футбол,  сразу стал забивать в первой лиге. Мне кажется, он сам себя загнал психологически в эту непростую ситуацию. Он самый опытный в «Сункаре». Он легенда «Кайрата». Забил больше, чем многие нападающие «Кайрата». Он умеет забивать, и, надеюсь, его время придет.
– Вы приобрели нового нападающего Овсянникова, чтобы создать конкуренцию?
– Любой футболист в первую очередь рассматривается как конкурент. Прерогатива тренера поставить Овсянникова в связку с Булешевым работать или создать ему конкуренцию.
 
«В сборной Пасеченко не потеряется. Он стоит в воротах очень уверенно. Все в его руках»
 
Способен ли Пасеченко заиграть в сборной? 
– Он очень хороший вратарь, трудолюбивый. Он может дорасти до национальной сборной. Сегодня он уже готов к такой команде. В сборной он не потеряется. В воротах стоит очень уверенно. Все в его руках.
После того как в матче с «Таразом» вы пропустили гол, многие ваши фанаты демонстративно стали покидать стадион…
– Поскольку пропустили на последней минуте, хочу верить, что люди рефлекторно поднялись со своих мест, может, торопились. Надеюсь, это не перерастет в страшную тенденцию. Болельщики должны нас понять, что не все сразу. В первой лиге команда тоже не сразу стала побеждать.
В клубе предусмотрены встречи игроков с болельщиками?
– Пока такое не предусмотрено. У нас и график очень сложный. Живем в Алматы, едем тренироваться в Каскелен. Думаю, в недалеком будущем начнем встречаться с фанатами.
– Ваши тренировки открыты для посещения болельщиками?
– На трибунах постоянно кто-то сидит. Ворота стадиона всегда открыты. Любой болельщик может прийти и посмотреть за тренировочным процессом.
Ты становился чемпионом Узбекистана и Казахстана. Какое чемпионство дороже?
– Каждое чемпионство –  достижение цели. Любое достижение цели связано с проявлением амбиций. Каждое чемпионство по-своему мне дорого.
 
 
«Нельзя утверждать, что победа «Тобола» в чемпионате принадлежит Сабитову или Огаю»
 
– Многие заявляют, что в чемпионстве «Тобола» в 2010 году 80 процентов – заслуга Дмитрия Огая. Другие утверждают, что Равиль Сабитов осуществил долгожданную мечту. Ты какого мнения?
– Мне кажется, чемпионство принадлежит команде. Да, очень много сил вложил в это и Дмитрий Огай. Помог и Сабитов. Халимжан Ержанов сыграл важную роль и, конечно же, Сергей Кулагин. Все люди, работавшие в «Тоболе» приложили к чемпионству руку. После увольнения Огая команда кардинально не поменялась. Практически все те же люди ковали золотые медали в 2010 году. Команда давно шла к этой победе. Нельзя утверждать, что победа принадлежит одному человеку.
– В этом сезоне «Тобол» способен завоевать второе золото?
– На этот вопрос ответит только время. Осенью увидим.
– В «Тоболе» работает Грозный, с которым ты пересекался в московском «Спартаке». Хотелось бы тебе поработать с этим тренером в Костанае?
– Грозный меня не помнит. Это я его помню. Грозный – максималист. Он будет выжимать команду, чтобы успешно завершить год. В жизни все может быть. Но на сегодняшний день все мои мысли и футбольная карьера связаны только с «Сункаром».
– Поиграв во многих клубах, за какой коллектив до сих пор переживаешь?
– За «Ордабасы». Это команда из моего города, где живет моя семья. «Ордабасы» по содержанию игры – одна из сильных команд премьер-лиги. И я до сих пор удивлен, как клуб еще не в тройке сильнейших.
– Будет ли следующая выездная встреча «Сункара» в Шымкент для тебя принципиальной?
– Каждая игра для меня принципиальная. Нельзя сказать, матч с «Ордабасы» принципиальный, а  с «Актобе» – нет. К любой игре нужно относиться ответственно. Если дал чуток слабинку, то ты не профессионал. Футболист должен в любой игре выкладываться по полной программе.
– В квалификации Лиги Европы «Ордабасы» сразится с «Ягодиной». Есть шансы пройти в следующий этап?
– Все будет зависеть от того, как  «Ордабасы» выступит в первой выездной встрече. Хотелось бы, чтобы команда выступала не в Алматы, а в Шымкенте. Ради чего тогда «Ордабасы» выигрывал Кубок страны.
 
«Нам нужен европейский, а не советский подход к делу»
 
Какой тренер оставил огромный след в твоей жизни?
– Марко Брагонья. Человек прошел школу амстердамского «Аякса». Он всегда говорил, что помимо футбола есть еще и другая жизнь: семья и другие твои дела. Он очень уравновешенно ко всему относился. Вместе с Пайперсом они никогда не зацикливались на футболе. Говорили, что мы вообще должны отдыхать от футбола. Они давали два дня отдыха в неделю. Таких в Казахстане тренеров больше не было. Со штрафами была интересная ситуация. Команда собралась на обед, и у кого-то зазвонил телефон, или кто-то опоздывал на тренировку. Таких людей штрафовали. Штрафники  вели всю команду в кино и покупали каждому попкорн и напитки. Тренировки были очень хорошими. Нам нужен европейский, а не советский подход к делу.
– Какую фразу Брагоньи часто вспоминаешь?
– Любая игра для него была праздником. Был момент, когда мы играли в Кубке Казахстана. Брагонья сделал замечание казахстанским тренерам. Марко был одет солидно, в классику, а наши – в спортивки. Он задал вопрос: вы знаете, какой сегодня день? Все стали называть день недели, либо дату. После этого Марко ответил: «Сегодня – финал Кубка страны, и мы играем в финале. Почему вы не подготовились должным образом к этому дню?» Пусть мы проиграли, но голландцы готовили команду только к победе.
– Ты сам не попадал под штрафы?
– Нет.
– В «Сункаре» семьями собираетесь?
– Пока не собирались. Но очень скоро начнем. С пацанами всегда собираемся.
– Быть женой футболиста очень сложно. Это правда?
– Лучше спросить у моей жены. Считаю, что жена должна быть всегда рядом с мужем. Ездить с ним в другие города. Очень нелегко оставлять дом. Морально сложно постоянно жить на съемных квартирах. Жить на чемодане не так легко.
– За счет чего сохраняете мир?
– Каждый муж должен баловать жену. Жена – тыл мужа. Чтобы солдату стать генералом, у него должен быть хороший тыл. Мужчина должен любить женщину, которая с ним рядом, проявлять внимание к ней, не забывать о романтике и сюрпризах.
– У вас есть какие-то общие интересы?
– У нас очень много общего. Мы любим собак. Можем съездить на собачий рынок, например.
– Сколько сейчас у вас собак?
– Семь. Три больших среднеазиатских овчарок и четыре мопса. 
– Кто отвечает за кормежку? 
– Когда все дома, то вся семья принимают непосредственное участие. Сын  вырос, поэтому сейчас ответственность в большей степени падает на него,  он главный по этой части.
– Когда муж-футболист проигрывает, на жене лежит ответственность его поддержать. Порой муж ждет каких-то нежных слов, а порой просит, чтобы с ним никто не разговаривал определенное время. Как у вас в семье? Ведь у вас еще и маленький ребенок.
– Жена понимает все и старается подбодрить. В такие моменты она всегда рядом. Она мне лично говорит, как сыграла команда: плохо или хорошо. А когда вижу своего маленького ребенка, то про все забываю. Эмоционально ты переключаешься. Все можно изменить в жизни. И завтра команда выиграет. Футболист не должен вносить негатив домой.
 
Любимая доча Олега Сабирова наблюдает за игрой отца по ТВ
 
«Первый вопрос, который мне задают, когда прихожу в новую команду: «А что ты не подстрижешься?»
 
– Вопрос по имиджу. Мауро Каморанези носил такую же прическу, как у тебя. В 2006 году на чемпионате мира он заявил, что если сборная Италии выиграет первенство, его прилюдно обстригут. Похожее в твоей жизни было?
– Первый вопрос, который мне задают, когда прихожу в новую команду: «А что ты не подстрижешься? В 2010 году в Костанае сказал, что если станем чемпионами, то коротко подстригусь. Мы стали чемпионами, и появилась короткая стрижка.
– В завершение интервью хотел спросить, сможет ли "Сункар" все-таки сохранить прописку в премьер-лиге?
– Все в наших руках, а точнее, в ногах, но в большей степени в голове – в нашей психологии. Думаю, все люди, имеющие отношение к клубу, приложат максимум усилий для выполнения поставленных задач. Я уверен, что у нас все получится!
 
 
Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии