Хоккей

Эдуард Ибатулин: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»

Эдуард  Ибатулин: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»

Кто они, люди «в полосатом», в адрес которых часто летит немало нелестных высказываний, как во время так и после хоккейных матчей? Как пришли именно в эту профессию, сколько зарабатывают и чем увлекаются в свободное время? Об этом и многом другом корреспонденту prosportkz.kz рассказал главный судья открытого Чемпионата Казахстана Эдуард Ибатулин

Досье PROСПОРТ:

Эдуард ИБАТУЛИН

Главный судья ОЧ РК по хоккею с шайбой

Дата рождения: 10 марта 1981г, г. Рудный
Образование: высшее, инженер-энергетик
Судейский стаж:
10 лет

– Судья – бывший хоккеист?

– Да, с 7 до 21 года прозанимался в секции хоккея. У меня был друг, у которого дядя работал в Ледовом дворце, именно он меня и притащил туда. Но сам потом забросил, а я остался. Играл в команде мастеров ХК «Горняк», тогда он еще назвался «Куат». Не сложилось…

– Что и почему не сложилось?

– Начали приезжать более сильные игроки из Российской Федерации, чемпионат стал расти, мне предложили попробовать себя в судействе. И в 21 год я поехал на сборы в Челябинск, прошел аттестацию и вот уже 10-й сезон работаю.

– Арбитры проходят какую-то стажировку?

– Каждый год наша федерация организовывает сборы судей, в этом году проходили в Астане. Это обязательно. Мы сдаем различные нормативы: на земле – физические тесты, на льду – катание и задания по 50-70 вопросов на знание правил. Федерация уделяет большое внимание судейству, инспектора на матчи приезжают, условия создают нам, чтобы мы приезжали физически готовые.

– Подобные мероприятия проходят только в Казахстане?

– За рубеж нас не отправляют. В прошлом году федерация двух ребят командировала на сборы в высшую хоккейную лигу, чтобы посмотрели, что там да как. Съездили, прошли семинары, сборы, получили лицензию, но к матчам ВХЛ не привлекались.

– Следовательно, у наших судей лицензия есть только на матчи ОЧ РК?

– Я вообще уже лет шесть-семь являюсь судьей международной категории, потому что съездил на четыре чемпионата мира, в этом году на пятый отправлюсь.

– Кстати, как из линейного перешли в главные?

– Я девять лет был помощником, предложили попробовать главным - возраст уже более серьезный. Как сказал мой учитель, в прошлом известный в Казахстане судья – Анатолий Андреев: «Время уже». Решил попробовать, вроде пока все нормально идет. Такая профессия – не все хотят сюда прийти, а кто приходит, я считаю, не все справляются, потому что не только физически надо быть готовым, но и функционально, и морально.

– Сколько судей в нашей лиге и, например, в континентальной?


– Затрудняюсь ответить, но, по-моему, в этом году у нас аттестовано около 20 ребят. А может и больше. А в КХЛ очень много. Точно не могу сказать, но там только главных судей около 30, если не больше. Там хоккей – спорт №1.

– Может, попробуем сравнить судейство этих двух лиг?

– Нет, не будем. Одно могу сказать, у нас есть ребята, которые могут судить на уровне КХЛ. Они к этому готовы по всем пунктам. Для примера, в Астане проводится Кубок Президента, куда приезжают двое российских судей, а остальные – наши, которые картину не портили и судили нормально.

– Судьи ошибаются?


– Не ошибается тот, кто ничего не делает.

– Ведете счет проведенным матчам?

– Раньше не вел, в прошлом году сам для себя считал. А этот чемпионат только набирает ход, есть статьи на сайтах, вот по ним и смотрю, сколько я отсудил.

– Вы задействованы в каждом туре?

– Нет, не всегда. Каждый тур невозможно судить. Я считаю, что нас достаточное количество, поэтому надо всем давать работать. Этими вопросами занимается глава департамента судейства – Андрей Сачук, который работает по назначениям.

– И как же они происходят?

– Я не знаю, это не ко мне вопрос. Но сегодня я еду домой!

- Как составляется судейская бригада?

– Андрей Викторович этими вопросами занимается.

– Оплачивается каждый матч?

– Каждый тур. Сколько – не скажу.

– В каких городах чаще всего бываете? Не ведете такую статистику?

– Да нет, не веду. Мне кажется, везде одинаково. Нет такого, что в какой-то город приезжаю чаще, а в другой – реже. Андрей Викторович делает назначения не по территориальному признаку, например, что от Рудного ближе или дальше.

– Очень часто болельщики высказывают претензии в адрес судей, если их любимая команда проиграла...

– Такое бывает, я не спорю. Это эмоции, и конечно они хотят оправдать свою команду.

– Помните матч, который для Вас показался самым трудным?

– Отмечу, наверное, первые шаги. Как-то «Горняк» играл со второй командой «Металлург Мг», сейчас многие ребята оттуда выступают в КХЛ, для меня это было очень волнительно.

– Коленки дрожали?

– Было такое (улыбается). И отмечу еще один матч, который я запомнил на всю жизнь, – дерби «Казахмыс» - «Торпедо», лет пять-шесть назад в Усть-Каменогорске. Вышли на лед – трибуны битком – пять тысяч зрителей, все болеют. Вот тогда тоже было волнение большое первые минуты, но потом уже все прошло.

– Вообще обращаете внимание на то, какая атмосфера на трибунах?

– Интересно, когда идет шум, гудки и прочее. Но с опытом этого уже не замечаешь. Ну конечно замечу, если вообще никого нет.

– А при отсутствии зрителей легче судить?

– Я бы не сказал.

– Свой первый официальный матч помните?

– Дайте подумать… Наверное, это была первая лига России, потому что я начал судить российский чемпионат, а уже год спустя – казахстанский. С кем играли – уже не припомню, но переживал.

– А сейчас, 10 лет спустя, перед выходом на лед волнуетесь?

– Абсолютно нет. Даже иногда это кажется странным, ну я думаю, что уже привык к этому.

– Какой самый крупный счет на Вашей памяти?

– За все время, в этом сезоне матч «Арыстан» - «Казцинк-Торпедо-2» - 17:2. Крупнее просто не припомню.

– Кто из капитанов ОЧ РК чаще других старается доказать свою правоту и можно сказать, что он самый упрямый? Или Вы на них не обращаете внимания?

– Да не знаю... Они тоже выполняют свою работу. Подъезжают, спрашивают. Так что не могу сказать, кто упрямый. Объясняешь – все понимают.

– Знаете такое высказывание «Судей на мыло»?

– Ну да, слышал (улыбается). Но уже давно не обращаю внимания, что кричат с трибун.

– По правилам игрокам нельзя разговаривать с судьями, а Вы можете что-нибудь высказать в их адрес?

– Правила прописаны очень давно и это, в первую очередь, уважение друг к другу. Они к нашей работе относятся серьезно и мы тоже. Бывают, конечно, моменты, когда ему говоришь пару слов…

– А если он говорит?

– Нет, это рабочие моменты. Судья должен контролировать свои эмоции, потому что они могут мешать.

– Какое наказание последует, если хоккеист нецензурно выразится в Ваш адрес?

– Дисциплинарный штраф в виде 10 минут.

– Часто команды начинают между собой выяснять отношения на льду. Что скажете по этому поводу?

– Как стал главным, с этим особо не сталкивался. Но когда был помощником, случалось. Есть такое непрописанное правило: если драка начинается, то в этом виноваты помощники, потому что они должны контролировать игроков. Но если они уже намерены подраться, нужно все правильно и грамотно сделать.

– Бывало, когда в такие моменты судье попадало?

– Мне не попадало, но рядышком пролетало… Все зависит от того, как все правильно сделать. Есть своеобразная методика, как действовать в таких случаях.

– И как?

– Это очень долго рассказывать…

– Хотя бы в двух словах.

– Во-первых, если драка началась, туда не надо вмешиваться. А когда они уже замяли, и нет никаких движений руками, то надо расцеплять.

– Не так давно матчи стали обслуживать два главных судьи. С чем это связано?

– Уровень чемпионата у нас растет, повышаются скорости, хоккей становится более агрессивный и постепенно весь хоккейный мир переходит на двоих главных судей. Наша федерация тоже относится к этому хоккейному миру.

– Вам так проще работать?

– Есть свои плюсы, конечно. Всякое может быть, и второй главный судья может подстраховать и посоветоваться.

– А минусы?

– Я бы не сказал, что они есть. Просто есть различия в катании. Когда судишь один – меньше приходится двигаться спиной. Я не считаю это минусом, просто такое различие.

– Хотелось бы поработать в другой лиге?

– Конечно. Есть стремление, потому что в этом случае желания маловато. Надо работать.

– Финансовая сторона немаловажна?

– Нет, для меня это не имеет никакого значения. Если в судействе работать за деньги – никогда ничего не получится. КХЛ – это сильнейшая лига Европы, охота туда попасть. Как говорит каждый ребенок «Хочу играть в НХЛ», так и у нас есть свои желания, мечты, стремления.

– Как проходят разбирательства, когда та или иная команда направляет свой протест?

– Я даже не знаю. Меня пока это не касалось. При федерации есть техническая комиссия, куда предоставляется видео матча, все просматривается, а как и что там решается – не знаю. В прошлом году был случай, когда отстраняли Никиту Залипятских.

– Что изменилось после этого?

– Для меня ничего. Я как относился к своей работе, так и отношусь.

– Вас интересует что-нибудь еще, кроме хоккея?

– В спорте всю жизнь. Нет такого увлечения, как рыбалка или тому подобное. Конечно, всемирная сеть Интернет. Смотрю обзоры матчей России, наши местные сайты. В дороге стал больше читать литературу.

– Что последнее прочитали?


– Обычно предпочитаю Стивена Кинга. Последнее – «Хан Батый». Только начал, но скажу, что интересно.

– Комментарии читателей на сайтах просматриваете?


– Даже не задумывался над тем, почему я их не читаю.

– Как относитесь к общению в сети?

– Положительно, потому что дома редко бываю и у меня есть друзья не только в Рудном, но и в других странах. По телефону достаточно накладно, а в майл-агенте и фейсбуке – да.

– У Вас есть семья?

– Нет, я холост. С нашей работой, с постоянными переездами сложно завести семью.

– Как считаете, для мужчины какой самый оптимальный возраст для создания семьи?

– Вот я сейчас к нему и подошел. 30 лет.

– Какой должна быть Ваша избранница?

– Хм… даже не знаю. Я не хожу и не ищу топ-модель. Для меня важны внутренние качества. Ценю доброту.

– Не важно - блондинка или брюнетка?

– Нет, это не играет роли.

– Как завоевываете?

– Стандартный джентельменский набор – цветы, ресторан.

– На каток девушку можете пригласить?

– Если захочет, то конечно. Но сам никогда не пошел бы кататься!

– В совместимость по гороскопу верите?

– Нет.

– Вы кто по знаку зодиака?

– Рыба. Но гороскопы не читаю. Это каждый человек знает, это неотъемлемая часть, как дата рождения.

– Какие оценки были в вашем школьном дневнике?

– Скажем так: хорошо я не учился. Мешал спорт, хоккей. Постоянные тренировки, разъезды. Но двоек не было.

– Интересно, какую роль в жизни хоккейного судьи играет диплом инженера-энергетика?

– В свое время мне было интересно электрическое оборудование больших комбинатов. Так получилось, что профессия осталась в стороне. Планирую поступить на физкультурное. Надо задумываться о будущем, ведь судейство не вечно, всякое может быть.

– Смотрите матчи, где работают Ваши коллеги?

– Не получается, потому что туры совпадают, а Интернет есть не везде.

– На чем останавливаете выбор: фильмы, передачи, хоккей?

– Нет, хоккея в жизни хватает. Люблю посмотреть «Интернов».

– Кто любимый герой?

– Они все прикольные, даже не могу сказать. А в фильмах особого предпочтения нет, могу смотреть ужастики, фантастику, детективы или триллеры.

– Отпуск приходится на летний период. Как отдыхаете?

– Сезон заканчивается в середине апреля, а в августе начинаются сборы. Не знаю, как остальные, но я уже в мае – июне начинаю постепенно готовиться к сезону. Потому что физические нагрузки у нас тоже хорошие. Езжу обязательно куда-нибудь, обычно в Турцию. С ребятами на природу очень нравится ездить – шашлыки, разговоры.

– Что больше любите – слушать или говорить?

– Говорить надо уметь, но и слушать тоже… баланс. Бывает, что лучше просто молча послушать.

– Два мобильных телефона – это необходимость?

– Для меня - да. Один телефон для работы – судьи, начальство, а второй – для друзей.

– То есть первый можно иногда отключать?


– Нет, я их никогда не отключаю, но уже за два часа до игры не отвечаю.

– Примета такая?


– Могу сказать – да.

– Кстати, о приметах. Поделитесь какими-нибудь еще?


– Обычно это подготовка к матчу. Рассказывать не буду.

– Нет, если заговорили, то рассказывайте.

– Это целый комплекс, начиная с определенных упражнений в разминке и тем, какая очередность формы.

– Есть разница, какой конек первый обувать?

– Для меня есть. Всегда начинаю с правого. Ребята это тоже заметили. Но такие вещи как не бриться – нет. Судья – это представитель федерации хоккея, поэтому должен выглядеть соответствующее.

– Зарядку по утрам делаете?

– Стараюсь. Уделяю время физической нагрузке. У меня дома стоит велотренажер. А в поездках – не до этого.

– Вы азартный человек? Лотереи, рулетка, карты?

– Никогда этим не увлекался. В карты… только в поездке для времяпрепровождения.

-- Среди хоккеистов есть друзья?

– Нет, есть просто знакомые, потому что мы все в одной большой хоккейной семье. А вообще друзей немного. Они знают обо мне все: что люблю, что не люблю, какой у меня характер и так далее.

– И какой у Вас характер?

– Мягкий и покладистый. Веселый.

– Анекдоты про судей знаете?

– Честно говоря, не припомню. На ум ничего не приходит. В играх бывают всякие смешные ситуации. Когда, например, как-нибудь нелепо упадешь и самому весело, и игроки улыбаются. Если получилось неуклюже, что очень редко бывает, то это разряжает обстановку.

– Получается, что на льду Вы полная противоположность самому себе в жизни?


– В принципе, да. Как только из судейской выхожу – так сразу серьезным становлюсь.

– Как обычно проводят время судьи в перерывах между периодами?

– Обсуждаем моменты рабочие.

Говорите, судья – лицо федерации. А Вы бы согласились сняться для эротического календаря?

– Нет! (смеется) Такие вопросы, даже не ожидал!

– Даже за большие деньги?

– А что есть предложение?

– Пока есть идея…

– Да нет. В Казахстане я еще такого не встречал и как-то не охота быть первооткрывателем (смеется).

– А вдруг все хорошо пойдет – войдете в историю казахстанского хоккея.


– Чтобы потом на трибунах были плакаты с моим фото – и все знали, что на льду Эдуард? Это конечно весело, но мы не в шоу-бизнесе и у нас серьезная работа.

***

Перепечатка материалов «PROСПОРТ» в печатных изданиях или на страницах интернет-сайтов разрешается только с письменного разрешения редакции. Чтобы получить письменное разрешение и доступ, Вам необходимо пройти регистрацию на нашем портале и отправить в редакцию письменный запрос. В запросе укажите, в каком издании (сайте) будет использован материал. Опишите, какова тематика Вашего сайта и в каком аспекте Вы планируете размещать наши материалы. Укажите ФИО, должность, контактный телефон и адрес электронной почты зарегистрированного пользователя.

При положительном решении Вы будете уведомлены и сможете получить разрешение на перепечатку материалов и доступ к копированию контента с нашего портала.

Редакция «PROСПОРТ» оставляет за собой право отказать в выдаче разрешения на перепечатку, в том числе и без объяснения причин.

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;