Велоспорт

Все оттенки розового

Все оттенки розового

Ставшая в последние годы главным брендом Казахстана на международной арене велокоманда «Астана» всерьез взялась в 2012 году за покорение одной из важнейших гонок протура, проходившей в мае трехнедельной «Джиро». Взглавляемая хоть и молодым, но вполне себе состоявшимся чешским многодневщиком Романом Кройцигером казахстанская команда была в числе основных претендентов на победу и в личном, и в командном зачете. Многое не получилось... Но были победы!

Подиум (слева направо) Хоаким Родригез (Испания), Райдер Хесдаль (Канада) и Томас де Гент (Бельгия)

 

«Джиро» далеко, «Джиро» рядом...

С появлением в Казахстане профессиональной велокоманды интерес нашей спортивной (да и не только) общественности резко возрос к данному виду спорту. Однако, поверьте, мы, казахстанцы, далеки от истинного понимания и традиций велоспорта. Говоря именно о «Джиро», городки и города Италии сходят с ума, когда по их улочкам прокатываются величайшие велосипедисты современности. Дело даже, наверное, не в величии – спокойная и по-своему размеренная Италия 364 дня в году ждет этого! Ждет, чтобы настала Фиеста – праздник радости, единения и свободы! При этом Италия – родина свободы, единения и радости! Ах, как нам, казахстанцам, иногда не хватает этого вне Дней городов!

Сумашествие под названием "Джиро дИталия"

Не стану рассказывать о том, как начиналась эта гонка, потому что об этом уже повествовал «PROСПОРТ» в предыдущих номерах. Да, и вообще не хотел бы особо заострять внимание на секундах, метрах и позициях в таблицах результатов. «Джиро», если увидеть ее своими глазами, за пределами понимания. Это событие, расширяющее границы сознания. Здесь и велосипедисты, которые падают через 20 метров после финиша, и толпа, орущая нечто неосознаваемое, и дружелюбность, и страсть, и минутная ненависть.

 

Жизнь в розовом цвете

«Ля Бандана! Ля Бандана Роса! Ля бандана Роса соло чинкуе евро» – эта речевка, произносимая дивным женским голосом на итальянском языке и раздающаяся чуть ли не из каждого утюга, начала сниться мне по начам, когда я в числе десяти казахстанских репортеров гостил четыре дня в северной Италии на трех финальных и важнейших этапах первой в нынешнем сезоне супервеломногодневки «Джиро д'Италия». Купить банданы, майки, кепки и прочую атрибутику «Джиро» здесь, в местах проведения этапов Гран-тура, за пять, десять и двадцать евро предлагали раскрашенные в розовое микроавтобусы. Они, как рой пчел, сновали неисчислимым множеством по горам и долам Даламитовых Альп, где участники итальянской велогонки преодолевали самые сложные в Европе, по оценкам специалистов, подъемы и спуски.

Легендарная французская певица Эдит Пиафф должна была родиться в Италии – ее «жизнь в розовом цвете» была бы еще розовее! Этот цвет «Джиро» хоть и продиктован оттенком страниц главного и самого первого спонсора итальянского Гран-тура печатным изданием «La Gazetta dello Sport», необычайно подходит всему Апениннскому полуострову. Итальянцы круглый год живут в розовом цвете и не особо изощряются в поисках повода для радости.

Хоаким Родригез: Всех порву!

Мы побывали и в 30-градусной жаре Милана, и ощутили холод горной вершины, которая возвышается над уровнем моря на высоте 2618 метров. Там, правда, гонка в нынешнем сезоне не проходила, но, пользуясь свободным часом, делегация казахстанских журналистов выбралась туда перед финишем 20-го этапа. Однако сначала был этап 18-й. И позади – кризис Романа Кройцигера, который стал одной из главных обсуждаемых тем для всех (не только казахстанских) журналистов и специалистов, работавших на «Джиро».

 

КРОЙка и шитье

Став лучшим молодым гонщиком на «Джиро» в прошлом году, капитан «Астаны» Роман Кройцигер ныне замахнулся на «взрослую» генеральную классификацию итальянского Гран-тура. Руководство команды да и сами велосипедисты не скрывали амбиций. Вся мировая велосипедная общественность причисляла «Астану» и чешского «астанчанина» к главным фаворитам. И все шло хорошо: спринтерские этапы не должны были вызвать у нас проблем... и не вызвали. Первый более-менее горный этап и вовсе был выигран главным помощником нашего капитана итальянцем Паоло Тиралонго. Далее «Астана» планомерно двигалась к заданной цели, решая локальные задачи и сохраняя выгодные позиции для решающей атаки. Но наступил 17-й этап...

Кевин Зельдеерс помогает Кройцигеру возвращать упщенные секунды

Позднее и генеральный менеджер команды Джузеппе Мартинелли, и спортивные директора и гонщики «Астаны», и сам Роман Кройцигер недоумевали, в чем заключена причина провала на 17-м этапе «Джиро». Вероятно, «черный ящик» найдут позже, а в среду вечером, 23 мая, казахстанская команда и ее болельщики были опечалены крушением капитана в генеральной классификации. Кройцигер увеличил свой отрыв от лидеров общего зачета до 12 минут – это отставание не отыгрывается (даже за 10 этапов!), а до финиша оставлось лишь четыре дня. «Судороги», – вот что не уставал повторять спортивным директорам «Астаны» Роман, мучаясь от усталости на семнадцатом этапе. Таким образом, претензии «Астаны» и лично Кройцигера на победу в личном зачете «Джиро» перестали быть актуальными. Более того, большинство интересующихся вообще списало чеха со счетов.

 

Феникс из пепла

В четверг, когда казахстанские журналисты в четверг только подлетали к Италии, 25-летний Кройцигер отдыхал на относительно легком 18-м этапе . «Генерал» чехом уже был провален, и дорога вела участников строго вниз. Видимо, благодаря спуску капитан «Астаны» сумел восстановиться и выдать подвиг на следующий день.

То, что удалось Кройцигеру в пятницу, вызвало, бешеный вострог не только среди болельщиков казахстанского клуба, но и у всей аудитории «Джиро». Несмотря на его «общее» фиаско! 19-й этап, когда «Астана» отмечала день рождения своего российского легионера Евгения Петрова, стал поистине королевским для нынешней «Джиро» – несколько высоченных подъемов подряд, растянувшихся на 197 километров, умотали даже нас, журналистов, сидящих в удобных креслах микроавтобуса. Говорить о гонщиках, которые две с половиной недели до этого только и делали, что крутили педали, не приходится. И вот Роман, сумев включиться в борьбу за победу на главном горном этапе и став частью второго отрыва, за 40 километров до финиша на легендарной вершине Альпе ди Пампьего ехал в одной группе с фаворитами общего зачета канадцем Хейседалем, испанцем Родригесом, итальянцем Скапони и другими. Их на пару минут опережал лишь первый отрыв из двух непредендующих на общий зачет Касара и Перацци.

Роман Кройцигер: победа после поражения

Бегая по горе от одного собеседника к другому, я, признаться, прозевал рывок Кройцигера из своей группы, но когда в толпе судорожно заметались чешские флаги, а из радиорубки раздался почти военный клич: «Крой-ци-гер!», стало понятно, что капитан «Астаны» пошел в атаку. Эта попытка, как выяснилось позже, оказалась весьма удачной. Роман не только оторвался от попутчиков и нагнал отрыв – он единолично вырвался вперед и последние три с половиной горных километра с очень весомым гредиентом пытался удержать преимущество перед преследователями. Все прекрасно понимали, что эта победа может стать лебединной песней для «конюшни» из Казахстана на «Джиро-2012» – иных ресурсов для повышения результатов у «Астаны» попросту не осталось. Кройцигер выиграл – в нужный момент чех поднялся из седла и «затанцевал» к финишу. Эта победа не просто стала ложкой меда в бочке дегтя, но даже заставила забыть ненадолго о «генеральном» поражении.

 

Второй раз в одну воронку

Перед началом последнего горного этапа в субботу казахстские репортеры вместе с сотрудниками клуба «Астана» серьезно и долго обсуждали вероятность нового успеха казахстанской команды. Сошлись во мнении, что, кроме Кройцигера, покорять новую вершину некому, а сам Роман настолько «наелся» в пятницу, что рассчитывать нам в общем не на что.

Однако с первых километров дистанции чешский капитан «Астаны» снова оторвался от пелотона и в течение многих километров с партнерами по отрыву лидировал на дистанции. Сил у Кройцигера хватило надолго, но удержаться в числе первых беглецов он все же не смог.

Победители были выявлены, лидер казахстанской команды еще более поправил свое пошатнувшееся после 17-го этапа положение в общем зачете, но в целом суббота, 26 мая, в истории казахстанского велоспорта значимо запечатлена не была.

Хесдаль на 21 этапе стал победителем гонки

На воскресную разделку в центре Милана и вовсе не стоило рассчитывать. Ныне в «Астане» если и есть специалисты по гонкам с раздельного старта, на «Джиро» они Представлены не были.

В итоге мы получили 15-е место в личном общем зачете (Кройцигер) и четвертую позицию в командной классификации.

Эта «Джиро», по признанию спортивного директора «Астаны» Александра Шеффера, была главной гонкой для казахстанскрой команды в нынешнем сезоне, поскольку даже на самый престижный Гран-тур во Франции наш клуб ныне не может выставить столь сильного претендента на победу в общем зачете, как Кройцигера на «Джиро».

 

Скорее да, чем – нет

По окончании гонки многие специалисты велосипедного спорта, а также казахстанские и даже европейские журналисты говорили о том, что нынешний итальянский Гран-тур «Астана» может занести себе в актив. Казахстанским клубом были добыты весьма значимые этапы на этапах, а претензии в общем зачете наверняка будут оправданы в будущем году. В пользу этого мнения говорит не только тот факт, что Кройцигер становится взрослее и опытнее, но и подтверждающиеся из различных (в том числе самых достоверных) источников разговоры о том, что «Астану» в 2013-м пополнит один из лучших итальянских гонщиков современности Нибали.

 

Александр Винокуров, сильнейший казахстанский велосипедист, серебряный призер Олимпийских игр в Сиднее, победитель испанской веломногодневки «Вуэльта»:

«Мы, к сожалению, не достигли главной цели – победы в генеральной классификации. Но в целом наша команда стала одной из лучших здесь. Победы Тиролонго и Кройцигера на отдельных этапах, уверенное ведение гонки остальными участниками, в том числе казахстанцами, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Сейчас мы ведем переговоры с Нибали, они на решающей стадии. Но делать официальное заявление пока рано.

Джузеппе Мартинелли, генеральный менеджер казахстанской велокоманды «Астана»:

«Гранд-тур – это всегда сложно. Мы не справились с главной задачей, но все же выступили хорошо. Мы имеем в активе два этапа. 7-й этап был весьма сложным, а 19-й и вовсе королевским. Контракт с Кройцигером завершится в конце этого года, и мы рассматриваем вариант продления этого контракта. С Александром Винокуровым будем обсуждать этот момент, для меня весьма важно мнение Вино по этому поводу.

Максим Гуров, участник «Джиро-2011» в составе казахстанской команды «Астана»:

«Джиро» сложнее. Конечно, «Тур де Франс» – самая престижная многодневка. По уровню организации, по количеству начисляемых рейтинговых очков за победу ей нет равных. Но, думаю, что «Джиро» сложнее французской супермногодневки. Здесь, в Италии гораздо более сложные этапы, с более сложными горными перевалами».

«Джиро д’Италия».

Итоговая генеральная классификация

             

1

Райдер Хасдаль (Канада)

Гармин-Барракуда

91.39.02

2

Хоаким Родригез (Испания)

Катюша

+ 00.00.16

3

Томас де Гент (Бельгия)

ВоканСолей

+ 00.01.39

4

Микеле Скарпони (Италия)

Лямпре

+ 00.02.05

5

Иван Бассо (Италия)

Ликвигаз

+ 00.03.44

6

Дамьяно Кунего (Италия)

Лямпре

+ 00.04.40

7

Ригоберто Уран (Колумбия)

Скай

+ 00.05.57

8

Доменико Поццовиво (Италия)

Кольнаго

+ 00.06.28

9

Серджио Монтойя (Колумбия)

Скай

+ 00.07.50

10

Микеле Ньеве (Испания)

Эускатель-Эускади

+ 00.08.08

…15

Роман Кройцигер (Чехия)

Астана

+ 00.19.58

…23

Паоло Тиралонго (Италия)

Астана

+ 00.41.36

…26

Танель Кангерт (Эстония)

Астана

+ 00.50.49

…33

Кевин Зельдеерс (Бельгия)

Астана

+ 01.18.10

…61

Евгений Петров (Россия)

Астана

+ 02.30.19

…66

Энрико Гаспаротто (Италия)

Астана

+ 02.35.48

…85

Андрей Зейц (Казахстан)

Астана

+ 03.07.46

…88

Симоне Понци (Италия)

Астана

+ 03.10.46

…119

Александр Дьячекно (Казахстан)

Астана

+ 04.06.44

 

Интересные факты:

Райдер Хесдаль является бывшим маунтинбайкером. Он отлично ездит на спуске, и в тоже время имеет отличный ход в горы. По манере езды он чем-то схож с Александром Винокуровым.

 

Хесдаль, хоть и родился в Канаде, является этническим норвежцем.

 

Это всего лишь тертий случай в истории велоспорта, когда трехнедельный Гранд-тур выигран гонщиком, который не выиграл на ней ни одного этапа.

 

Роман Кройцигер – потомственный велогонщик. Его отец, которого тоже звали Роман даже выигрывал «Тур Австрии».

 

На заре своей карьеры Роман Кройцигер занимался велокроссом и выступал за команду «Шумахер».

 

По предварительным данным, «Джиро д’Италия» 2013 года включит в себя подъем на легендарную гору Монте де Галибье. Ранее эта гора была только на «Тур де Франс».

 

В отличии от двух других Гранд-туров, на «Джиро» нет майки лучшему спринтеру. Зато есть майка самому стабильному финишеру она красного цвета и формально считается спринтерской. В 2012 году она досталась Хоакиму Родригесу.

 

Если имя Хоакима Родригеза произносить на правильном баскском (а он родом из страны Басков) языке, то оно будет звучать как Жоаким.

 

Это всего лишь вторая крупная победа Хесдаля в Гранд-турах. Первая случилась в 2009 году на «Вуэльте Испании».

 

Цифры:

 

17. В 2012 на 21 этапах побеждали 17 разных велогонщиков.

1. Всего одного балла не хватило британцу Марку Кавендишу, чтобы выиграть по итогам «Джиро» красную майку самого стабильного финишера. Она досталась Родригесу.

1.Хесдаль первый канадец, которому удалось победить на Гранд-туре

91. Именно 91 час, 39 минут и две секунды понадобилось Хесдалю, чтобы победить на «Джиро д’Италия» 2012 года.

95. «Джиро д’Италия» 2012 года – 95 по счету гонка за все время ее существования.

Евгений ГАЙДАМАКИН

Северная Италия

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;