Футбол

Виктор Кумыков: «Никто не был против. Крики начались позже»

Виктор Кумыков: «Никто не был против. Крики начались позже»
news-banner7
mobile-news-top

Сезон закончен. Карагандинский «Шахтер» стал чемпионом премьер-лиги, а Виктор Кумыков, которому руководством клуба изначально ставились не столь высокие цели, может быть доволен своей работой. Виктор Балютович в бытность игроком выступал на позиции вратаря, что придает «перчинки» этой победе, так как в футбольном сообществе принято считать, что из «стражей ворот» тренеры получаются «не ахти» какие. Побеседовав с рулевым «горняков» мы многое поняли…

Бутылка от Боровского

– Виктор Балютович, как отметили чемпионство?

– Сразу же после игры с «Иртышом» выпили шампанского, постреляли, побрызгали как это положено. 2-го ноября будет официальное награждение, вот после него и отметим с командой.\

– А сами?

– Сейчас вот в гости пришел Роман Узденов (член тренерского штаба футбольного клуба «Шахтер»), а Олег Корниенко (старший тренер «Шахтера» – Прим. авт.) выступил в роли повара – яичницу пожарил. Только что покушали этот «деликатес» (смеется).

– Кто первым вас поздравил с выигранным трофеем?

– Если не считать тех, кто рядом, то первой была супруга.

– Семья не в Казахстане?

– Нет, жена с младшим сыном – в Нальчике. Старший сын в Англии, на футбольного менеджера учится.

– Дети пойдут по стопам отца?

– Да, у нас все «при делах». Если старший не занимается спортом, то средний и младший играют. Последний – капитан дублирующего состава местного «Спартака». Вратарь он тоже.

– Вернемся к теме «Шахтера». Игрокам разрешили выпить спиртного?

– Конечно. Я не мог поступить иначе, так как мы договорились, что на протяжении сезона не будем нарушать режим ни по какому поводу. Даже если у кого-то день рождения или ребенок родится. Все слово сдержали. Да и нет у нас таких, кто злоупотреблял бы спиртными напитками.

– На следующий день после чемпионского матча был день рождения Вадима Боровского (полузащитник ФК «Шахтер»). Праздник продолжился?

– Да, посидели, как положено.

– Подарили что-нибудь?

– Поздравили его своим присутствием. Это он нам подарил бутылку хорошего напитка, и мы за Вадима выпили чуть-чуть (смеется). А если серьезно, то смысл был в совместном времяпровождении. В тот вечер больше играли в игры, чем пили.

– Кто продлил контракт с клубом?

– Вичус, Василевич, Петрониевич, Джидич… В принципе, большая часть игроков останется с командой – где-то процентов 80.

– А кто покинет команду?

– Пока не знаю. Отпразднуем, потом решим. Уйдут человек пять-шесть, не больше.

– Купить никого не планируете?

– Нам нужен фланговый футболист, который сможет сыграть как в полузащите, так и в обороне. Думаю, что им будет высокорослый легионер. Так же мы планируем взять нападающего с казахстанским паспортом и молодого игрока, которого будем присматривать в командах, которые покидают премьер-лигу.

– Уже выбрали кого-то?

– Не вижу смысла сейчас это афишировать. Есть несколько кандидатур, но сейчас рано говорить о том, что они окажутся в команде, – кто занят еще, кто переговоры ведет, а кому еще предстоят кубковые матчи. Сезон ведь не для всех закончился. Я сейчас скажу, а в последний момент все сорвется. Еще не время называть имена.

Факторы неудачи

– Почему «Кайрат», обладая весьма боеспособным составом, в итоге даже не смог сохранить прописку в премьер-лиге?

– Не хочу все это анализировать и вместо этого приведу один пример. 30 сентября был тур. Моя команда проводила матч в Шымкенте, а «Кайрат» дома принимал «Кайсар». На следующий день после игры мы прилетели на сборы в Алматы, искали спарринг-партнера и узнали, что «Кайрат» распустили на восемь дней. До восьмого октября игроки, по сути, отдыхали. А мы все эти дни работали без выходных, готовились к решающим играм. Причем те туры были важны и для команды Джона Грегори. В итоге нам пришлось «сразиться» с дублем алматинцев. Мне кажется, что «Кайрат» просто недостаточно работал. Это я со своей «колокольни» могу судить.

– Мы, кстати, с удивлением встречали ваших подопечных в городе. Почему вы выбрали именно Алматы?

– Там ведь есть все условия. Стадион «Динамо» расположен рядом с гостиницей, погода в то время была хорошая и не приходилось «ежиться» от мороза, как в других регионах. К тому же сама обстановка в Алматы способствует успешным восстановительным сборам – горы, небольшая кислородная недостаточность. Да и близко ведь от Караганды. То есть и с научной точки зрения, и в географическом плане этот вариант был лучшим, что подтвердилось в будущем – следующие три игры мы выиграли.

Помнится, что после вылета из еврокубков у «Актобе» начался кризис, и клуб Владимира Муханова стал хуже выступать в премьер-лиге. Ваша же команда, покинув Лигу Европы, продолжила восхождение к верхушке турнирной таблицы. В чем секрет успеха?

– Видимо, у актобинцев были большие планы, которые чисто психологически они были готовы выполнить, но затем случилось непредвиденное обстоятельство. Вылет стал для них сильным психологическим ударом. Мы же и попали-то туда случайно, и достигли хорошего результата, выступив весьма достойно. Показали хороший футбол, проиграв из-за стечения обстоятельств, так что у нас, напротив, был эмоциональный подъем. Вернувшись, мы сразу выиграли важный матч у «Атырау» с крупным счетом. В общем, у «Шахтера» прошла «обратная реакция».

– В следующем сезоне все будет наоборот. За счет чего будете достигать успеха?

– Будем объяснять. Конечно, это работа психологов, а в постсоветском пространстве психологом является главный тренер. Другого пути нет.

– Какая линия в вашем клубе является наиболее сильной?

– Думаю, что защитники и вратарская линия во многом стали залогом успеха. Там мы быстрей смогли все наладить, а вот в полузащите и нападении не все получалось.

– Почему у вашего вратаря Александра Мокина не получилось закрепиться в национальной сборной?

– Не считаю, что он выступил в сборной неудачно. Мокин не играл за первую команду страны долгое время и первый матч провел против сборной Турции, которая является одной из сильнейших команд Европы. Ну, проиграли туркам, и что? Можно подумать, что раньше их каждый день обыгрывали. Матч же с Азербайджаном был очень сильно проанонсирован. Не знаю, может, кто-то оценит его действия по-другому, но я не считаю, что он провалил эти два матча. В сборной у него получилось и получалось бы дальше.

То есть вы считаете, что Мирославу Беранеку стоило оставить Мокина в сборной?

– Знаете, главный тренер ведь Беранек, и я не могу ему что-то указывать или подсказывать. Это неэтично и вообще неправильно. Я лишь высказываю свою точку зрения, что как вратарь Мокин нас полностью устроил, сыграл очень полезно. Считаю его одним из лучших голкиперов страны. Просто у него не было опыта и постоянной практики выступлений за сборную.

– Что вы скажете о Сергее Хижниченко? Он, скорее, форвард, который «чует» гол, или забивает за счет физических данных?

– Однозначно, Сергей форвард силового плана. С его комплекцией нужно использовать именно эти качества. Однако у него есть еще немало хороших сторон. Мы с ним поработали, и самым важным было то, что он сам желал работать и повышать свою квалификацию. Нынешние успехи Хижниченко

– результат трудолюбия и работоспособности.

– Последние два тура были самыми важными. Что вы говорили своим подопечным перед матчами с «Жетысу» и «Иртышом»?

– Мы очень много работали в тактическом плане. Не только по теории, но и на практике. На поле отработали схему для того, чтобы игроки понимали, что делать, когда мяч у соперника, в ситуации владения мячом, когда надо прессинговать, когда атаковать. Это психологически подготовило игроков, и мне лишь оставалось сказать, что цели, поставленной руководством, мы уже достигли. Я сказал, что если мы не обыграем «Жетысу», то не годимся на что-то большее. От моих игроков требовалось лишь показать футбол уровня выше третьего места.

Слово тренера

Вы останетесь в команде? Ваш контракт ведь подписан по системе «1+1»…

– Контракт был рассчитан лишь на год, который уже заканчивается. По второму году у нас с руководством лишь устная договоренность. Разговора о контракте еще не было, и на днях этот вопрос будет решаться.

– Домой полетите только после этого?

– Да. К тому же надо решить некоторые организационные вопросы. Еще планирую посмотреть финал Кубка НФЛ, в котором участвует и «Шахтер». Решающий матч пройдет в Алматы – оттуда и улечу домой.

– Вы работали с узбекским клубом «Насаф», который на днях стал обладателем Кубка АФК…

– Да, мы уже поздравили друг друга.

Чем отличается работа двух стран-соседок?

– В Узбекистане очень развита инфраструктура. Есть много качественных полей, учебно-тренировочных баз, и, естественно, стабильна ситуация с финансированием. Я работал в двух клубах, структурное построение которых включает в себя шесть-семь команд. То есть основа, дубль, команда в первой лиге, команда в чемпионате среди любителей и несколько детских команд. Работать там приятно. Занимаешься своим делом, и никто тебе не мешает. В Казахстане же уровень инфраструктуры не столь развит. В том же «Шахтере» нет базы и очень старый стадион. Конечно, динамика развития хорошая, но в Узбекистане уровень повыше. А вот уровень футболистов и сила чемпионата примерно равны.

– Тренеры-легионеры, например, Альгимантас Любинскас и Зоран Филипович, в один голос сетуют на судейство в премьер-лиге. Как вы к этому относитесь?

– Они ведь не были здесь в начале 2000-х. Тогда я поработал в Казахстане, и спустя десять лет скажу вам однозначно – судить стали лучше. Не сомневаюсь, что Любинскас и Филипович – хорошие специалисты, но их клубы выступили не очень удачно, так что нарекания могли возникнуть. И начались они тогда, когда их клубы попали во вторую шестерку и стали бороться за вылет. Не знаю, им, может, виднее, но в последнее время судейство стало лучше.

– Главный тренер «Астаны» Хольгер Фах сказал, что руководство клуба напрасно распродает игроков без его ведома. В частности, речь шла об Александре Кирове и Улане Конысбаеве, перешедших в вашу команду. Как вы прокомментируете слова немецкого специалиста, расстроенного из-за потери сильных футболистов?

– Эти два игрока выступают за национальную сборную. Правда, Киров потерял место в основном составе, но сути это не меняет. Вся проблема заключалась в том, что в «Астане» они не попадали в основной состав. Насколько я знаю, никто не был против их продажи. Все крики и возня начались после того, как они начали успешно выступать в «Шахтере». Фах может сказать все, что угодно. Александра он выпускал всего дважды, да и то не на своей позиции. Конысбаев же, не получая никаких травм, вообще не попадал в состав. Нормальный игрок, тем более защищающий честь страны, хочет играть. Мы, конечно, не гарантировали им место в основе, но у нас были проблемы на их позициях, и в итоге Киров с Конысбаевым нам очень помогли.

***

Перепечатка материалов «PROСПОРТ» в печатных изданиях или на страницах интернет-сайтов разрешается только с письменного разрешения редакции. Чтобы получить письменное разрешение и доступ, Вам необходимо пройти регистрацию на нашем портале и отправить в редакцию письменный запрос. В запросе укажите, в каком издании (сайте) будет использован материал. Опишите, какова тематика Вашего сайта и в каком аспекте Вы планируете размещать наши материалы. Укажите ФИО, должность, контактный телефон и адрес электронной почты зарегистрированного пользователя.

При положительном решении Вы будете уведомлены и сможете получить разрешение на перепечатку материалов и доступ к копированию контента с нашего портала.

Редакция «PROСПОРТ» оставляет за собой право отказать в выдаче разрешения на перепечатку, в том числе и без объяснения причин.

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии