Футбол

Виктор Карпенко: «Кенжисариев – отличное приобретение «Бунедкора»

Виктор Карпенко: «Кенжисариев – отличное приобретение «Бунедкора»

Не обнаружив в своей записной книжке узбекского номера мобильника Эмиля Кенжисариева, набрал телефонный номер Виктора Карпенко. На просьбу помочь найти Эмиля Виктор сказал, что можно приехать в отель «Азия», куда команда «Бунедкор» заехала накануне дерби с ташкентским «Локомотивом», и поговорить с ним. Ну а когда уже в холле вышеупомянутой гостиницы автор этих строк увидел Виктора и Эмиля, сидящих на мягком диване за одним столиком, появилась мысль: «А почему бы не поговорить с обоими футболистами, причем одновременно, сотворив этакое «два в одном»? И тот, и другой поиграли в казахстанской премьер-лиге, и не примеряя на себя роль статистов, были заметны на поле своей игрой. Возражений с их стороны не было и оставалось лишь включить диктофон.

– Виктор, после ухода из «Бунедкора» Ривалдо, а затем и Джепарова, ты являешься бессменным капитаном команды…
– Ну, в общем-то да.
– А капитаном тебя выбрали или назначили сверху?
– Честно говоря, уже и не помню. Вообще-то у нас все идет от главного тренера, но, наверное, и мнение коллектива учитывается.
– Эмиль, а как ты попал в «Буник»? – с Виктором-то все ясно – ведь он уроженец Ташкента…
– Вариант с «Бунедкором» мне предложил мой агент. Я поехал с ташкентцами на зимний УТС в Турцию, и мне все понравилось – команда и тренерские взгляды Мирджалола Касымова. Так мы пришли к взаимному соглашению, и я подписал контракт на срок действия до конца этого года.
– А твоя адаптация в новой стране для тебя и команды уже завершилась?
– Думаю, что да. В общем, дела у меня сейчас идут нормально. Коллектив у нас очень дружный. На первых порах меня ребята поддерживали и помогали во всем, да и сейчас помогают, когда что-нибудь возникает. Хотя в первое время у меня были некоторые трудности, друзей здесь не было и поначалу сидел на скамейке запасных, а в домашней игре Лиги чемпионов с австралийцами вышел в основе, но в игру не вошел и меня заменили. Но в последних матчах стабильно выхожу в основном составе на позицию левого защитника и чувствую себя все увереннее. И еще хотел сказать, что меня поразил высокий уровень игры в азиатской Лиге чемпионов. Это стало для меня открытием – даже не ожидал такого… Все команды техничные и быстрые. Нашу группу (помимо «Бунедкора» это австралийская «Аделаида Юнайтед», японская «Гамба Осака» и корейский «Поханг Стилерс». – Прим. авт.) все сразу назвали «группой смерти», и тем интереснее проверить себя на таком уровне. Сразу вспоминаются матчи еврокубков, в которых мне довелось сыграть за «Актобе». Правда, здесь очень длительные перелеты до Кореи, Японии, а теперь еще предстоит и неблизкий путь в Австралию.
– Известно, что центром жизни в Азии всегда был рынок. А на знаменитых ташкентских базарах тебе уже удалось побывать?
– Да. Был пару раз на Алайском базаре.
– Ну и как?
-Был, конечно, в восторге.
-От изобилия прилавков или рыночных цен?
– Скорее от первого, поскольку в Казахстане на рынок всегда ходила супруга, поэтому в ценах я ориентируюсь слабо. И еще мне очень понравилась узбекская кухня, особенно плов, здесь его готовят бесподобно.
– Кстати, а супруга твоя здесь, в Ташкенте?
– Нет, она пока в Казахстане. Но думаю вскоре забрать ее сюда. Благо жилье есть – клуб арендовал для нас квартиру. Думаю решить этот вопрос после игры в Австралии, где нам предстоит сыграть с «Аделаидой Юнайтед» в Лиге чемпионов АФК.
– Эмиль, в 2008-м ты сыграл 3 официальных матча за национальную сборную Киргизии, а сегодня ты уже гражданин Казахстана. Где-то читал твои высказывания о том, что ты не прочь был бы сыграть и за сборную Казахстана…
– Конечно, но по законам ФИФА я уже не имею права играть за казахстанскую сборную. Не будь тех 3-х матчей за Киргизию, ситуация была бы совсем другой.
– Что же получается, футболист Кенжисариев – игрок без сборной?
– Выходит так.
– А за сборную Кыргызстана ты сегодня имеешь право выступать?
– Если честно, то даже не знаю…
– Вопрос к обоим: Вы следите за казахстанским футболом, находясь в Узбекистане?
В.К.:
– Конечно, за чемпионатом слежу и за своим бывшим клубом – «Кайратом». У меня там немало друзей и знакомых. Те же Ула Бакаев, Карек Утабаев, Сэм Смаков, Улугбек Асанбаев, хоть он и закончил играть. Да всех и не перечислишь, потому что, повторюсь, их много. Время от времени общаемся по телефону и через интернет.
Э.К.: – Я тоже слежу, и также со многими общаюсь – чаще с Маратом Хайруллиным, Юрием Логвиненко и Саматом Смаковым, но и с другими ребятами связь не теряю.

– А твои бывшие одноклубники по «Актобе» не говорят тебе с приколом, что в их не очень удачном старте в чемпионате виновен твой переезд в Узбекистан?
– Есть такое (смеясь). Так ребята шутят. Но если я не ошибаюсь, то в сезонах 2010 и 2011-го годов «Актобе» после пяти туров был на предпоследнем месте, а в итоге стал вторым в 2010-м, отстав всего на одно очко от «Тобола».
– По «Актобе» не скучаешь?
– Конечно, скучаю, ведь сколько времени там провел! И почти всему, чего достиг в своей карьере до сегодняшнего дня (3-кратный чемпион Казахстана, обладатель Кубка и дважды Суперкубка Казахстана. – Прим. авт.), я обязан клубу «Актобе» и ее тренеру Владимиру Васильевичу Муханову. Пользуясь случаем, хотел бы передать через «PROСПОРТ» моим бывшим одноклубникам: больше побед, поскольку еще ничего не потеряно и вся борьба впереди. А ребятам, кто сейчас болен, поскорее залечить свои травмы и больше их не получать.

– А об игре великого Ривалдо в «Бунедкоре» ребята тебе уже рассказали?
– Конечно, рассказали, и даже показали видеонарезки его игры и забитых голов.
– Совсем недавно, ты, видимо, и предположить не мог, что будешь выступать за команду, в которой играл сам Ривалдо?
– Естественно, не мог. Зато сегодня знаю о Ривалдо гораздо больше, чем знал до того, как попасть сюда.
– На твой взгляд, с каким результатом закончился бы матч сегодняшних «Актобе» и «Бунедкора»?
– Ну, кто ж это знать может? Однако, думаю, что была бы ничья (смеется).
Прервав наш разговор, кто-то из подошедших футболистов сообщил, что всех защитников, и Эмиля в том числе, вызывает Мирджалол Кушакович Касымов для установки на игру (наш разговор состоялся за 5 часов до начала матча с «Локомотивом»). Поблагодарив Эмиля за интервью, мы продолжили с Карпенко.
– Витя, что можешь сказать об игре Эмиля в «Бунике»?
– Думаю, что это сильное приобретение нашей команды. Эмиль и в Казахстане был на хорошем счету. Просто долго решался вопрос: заявлять его на Лигу чемпионов или нет? – там ведь тоже существует лимит на легионеров. Эмиль, видимо, думал и переживал по этому поводу, и поначалу у него не все получалось. Это уже из области психологии. Но зная его уровень, уверен, что Кенжисариев принесет немалую пользу «Бунедкору».
– Виктор, а ты в курсе, что в твой бывший клуб «Кайрат» пришли серьезные люди в лице спонсоров KazRosGas? У команды прибавилось денег, да и зрителей на трибунах «Центрального». Правда, пока результаты оставляют желать лучшего. Видно, что «Кайрат» находится в стадии становления и поиска своей игры.
– Да, в курсе. Очень радует, что восстановлением «Кайрата» из руин наконец-то всерьез занялись. Ведь «Кайрат» – флагман и бренд всего казахстанского футбола, имеющий свою самобытную, более чем полувековую историю. Не сомневаюсь, что со временем придут и результаты. Для этого нужно время и грамотная селекция. Например, было бы неплохо усилить команду Карпенко и Кенжисариевым (смеется). Ну а если серьезно, то Дмитрий Алексеевич Огай – грамотный и знающий специалист, с большими амбициями. Я думаю, что его пригласили не на один год, а на перспективу. Повторюсь, что здесь нужно время и взвешенная кадровая политика, и конечно, кредит доверия тренерскому штабу, ведь за один сезон команду, способную решать самые высокие задачи, не построишь. Здесь нужно большое терпение и труд.
– 3 июня национальная сборная Узбекистана домашней встречей с Ираном стартует в заключительном отборочном туре ЧМ-2014. Как на твой взгляд, сборной по силам попасть на финальный турнир в Бразилию?
– Считаю, что на этой стадии отбора слабых соперников нет (в одной группе с Узбекистаном будут играть команды Южной Кореи, Ирана, Катара и Ливана. – Прим. авт.). О силе команд Южной Кореи и Ирана известно всем. Но думаю, что шансы есть у всех, в том числе и у нашей сборной. Мы уже несколько лет играем одним составом, так что команда сбалансированная, есть опытные футболисты и молодые. Считаю, что нам по силам попасть на чемпионат мира, если не будет таких казусов, как в 2005-м в Саудовской Аравии.

– А что там произошло?
– Мы играли с ними на выезде в отборочном цикле ЧМ-2006. Игра решала, кто пройдет в следующий этап. Мы проиграли им – 0:3. Но что было до игры и после – это «что-то с чем-то»… Я не ожидал, что в отборочных матчах чемпионата мира такое вообще возможно. Мы едем из отеля на игру, и тут наш автобус врезается в машину сопровождения. Так нас загнали в какой-то тупик, и мы стояли там целый час или более того, а стадион рядом – в пределах видимости... В итоге мы все же добрались до стадиона минут за 25 до игры и практически без разминки вышли играть. Хотя наши руководители и потребовали дать нам время для разминки, но организаторы ни в какую: «Игра должна начаться в строго назначенное время – из-за телетрансляции». А после матча при выезде со стадиона в наш автобус откуда-то из темноты полетели камни, в салоне стоял звон разбитых стекол. Кажется, два или три стекла уцелели– все остальные были выбиты.
– А полиция где была?
– Да какая там полиция! Была одна полицейская машина сопровождения. Правда, они выскочили из машины и немного постреляли из пистолетов в небо. А что они сделают? – вокруг темно, ничего не видно…
– А ребята в этом атакованном автобусе не пострадали?
– Серьезно – нет, а вот мелкие порезы от битого стекла были…
– Этот вандализм оправдать невозможно, но, согласись, они ведь выиграли, и тем труднее объяснить это варварство.
– В том-то и дело! Если бы они проиграли, то все это безобразие можно было бы если и не понять, то хотя бы как-то объяснить. А так – непоняток много. Не берусь судить категорично, но уж очень похоже, что все эти провокации были заранее запланированы.
– На твоем счету уже около 60 матчей, сыгранных за сборную Узбекистана. А есть ли из них такие, что особо запомнились?
– За сборную все матчи запоминаются. Особенно те, где удалось победить. Например, прошлогодний Кубок Азии в Катаре, где мы дошли до полуфинала. Мы там показали агрессивный и красивый футбол, став в итоге 4-ми в Азии.
– Да, команда играла на загляденье… Кроме кошмарного полуфинала с Австралией, где были унизительные 0:6. Ула Бакаев рассказывал, что в узбекистанские ворота залетало все, что билось…
– А Ула тебе не рассказывал, что в той игре его с поля удалили?
– Да нет, эту тему мы как-то не затронули…
– Понятно (с улыбкой)… Ну а если серьезно, то в футболе можно и нужно извлекать пользу от поражений. Здесь иногда и проигрыш может принести позитив, когда все проанализируешь и сделаешь выводы. Это ведь также и учеба, особенно для молодых.

– Вспомни о Ривалдо. Буквально вчера прочел в одном российском издании, что на днях ему исполнилось 40, и что он до сих пор играет в Анголе…
– Да, я тоже читал. Ривалдо есть Ривалдо… Более высокого уровня профессионализма я никогда не видел. Это суперпрофи до мозга костей. В футболе достиг всего, что возможно, – чемпион мира, обладатель Золотой бутсы и Золотого мяча. Неудивительно, что о нем писали все издания мира – в том плане, что с мячом он обращается как бог. Да и по жизни был всегда скромным и спокойным, несмотря на свою неимоверную популярность и славу. Наверное, не удивлюсь, если он будет играть до 45-ти и больше. Конечно, для нашего региона футболист такого высокого уровня большая редкость. Поэтому считаю, что мне крупно повезло – несколько сезонов поиграть в одной команде с таким выдающимся мастером.
– Говорят, что у Ривалдо остались какие-то финансовые претензии к «Бунедкору».
– Я с ним контракт не подписывал, поэтому не знаю. Знаю лишь то, что таких денег, какие Ривалдо получал в Узбекистане, он, наверное, ни в одной команде не имел.
– Даже в «Милане» и «Барселоне»?
– Пожалуй, в те времена, когда он играл там, таких больших денег, как сегодня, в футболе еще не было.
– Расскажи о совместной работе со Сколари, Зико, Касымовым…
– Сколари и Зико слишком разные, как небо и земля. Если у Сколари все было расписано до мелочей и нюансов, где во главе угла порядок и дисциплина, то у Зико сплошные экспромты. Конечно, Зико был великим футболистом – не зря в Бразилии его прозвали «белым Пеле», но как тренер он не дотягивает до уровня того же Сколари. Ты, наверное, сам заметил, что Зико-тренер подолгу нигде не задерживается – полгода, год... А Касымов каким игроком был и какую школу прошел! Он работал с этими тренерами и видимо что-то лучшее взял у них на заметку. Касымов молодой и амбициозный тренер, и у него есть свое видение футбола, свой стиль. Уверен, что его главные победы на этом нелегком поприще впереди.
– В ярославском «Шиннике» в сезонах 2000–2004-го годов ты играл в атакующей линии, в «Кайрате» и «Бунедкоре» в полузащите, в сборной Узбекистана на позиции правого защитника. Выходит, что ты универсальный футболист с таким широким диапазоном действий?
– Получается так. За свою футбольную карьеру я, пожалуй, только в воротах не стоял (смеется)…
– Ну и где тебе играется комфортней?
– Мне еще приходилось и опорного хава играть. Когда играешь на бровке, то твой диапазон хочешь не хочешь будет сужаться. В центре поля всегда больше вариантов взаимодействия с партнерами. Здесь играть интереснее. Но наше дело – выходить в каждом матче на ту позицию, куда тебя поставят и выполнять тренерскую установку.
– В прошлом году в паутине гулял видеоролик, где ты забиваешь сумасшедший гол в Ташкенте, кажется, южнокорейской команде. После удара с лета, метрах в 35-ти от ворот, мяч так вонзился в дальний угол, что казалось, сетка не выдержит…
– Да, гол получился ничего, эффектный. Это была игра Лиги чемпионов АФК с корейским клубом «Поханг Стилерс».
– А он где-нибудь номинировался или его как-то отметили?
– Да. Мне немножко премиальных дали (смеется). Потом говорили, что этот гол где-то включили, кажется, в десятку лучших в Азии, но, видимо, дальше он не прошел.
– Виктор, а ты помнишь свои два матча «Кайрата» с «Артмедией» в еврокубках? Твой сегодняшний одноклубник Ян Козак тогда играл против тебя за словацкую команду.
– Персонально Яна не помню (смеется), а то, что «Кайрат» не пустили в дальнейшую стадию еврокубков, – помню отлично, хоть и не хотелось бы это вспоминать. У нас была хорошая команда, и «Артмедию» мы должны были однозначно проходить. Но в выездном матче белорусский судья не позволил нам это сделать, крепко «прихватив» «Кайрат». Там был и придуманный пенальти и много других специфических моментов, скажем так… Такие моменты оставляют горький осадок в душе.
– Виктор, не думал о том, чем будешь заниматься после завершения карьеры игрока?
– По большому счету, так особо не думал. Но хотелось бы остаться в футболе, как без него? Может быть, попробую себя на тренерском поприще, правда, это далеко не каждому дано. Но попробовать, наверное, все же стоит. А если не заладится, займусь тем, что будет лучше получаться, жизнь покажет. А пока востребован, даст Бог, еще поиграю.
– Что-нибудь хочешь пожелать казахстанцам?
– Хочу пожелать казахстанским болельщикам, чтобы они всегда поддерживали свои клубы и сборную своим присутствием на стадионах, как в радостные минуты, так и в трудные, ведь футболисты играют для своих зрителей. Национальной сборной Казахстана желаю показывать достойную игру на европейских аренах, а ведущим клубам – попадания в групповой турнир еврокубков. Все возможности для этого у Казахстана есть.

P.S. Когда этот материал уже был готов к сдаче, на узбекских футбольных сайтах появились сообщения из далекой Австралии о нулевой ничьей «Бунедкора» против местной «Аделаиды» в матче группового этапа Лиги чемпионов АФК. Виктор Карпенко и Эмиль Кенжисариев провели на поле все 90 минут игрового времени. И судя по тому, что в этом непростом матче ташкентцам удалось сохранить свои ворота в неприкосновенности, их оборона с левым защитником Кенжисариевым со своей задачей справилась.
 

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;