Белеет парус одинокий…

Белеет парус одинокий…

Одним из самых зрелищных видов спорта, входящих в летнюю олимпийскую программу, является парусный спорт. Его славные представители смело бросают вызов природной водной стихии. В большей степени, парусный спорт вызывает интерес у жителей стран, омываемых морями и океанами. В некоторых регионах нашей страны он также культивируется, но, к сожалению, сталкивается с массой трудностей, которые упорно тормозят его развитие. 

Олимпиада без казахстанских яхт

Сегодня казахстанские представители летних видов спорта продолжают зарабатывать олимпийские лицензии и усиленно готовиться к самому значительному старту сезона в Лондоне. Что не скажешь о казахстанских яхтсменах. И дело тут совсем не в отсутствии их профессионального мастерства и желания. Казахстанские покорители водной стихии не могут позволить себе осуществлять многочисленные поездки на международные старты из-за отсутствия финансовых средств.

Отечественная федерация вынуждена ограничивать спортсменов в командировках на зарубежные регаты. Полноценно выполнить календарный план не удается. В основном наши яхтсмены соревнуются дома или же в соседних странах, чаще всего в Кыргызстане.

Летом соревновательной «площадкой» выступает Капшагайское водохранилище, зимой места для тренировок полностью отсутствуют. Отправляясь на соревнования в зимний период, казахстанцы без должной подготовки выходят в море наравне со спортсменами, имеющими длительную подготовку на воде в течение восьми-девяти месяцев в году. В холодное время года отечественные выезды осуществляют только на крупные международные соревнования, на которых и предоставляется бесценная возможность осуществить тренировки и попрактиковаться. При этом резкая смена климата отражается и на здоровье наших яхтсменов. Адаптационный период зачастую проходит болезненно, о ярких выступлениях и медалях здесь речь не ведется. Сегодня главный тренер сборной команды Казахстана по парусному спорту Олег Николаевич Куливацкий уже не говорит о каких-либо шансах и надеждах в завоевании путевок на Олимпийские Игры-2012 нашими яхтсменами. Хотя при должном финансировании казахстанцы могли совершенно точно побороться за право попадания в Лондон.

Несбывшиеся мечты

Еще в прошлом сезоне соревнований национальная сборная, состоявшая из яхтсменов алматинской и мангыстауской областей, принимала участие в международной парусной регате в столице Катара – Дохе. Примечательно, что домой отечественные повелители волн вернулись победителями и призерами. По итогам проведенных гонок  лидер отечественной команды Руслан Джангазов (алматинская область) в классе «Лазер-стандарт» занял первое место. В этом же классе его соотечественник Владимир Щанкин расположился на третьей итоговой позиции. Серебро в  классе «Оптимист» в командных гонгах занял Иван Горбатов (Мангыстауская область). Бронзовые медали у Ануара Калдыкожаева и Магамета Далакова в классе «Хобби-16» (Мангыстауская область).  Багдат Есетов (Мангыстауская область) и Карина Джангазова  (Алматинская область) в классе «Лазер-радиал» заняли седьмое и девятое место, соответственно. Данная спортивная командировка была профинансирована Управлением туризма, физической культуры и спорта Алматинской области и спортивными организациями Мангыстауской области и города Актау. Регата была одним из последних этапов подготовки к участию в лицензионном чемпионате мира, который состоялся в Австралии с 3 по 18 декабря прошлого года. На мировое первенство по парусному спорту в Перт поехал только Руслан Джангазов, представив себя в классе «Лазер-стандарт». На регате были  разыграны две трети лицензий на Олимпийские игры 2012 года. Лучшие результаты показали представители Австралии, Великобритании, Голландии, Британии, Америки и Израиля. Руслан Джангазов, к сожалению, добыть заветную лицензию не сумел. Соперники в количестве 106 человек представляли серьезную конкуренцию…

Еще до недавнего времени Джангазов надеялся получить путевку на Олимпиаду, выступив  в мае текущего года на чемпионате мира по парусному спорту в классе «Лазер-стандарт» в Болтенхагене (Германия). Но, увы. Из-за отсутствия финансовых средств со стороны государства представители национальной федерации не стали даже подавать заявку на участие Джангазова в мировом первенстве.

Старты при финансовом штиле

Несмотря на ряд существующих проблем, выступление Руслана Джангазова на чемпионате Азии в малазийском Куала-Лумпуре в феврале можно оценить как удовлетворительное. Перед азиатским первенством в Малайзии состоялась регата, по итогам которой спортсмен занял второе место. Правда, на самом чемпионате в тройку лидеров уже не попал. По словам Олега Куливацкого, наш яхтсмен из-за значительного перепада температуры заболел. И если на регате ему повезло с ветром, то на первенстве он отсутствовал вовсе. На соревнования Джангазов ездил за счет алматинского областного управления. Дирекция штатных национальных команд денег не выделяла. 

Планировать крупные старты сегодня федерация не может. Немного легче обстоят дела с соревнованиями, проходящими в Кыргызстане. Вот в них и планируют наши спортсмены выступать в ближайшем будущем, исходя из сезонного календаря. Затем последуют местные чемпионаты и Спартакиада школьников.

Ситуация на борту

Помимо Джангазова в число лидеров национальной сборной по парусному спорту входят Андрей Трутнев, выступающий в паре с Андреем Лобановым, Иван Цуриков и Папп Ласло, Карина Джангазова, Егор Ерохин, Станислав Пичугин, Геннадий Сапинин, Владимир Щанкин. Сегодня основными регионами развития парусного спорта являются алматинская, мангыстауская, южно-казахстанская области, а также города Алматы и Астана. В этом году к этому числу присоединиться кокшетауская область, в которой ведется строительство водного центра, где будет культивироваться и парусный спорт.

Командные гонки в Казахстане не проводятся, так как некоторые команды на соревнования приезжают в неполном составе. В основном практикуются личные гонки в каждом классе. Победитель определяется по наименьшей сумме очков.

В детских соревнованиях популярны гонки с пересадкой. В каждой гонке спортсмен пересаживается на другую яхту. При этом определяется мастерство гонщика, его умение брать старт, настраивать лодку на быстроту, оценивается его тактическое мышление. 

В настоящее время интерес маленьких детей к данному виду спорта не падает, но с первыми финансовыми трудностями, которые ложатся на плечи их родителей,  происходит значительный отток юных спортсменов от занятий в секциях и спортивных школах.

Дети, обучаясь парусному спорту, получают не только теоретические и практические навыки гоночного процесса, но также учатся чинить свои лодки. А с нашими отечественными яхтами работать приходится нередко. Гарантийный срок яхт класса «Луч» - три года. В Казахстане же они давно превысили допустимые сроки использования. 

Стоимость одной арендной лодки без паруса и прочего необходимого оборудования в период соревнований – 1000 долларов. Это немалые деньги для национальной федерации. В Олимпийскую программу 2016 года планируется включение дисциплины «катамаран» со смешанным экипажем (женщина и мужчина). Сможет ли наша страна представит на Олимпиаде свой катамаран, зависит опять же от финансов. Одна лодка стоит 10 000 долларов, а катамаран –  25 000 евро. По-моему, ответ при сложившейся ситуации уже готов у многих читающих данный материал…

Сегодня мировой парусный спорт набирает все большие обороты. Многие страны стремительно развивают у себя данный вид спорта благодаря отменной спонсорской поддержке, что нельзя сказать о Казахстане. Во многих странах мира существует закон о спорте, в котором четко изложены все преимущества и плюсы, получаемые спонсорами при оказании поддержки атлетам. «Если бы у нас появились собственные спонсоры, которые были бы способны хотя бы награждать юных спортсменов по итогам проходящих соревнований жилетами, парусами и прочей необходимой экипировкой, интерес детей к данному виду спорту заметно увеличился. Ведь стимул порождает великие дела и свершения», - сказал главный тренер национальной сборной Олега Куливацкий.

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;