Велоспорт

Все цвета радуги

Все цвета радуги

Сейчас, когда вовсю по дорогам Аппенинского полуострова идет гонка «Джиро д’Италия» и борьба за Розовую майку, мы решили задаться вопросом – а почему за победу на одной из самых сложных гонок, в награду дается майка не самого мужественного цвета? Да и вообще – откуда пошла традиция цветных призовых маек?

Предыстория

С появлением профессионального велоспорта сразу очень остро стал вопрос о том как отличать лидера гонки в такой большой толпе велогонщиков, особенно когда они идут очень плотной группой. Самый очевидный выход – это одеть его в отличный ото всех наряд, то есть майку. Кому первому пришла идея так выделить лидера доподлинно неизвестно, можно только сказать, что на старейшей на данный момент профессиональной гонки – «Льеж-Бастонь-Льеж» - призовых маек никогда не было.

Призовые майки вручаются за самые разные достижения, то есть их на каждой многодневке (а на однодневках смысла кого-то выделять нет) немало. Существуют свои правила и цвета для призовых маек. Если судить по приоритетам, то самой престижной является маяка лидера общего зачета. Далее идут майка лучшего спринтера, майка горного короля, майка лучшего молодого гонщика (до 25 лет на 1 января текущего года), майка чемпиона мира и майка национального чемпиона. Последние две обычно носятся даже на однодневках.

Альберто Контадор выиграл "Джиро-2011" с большим приемуществом. Только Розовую майку у него все равно отобрали

Помимо непосредственно маек, в профессиональном велоспорте существуют еще и другие способы отличия. Например, специальные полоски на рукавах в цветах национального флага гонщика, символизирует, что он был чемпионом своей страны (а действующий чемпион катается непосредственно в майке чемпиона). Такие же радужные полоски говорят о том, что гонщик становился и чемпионом мира. Золотые аксессуары (туфли, шлем перчатки или даже сам велосипед) свидетельствуют, что этот велогонщик является действующим олимпийским чемпионом.

Командная классификация, хоть и не отмечается специальными майками, все же тоже имеет свой статус. Этот рейтинг определяется сложением результатов трех лучших гонщиков команды в общем зачете. Коллектив, получивший наименьший результат, и возглавляет командную классификацию.

И еще существует такое звание как самый агрессивный гонщик. Его выделяют необычным номером: красным с белыми цифрами, тогда как все обычно носят белые номера с черными цифрами.

 

Испанский хамелеон

Начнем с «Вуэльты». На этой многодневке цвет лидерской майки менялся очень часто. Может, это связано с тем, что гонка по дорогам Испании – самая молодая из Трех китов трехнедельных гонок? Наверное, основная причина все же в том, что после возрождения после многочисленных пауз организаторы давали майке лидера свой цвет. Как бы то ни было, но лидерская майка на «Вуэльте» меняла свой цвет, как хамелеон.

Испанец Хуан-Хосе Кобо - победитель "Вуэльты-2011".

Изначально лидер «Вуэльты» одевал оранжевую майку, в 1941 она становиться белой, а в следующем же году снова приобретает оранжевый цвет. В период с 1945 по 1950 года лидеры носят белую майку с горизонтальной красной полосой. В 1955 году, по аналогии с «Тур де Франс», цвет майки становится жёлтым. За исключением 1977 года, когда майка стала оранжевой, все года, включая 1998 год, когда майка была жёлтой, после чего цвет получил золотой оттенок. Последнее перекрашивание происходит в 2010 году, когда лидерская майка становится красной.

Остальные майки «Вуэльты», насколько известно, меняли цвет не так часто. Вторая по значимости майка – это майка очковой классификации. Гонщик больше всего заработавший очков на промежуточных и основных спринтах получает зеленую майку лучшего гонщика по очкам. Майка горного короля имеет свою цветовую гамму. Изначально она была зеленой, потом перекрасилась в оранжевый, и в 2010 году стала белой и синий горошек. Существует еще и белая майка лучшего комбинированного гонщика. Она вручается тому, у кого лучшие средние показатели во всех основных зачетах – генеральной, очковой и горной классификациях. Ранее она была зелено-золотой, но потом сделалась белой. С 2004 года победитель генеральной классификации автоматически получает и эту майку.

 

Мужество в розовом

«Джиро д’Италия» является самой сложной горной гонкой в современном профессиональном велоспорте. И дело тут даже не в том, что она заставляет преодолевать немыслимые перевалы, где даже машины глохнут, а в том, что таких перевалов на «Джиро» очень много. Тем более удивительно, что за такое мужество в награду дают розовую майку.

Тут стоит сказать, что «Джиро д’Италия» была основана еженедельным изданием Gazetta dello Sport для привлечения читателей. По аналогии с розовыми страницами газеты, лидер гонки получал розовую майку. Так что ничего общего с необычными наклонностями этот цвет в Италии не вызывает.

Лучший спринтер «Джиро д’Италия» получает Малиновую майку. Поначалу она была красной, но в 1970 году была заменена на малиновую. Зеленую майку в Италии вручают лучшему горняку. И хотя сама горная классификация появилась аж в 1933 году, сама майка была презентована лишь в 74-м. Белую майку как и на «Тур де Франс» на «Джиро» носит лучший молодой гонщик (до 25 лет). В 1994 году эта номинация была упразднена, но в 2007 вернулась. И, наконец, особая майка «Джиро д’Италия» - Голубая, вручаемая гонщику, набравшему наибольшее количество очков на промежуточных финишах. Она существует с 1989 года.

Кадел Эванс несколько раз был близко к Желтой майке, но выиграть ее он смог только в 2011.

 

Мечта велогонщика

«Тур де Франс» - гонка особенная. Победа на ней ценится куда выше даже звания чемпиона мира или Олимпийского золотого медалиста. Поэтому Желтая майка лидера общего зачета «Тур де Франс» считается самой престижной в мире профессионального велоспорта.

Она получила свой цвет от страниц газеты L’Auto (нынешняя L'Équipe), редактор которой Анри Дегранж и основал эту гонку как рекламный проект для своей газеты. С 1953 года присуждается и майка лучшему спринтеру, она зеленого цвета. Интересна история майки горного короля. Ее стали разыгрывать с 1975 года (хотя сама классификация появилась в 1933) и ее спонсором стал производитель шоколада Poulain Chocolate. Упаковка продукции этой фирмы была как раз белой в красный горошек, что привело к тому, что сама майка стала именно такой. Майка горного короля по-французски называется maillot à pois rouges, что буквально можно перевести как «майка в красный горошек». В том же 75 году была введена и майка лучшего молодого гонщика белого цвета.

 

Миру – «мир»

Отдельно стоит упомянуть и о радужной майке, которую вручают победителю чемпионата мира как в индивидуальной гонке, так и в общей. Эту белую майку с синей, красной, черной желтой и зеленой полосами гонщик обязан одевать на все соревнования. Единственное, что чемпион мира в разделке может одевать ее только в гонках с раздельного старта, а вот победитель общей гонки – только в гонках с общего старта (что, собственно происходит в 90% случаев).

До сих пор среди суеверных гонщиков есть легенда о «проклятии радужной майки». То бишь, действующему чемпиону мира не будет везти на остальных гонках. И действительно обладатель радужной майки кране редко может похвастать победами в этом одеянии. Правда в последние годы это «проклятие», судя по всему, силу потеряло. Британец Марк Кавендиш, действующий чемпион мира, не раз выигрывал в этом одеянии гонки самых разных категорий. Он выиграл уже два этапа на «Джиро» и еще выиграет на «Большой петле» и на домашних Олимпийских играх. Так что тут, скорее всего дело в психологий гонщиков, а не в «проклятии радужной майки».

 

Свой чемпион

Ну и конечно существуют майки чемпиона каждой страны. Ничего нового тут изобретать не стали, просто выкрашивая одеяние в цвета национального флага. Например, действующий чемпион Казахстана Дмитрий Груздев облачается в голубую майку с желтым солнцем и орлом на груди. Чемпион Италии Джиованни Висконти щеголяет в красно-бело-зеленой майке. А вот чемпион Люксембурга Фрэнк Шлек ограничился полосками в виде национального флага на груди и спине. Носить эту майку тоже престижно, недаром многие команды разрешают отступить от цветов команды, чтобы подчеркнуть свой статус национального чемпиона в своем составе.

 

Как бы то ни было, любая майка, выделяющая тебя из пестрой толпы пелотона считается престижной. Во Франции даже существует такое поверье: тот человек, который хоть на день одевал Желтую майку в гонке, никогда голодным не останется. В любом кафе или ресторане его узнают, бесплатно накормят и нальют вина.

 

Интересные факты:

Несмотря на единого спонсора каждая многодневка для каждой призовой майки выбирает определенного спонсора. То есть помимо цветовой гаммы и спонсоров команды (зачастую спонсор и название команды – одно и то же) на каждой призовой майке надпись своего спонсора.

Раньше на Туре существовала «комбинированная майка», классификация была основана на системе подсчета очков в зачетах Жёлтой, Зелёной, Красной и Белой в майки горного короля. Система подсчёта очков в комбинированной классификации была очень сложна, отчего часто возникала большая путаница. Была отменена в 1989 году.

Lanterne rouge - это гонщик, который занимает последнее место в общей классификации. Несмотря на сомнительность, это место является очень престижным. Lanterne rouge получает денежный приз, своеобразный приз зрительских симпатий, даже если между ним и предпоследним гонщиком Тура всего одна секунда в генерале. 

Как правило, под цвет призовой майки раскрашивается велосипед и вся экипировка гонщика. Особенно, если он собирается довезти эту майку до конца гонки, или удерживать ее в течение длительного времени.

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;