Классика велоспорта
![Классика велоспорта](https://prosports.kz/upload/news/content/file_1333370677_582526284.jpg?v=28687705)
Все мы знаем, что самым престижным считается победа на трехнедельном Гранд-туре – «Джиро д’Италия», «Тур де Франс» или «Вуэльте». Но есть и другие гонки, победа на которых приносит не меньшую, а иногда и большую славу. Речь о весенних однодневных классических гонках.
Всего таких гонок семь. Все они довольно старые (основаны в период с конца XIX-начала XX веков), у них устоявшийся маршрут и дата проведения, которые очень редко меняются. Все эти гонки проводятся за один месяц – апрель – и в одном районе, на северо-западе Европы. Исключение тут только Милан-Сан-Ремо (проводится в марте, место – юг Европы), которую многие болельщики и не включают в состав Весенних классик. Классики еще делятся на Северные и Арденские. В первый список входят «Гент-Вевельгем», «Тур Фландрии» и «Париж-Рубе», а к Арденам относятся «Амстел Голд Рейс», «Флеш Валлонь» и «Льеж-Бастонь-Льеж».
Весенний призыв
Считается, что весенний велосезон открывает именно Милан-Сан-Ремо. Это самая протяженная гонка среди классик – 298 км и спринт на финише. Однако ее путь изобилует так называемыми «торчками» - небольшими, но очень сложными подъемами, которые обычно дают возможность атаковать горнякам и универсалам, если те не хотят спринтерских баталий на финише. Это самая старая из Весенних классик, она впервые появилась в 1907 году.
Далее по календарю следует «Гент-Вевельгем». Проезд по побережью Северного моря под холодным дождем (начало апреля на дворе) и порывистым ветром и так сулит немало трудностей, а еще маршрут предлагает дважды штурмовать подъемы в Кммельберг и Монтеберг. И да, чуть не забыл – брусчатка, столь любимая на севере Европы.
Канчеллара (крайнии слева) атакует на брусчатке Париж-Рубе
«Тур Фландрии», одна из самых почитаемых гонок весенней серии. Историю ведет с 1913 года. Как и большинство подобных гонок имеет сложный маршрут (холмы, горы, брусчатка) и непредсказуемые погодные условия.
Северный ад. Королева вессених классик. «Париж-Рубе». Пожалуй, если и существует рейтинг самых убийственных гонок, то «Париж-Рубе» точно заняла бы одно из подиумных мест. Дорога усеяна крупными булыжниками, невыносимый подъем, плохая погода – вот что означает «Париж-Рубе». Эта гонка славится огромным количеством падений завалов и травм, иногда с очень тяжелыми последствиями. Зато победа на этой гонке сродни получению статуса бога велоспорта.
Одна из молодых весенних классик «Амстел Голд Рейс» тем не менее имеет свою характер. Там как и везде, есть участки бурстчатки, но это не так старшно, как узкие и извилистые улочки с хорошим асфальтом. На них хочется рисковать и часто это приводит к печальным последствиям. Отдельно стоит отметить сумасшедших голландских болельщиков, которые могут свести с ума кого угодно.
«Флеш-Валлонь» проходит в середине недели, что сводит на нет ее значимость, но зато она имеет в рукаве козырь в виде восхождения на легендарную гору Мур де Уи (почти полтора километра подъема с градиентом в районе 25%). На этих склонах всегда жарко, ведь пелотон именно тут начинает решать судьбу гонки. Скучать многочисленным болельщикам и гонщикам тут не приходится.
Винокуров - единственный, кто приносил победы Казахстану на Вессених классиках
Под конец, словно вишенка на торте, любителей велоспорта поджидает старейшая Весенняя классика – «Льеж-Бастонь-Льеж». 225 км из пригорода Льежа Анс до Бастони и обратно. На обратном пути пелотону попадется немало неровностей, которые изрядно проредят группу. Тот кому хочется оказаться на финише первым, должен будет постоянно быть где-то в первых рядах – падения тут явление не редкое. Именно на «Льеж-Бастонь-Льеж» дважды побеждал Александр Винокуров – в 2005 и 2010 годах.
Непредсказуемо
В силу своего сложного маршрута, погоды и многих других факторов, называть фаворитов на Весенние классики очень трудно. Слишком тяжелы эти гонки, чтобы один человек мог выигрывать их подряд. Но в разное время это некоторым удавалось. Самый свежий пример – бельгиец Филипп Жильбер образца 2011 года. Жильбер тогда сделал своеобразный хет-трик – победил на трех Арденских классиках. Уже в этом сезоне нечто подобное может сотворить его соотечественник Том Боонен. У бельгийца уже есть две победы – на «Гент Вевельгем» и «Туре Фалндрии».
И вообще, Весенние классики считаются вотчиной бельгийцев. И дело тут не только в Жильбере или Боонене. Легендарный Эдди Меркс не раз праздновал успех на этих дорогах. Среди действительно достойных им конкурентов можно отметить разве что голландцев. А в современном пелотоне есть фигура швейцарца Фабиана Канчеллары, который со своей способностью долго и мощно работать в одиночку, очень часто ставил в тупик соперников на брусчатых склонах бельгийских и голландских дорог.
Том Боонен - герой весны 2012
Что до успехов Казахстана на Весенних классиках, то тут все менее радужно, нежели на трех основных Гранд-турах сезона. И дело тут не в том, что у нас не было людей способных сделать это, а в том, что казахстанская команда изначально была сориентирована на многодневки, а Весенние классики зачастую рассматривались лишь как этап подготовки гонщиков к испытаниям на «Джиро». Отсюда скромные результаты, хотя скромными их назвать все же язык не повернется. Всего побед у Казахстана три, и их все принес один человек – Александр Винокуров. Один раз он побеждал на «Амстел Голд Рейс» (еще в бытность выступления за «Телеком») и два раза на «Льеж-Бастонь-Льеж».
Если говорить о ближайших перспективах, то у Казахстана пока нет гонщика, способного принести нам победы на однодневных гонках. Есть Дмитрий Груздев с хорошим индивидуальным ходом, но он немного слабоват на подъемах. Андрей Зейц очень хорош на горных склонах, но он больше ориентирован на многодневки. При том составе, что есть у «Астаны» сейчас, команда вполне может рассчитывать на успех. Наиболее вероятным лидером команды на однодневках кажется словенец Борут Бозич. Он не только имеет навыки спринтера (что тоже не маловажно), но и неплохой личный ход. Довольно активен в последнее время итальянец Джакопо Гуарнери. Он часто сбегает в отрывы и при такой частоте, шанс победы из отрыва у него увеличиваются. Три гонки из серии уже прошли, но впереди все равно еще немало стартов, на которых гонщики «Астаны» могут себя проявить.
Паспорта гонок:
Милан-Сан-Ремо
Дата проведения: 17 марта
Дистанция: 298 км
Больше всего побед: Эдди Меркс (Бельгия) – 7 побед
Последний победитель: Саймон Джерранс (Австралия), 2012
Гент-Вевельгем
Дата проведения: 25 марта
Дистанция: 235 км
Больше всего побед: Роберт ван Эенем (Бельгия), Рик ван Лоой (Бельгия), Эдди Меркс (Бельгия), Марио Чипполини (Италия), Том Боонен (Бельгия) – 3 поебды
Последний победитель: Том Боонен (Бельгия), 2012
«Тур Фландрии»
Дата проведения: 1 апреля
Дистанция: 255 км
Больше всего побед: Ахилл Бейсе (Бельгия), Фьеренцо Маньи (Италия), Эрик Леман (Бельгия), Йохан Мюзеув (Бельгия), Том Боонен (Бельгия) – 3 победы
Последний победитель: Том Боонен (Бельгия), 2012
«Париж-Рубе»
Дата проведения: 8 апреля
Дистанция: 266 км
Больше всего побед: Роже де Вламинк (Бельгия) – 4 победы
Последний победитель: Йоханн Ван Зуммерен (Бельгия), 2011
«Амстел Голд Рейс»
Дата проведения: 15 апреля
Дистанция: 251 км
Больше всего побед: Ян Раас (Нидерланды) – 5 побед
Последний победитель: Филипп Жильбер (Бельгия), 2011
«Флеш Валлонь»
Дата проведения: 18 апреля
Дистанция: 199 км
Больше всего побед: Марсель Кинт (Бельгия), Эдди Меркс (Бельгия), Морено Арджентин (Италия), Давид Рибеллин (Италия) – 3 победы
Последний победитель: Филипп Жильбер (Бельгия), 2011
«Льеж-Бастонь-Льеж»
Дата проведения: 22 апреля
Дистанция: 258 км
Больше всего побед: Эдди Меркс (Бельгия) – 5 побед
Последний победитель: Филипп Жильбер (Бельгия), 2011
Монументальные классики
Монументальные классики – это однодневные гонки которые появились в календаре еще до Первой мировой войны. Их всего пять – Милан-Сан-Ремо, «Тур Фландрии», «Париж-Рубе», «Льеж-Бастонь-Льеж» и «Джиро де Ломбардия».
|
Осенние классики
Помимо Весенних классик существуют и осенние. Это четыре гонки: «Классика Сан-Себастьяна» (Испания), «Париж-Брюссель» (Франция-Бельгия), «Париж Тур» (Франция) и «Джиро де Ломбардия» (Италия). Они проходят в период с середины сентября до конца октября.
|