Баскетбол

Алжан Жармухамедов: «Попал в баскетбол случайно»

Алжан Жармухамедов: «Попал в баскетбол случайно»

Имя Алжана Жармухамедова скажет многое любому человеку знающему баскетбол. Заслуги и регалии Алжана можно перечислять  долго, порой не задумываясь над тем, сколько солёного пота, слёз и крови было пролито за каждой ступенькой почётного пьедестала. Алжан Жармухамедов – один из ярчайших звезд тогда ещё советского и мирового баскетбола 70-х годов прошлого века.

Досье «PROСПОРТ» :

Алжан Мусурбекович Жармухамедов. Родился 2 октября 1944, пос.Табаксай, Бостандыкский район, Южно-Казахстанская область, Казахская ССР, СССР. Рост — 207 см. Центровой. Заслуженный мастер спорта СССР (1979, первоначально присвоено в 1972, в 1973 снято за «нарушение таможенного режима»). Чемпион Олимпиады-1972, олимпийский серебряный призер Монреаля-1976. Трехкратный чемпион Европы, 10-кратный чемпион СССР, многократный призер мира и Европы и т.д.

Алжан родился и вырос на юге Казахстана в селе Табаксай, что недалеко от Ташкента. В середине 50-х решением 1-го секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева эта часть казахстанской территории была передана Узбекистану, как было сказано: в целях централизации хлопковой отрасли народного хозяйства. После окончания школы Алжан устроился на завод в соседнем Чирчике постигать навыки шлифовальщика по металлу. Как позже он сам признавался, никаких мыслей о спорте и баскетболе не было и в помине, до тех пор, пока в его жизни не появился неуступчивый до назойливости заводской инструктор физкультуры. Эта встреча и предопределила дальнейшую судьбу нескладного долговязого паренька, поставив его в один ряд великих баскетболистов мира сего, и поныне остающегося живой легендой советского баскетбола. В последних числах сентября Алжан Мурсубекович побывал в Алматы с очень приятной и почетной миссией – в торжественной обстановке открыл баскетбольную Академию имени Алжана Жармухамедова в южной столице (см. «PROСПОРТ» № 73 от 30 сентября). Несмотря на большой дефицит времени олимпийский чемпион Мюнхена без долгих раздумий согласился дать эксклюзивное интервью для читателей нашего издания.

«Каким бы выдающимся талант ни был, без кропотливой работы он быстро иссякнет»

- Ваш путь в большой спорт удивителен и парадоксален – родились и выросли в сельской местности отнюдь не вблизи нормальных  спортплощадок и баз, а также квалифицированных специалистов-тренеров. Для того, что вам удалось достичь в спортивной карьере необходимо иметь либо огромный Божий дар, либо феноменальное трудолюбие… В ваших интервью вы часто говорили, что попали в баскетбол совершенно случайно. Расскажите, как все это произошло…

- Хоть кто-то из философов и изрек, что все случайное – закономерно, но я до сих пор считаю происшедшее со мной случайностью.  В нашей сельской школе не было физрука, а уроки физкультуры проводил бывший армейский старшина.  Вот и представьте – как можно полюбить спорт, если весь урок нужно стоять в несколько строгих шеренг и беспрестанно махать руками и ногами. Естественно, мы сбегали с таких уроков и гоняли мяч в соседнем парке. А самые первые шаги в спорте сделал на Чирчикском заводе «Узбекхиммаш», куда пошел после школы работать шлифовальщиком в 1-й мехцех. Там и получил производственную травму, в результате которой лишился двух пальцев кисти правой, как в будущем оказалось бросковой руки. Однажды поутру на проходной меня остановил заводской инструктор физкультуры Роман Салетдинов.  Наверное, ему приглянулся мой рост – тогда он был 199 см. Он сразу спросил - не играю ли я в баскетбол ? Мой ответ был отрицательным – вот так мы и познакомились. Через пару дней он пришел в цех и попросил придти на завтрашнюю тренировку заводской баскетбольной команды. Назавтра я пришел –  там мы позанимались часа полтора. Потом добирался пешком с Чирчика до Таваксая, с пару часов, прошагав 12 километров, потому что после 8-ми вечера автобусы уже не ходили. Естественно, на следующую тренировку я не пошел. Но Роман постоянно заходил ко мне в цех и уговаривал тренироваться, даже в свой кабинет приводил, где показывал спортивные газеты и журналы, много рассказывал о баскетболе.  Одним словом агитировал меня, как мог и не давал никакого покоя, преследуя всюду,  будто чувствовал, что из меня получится какой-то толк (смеётся). Конечно,  впоследствии за это я был очень благодарен ему. Позже, по совету Салетдинова  поступил в Ташкентский институт физкультуры, где попал к тренеру Олегу Тураходжаеву. Это был мой 1-й тренер. Он сразу сказал, что у меня потеряно 7-8 лет, когда формируется техника игры, и если я чего-то хочу достичь в спорте, то мне нужно пахать по-чёрному. Ну, я и пахал, как требовал тренер, да и родители так приучили- если за что взялся, то делать на все 100%. Помню, в институте после 2-х пар сокурсники шли обедать, а я в спортзал – отрабатывал передачи с помощью стенки, бросал в кольцо, шлифовал ведение мяча. На летних каникулах продолжал вкалывать по конспектам Тураходжаева – каждой утро вставал в 6 утра и бежал в горы – 40 минут туда и обратно. Затем работал над скоростью – рывки, прыжки, и заканчивал метанием увесистых камней через протекающий канал. Вскоре меня пригласили в ташкентский СКА, игравший в 1-й лиге всесоюзного чемпионата, а затем и в сборную Узбекистана. А что касается таланта и труда, то каким бы выдающимся этот талант ни был, без кропотливой работы он быстро иссякнет.

«Ко мне домой пришли офицер из военкомата с двумя солдатами с приказом из министерства обороны за подписью 1-го замминистра маршала Соколовского и уже через месяц я стал игроком ЦСКА»

- Расскажите ту давнюю историю когда за вас боролись две братские Республики Казахстан и Узбекистан, а в итоге  вас чуть ли не под конвоем отправили в московский ЦСКА?

- В апреле 1969-го я приехал в Алма-Ату, изъявив желание играть за «Локомотив». Помню, поселился в старой гостинице «Иссык». На улице Коммунистической мне показали дом, в котором  обещали выделить квартиру. В июле я полетел в Ригу в составе казахстанской команды на Спартакиаду профсоюзов. Там выяснилось, что помимо Казахстана в свою заявку меня включил и Узбекистан. На мандатной комиссии этот казус рассматривали долго и скрупулезно. Решающим фактором стало отсутствие штампа о моей прописке в Алма-Аты – вместо нее стоял штамп с ташкентской пропиской. Так мне пришлось играть за Узбекистан.  В октябре этого же года ко мне домой пришли офицер из военкомата с двумя солдатами с приказом из министерства обороны за подписью 1-го замминистра маршала Соколовского и уже через месяц я стал игроком ЦСКА.

В составе московского ЦСКА Жармухамедов 10 раз становился чемпионом СССР

- Вы навсегда вошли в историю как первый казах, ставший олимпийским чемпионом. От кого вы узнали об этом?

- Сначала предыстория – мой отец был родом из Кызылодинской области. В далекие 30-е годы он приехал на стройку чирчикского водоканала Зах, где и познакомился с моей мамой, которая после строительства Днепрогэс от голодомора бежала в Ташкент – город хлебный. В 1989 году я дал интервью корреспонденту газеты «Ленишил жас» Кадырбеку Рысбекову, где на вопрос о своём родстве, сказал, что мы из рода жаппас Младшего Жуза. Позже узнал, что это интервью прочел ректор Кызыл-Ординского университета Байзак Моминбаев, который также из рода жаппас. Он нашел мой московский телефон и позвонил. Так мы познакомились. После развала СССР, когда подняли этот вопрос о 1-м олимпийском чемпионе, известный в Казахстане бизнесмен Муслим Даирбеков, - хоть мы и знакомы с ним не были, из соображений исторической справедливости, доказывал, что таковым являюсь я. Потом ко мне приезжали журналисты из «Айкына» и казахстанского телевидения. Ну а вскоре я получил приглашение от господина Даирбекова посетить свою историческую Родину, и с удовольствием прилетел в Алма-Ату.

«Если каждый день есть своё любимейшее блюдо, то и оно вскоре изрядно надоест»

- Было бы грешно не спросить вас о тех легендарных трёх секундах финального противостояния СССР – США в олимпийском Мюнхене 1972 года…

- По правде говоря, эти три секунды у меня уже вызывают какой-то внутренний дискомфорт. Иван Едешко уже всех замотал этими секундами (За 3 секунды до финальной сирены именно Едешко бросил мяч через всю площадку на Александра Белова, успевшего поразить кольцо американцев. Эта молниеносная атака и принесла золотую победу – 51:50.-прим. авт.) – на какую встречу не пойдёшь, везде эти его три секунды. Иногда даже приходится уклоняться от совместных мероприятий (смеется). Конечно, это сам по себе счастливейший миг в нашей жизни, но если каждый день есть своё любимейшее блюдо, то и оно вскоре изрядно надоест.

- С тех пор минуло почти 40 лет… Сегодняшний баскетбол стал другим, да и общей тенденцией спорта стала его коммерциализация. Это сегодня баскетболистам платят большие деньги, а как было в ваше время, ведь вы играли не только за честь флага?

- Конечно, времена изменились. Изменился баскетбол, как и отношение к нему и к спорту в целом. Просто мы были сильными игроками для своего времени, а вот сегодняшнее поколение наших баскетболистов уже не сильнейшие в мире. Нас сбросили со скорого поезда. Сегодня мы покупаем огромное количество иностранцев, платя им бешеные гонорары, чтобы поддержать интерес болельщиков к игре. И молимся на единственного достойного игрока Андрея Кириленко – даст ли он свое согласие сыграть за сборную России, или нет?  И еще – меня восхищает работа югославских тренеров. Сколько игроков экстра-класса они выдают на гора! Куда ни глянь – и в НБА и в приличных клубах Европы,- они на ведущих ролях. А у нас и классных тренеров не осталось, - закупаем из-за границы. А ведь когда-то весь мир баскетболу учили! А что касается чести флага, то тогда, конечно таких больших гонораров у нас не было, но если ты играл в ЦСКА, то получал офицерское звание и довольно высокую по тем временам зарплату. А игроки сборной имели неплохой приработок тем, что привозили из-за границы дефицитные товары которых не было в СССР. Это сегодня молодежь не знает, что такое дефицит. А тогда почти все спортсмены занимались таким вот бизнесом, только называлось это иначе – спекуляцией.

«Меня до 4-х утра допрашивали о том, как оружие попало в мой багаж, но я ничего  толком не мог сказать, потому, что сам был в полнейшем недоумении и неведении!..»

- А что за история произошла в 1973-м, когда высшие спортивные чиновники лишили вас звания «Заслуженный мастер спорта» со странной формулировкой «За нарушение таможенного режима»? Тогда по Союзу ходили слухи, что Жармухамедов  пытался провезти через границу чуть ли не арсенал оружия…

На американском паркете. 10-ти матчевое турне по США в 1973 году

- Ооо,  – это была интересная, и до сих пор загадочная для меня история… В том году после турне по США мы полетели в Перу на первый Всемирный фестиваль баскетбола, а затем были Панама и Коста-Рика. Домой возвращались только через 45 дней из Нью-Йорка. Когда отправлялись в Перу, то лишние вещи мы оставили в нью-йоркском офисе NCCA (Ассоциация студенческого спорта США – прим.автора). На обратном пути нас завезли за вещами – и в аэропорт Кеннеди. Сдали багаж и вперёд, домой ! Через 9 часов полета приземлились в Москве. За барьером увидел жену с 4-х летним сынишкой, и махнув им рукой, одним из первых, абсолютно спокойно, как всегда пошел на таможенный досмотр. Когда открыли мой чемодан, то на самом видном месте сверху лежал маленький револьвер. Здесь же обнаружили три коробочки. В одной из них был ещё один пистолет такого же калибра, в другой патроны, а в 3-й штук 20 гипертонических браслетов. Что тут началось! Меня до 4-х утра допрашивали о том как оружие попало в мой багаж, но я ничего  толком не мог сказать, потому, что сам был в полнейшем недоумении и неведении.. Ну а наши чиновники, даже не дождавшись результатов расследования лишили меня звания ЗМС, вывели из сборной и запретили играть за ЦСКА. Благо, что за меня вступились товарищи в штатском из известного ведомства, которые сопровождали нас в этой поездке и председатель союзного спорткомитета Сергей Павлов. Все подозрения с меня сняли, разрешили играть, правда, звание ЗМС вернули только в 1979-м.

-И всё же, на ваш взгляд,- откуда в этой туманной истории ноги растут?

-То, что я скажу, будет лишь предположением. Накануне я сидел в комнате нашего врача, когда к нему зашел наш игрок (не буду называть его фамилию) и попросил у него лейкопластырь. Когда я увидел, что те самые коробки из багажа были обмотаны таким же пластырем телесного цвета, то первое, что вспомнил, тот этот нью-йоркский эпизод.

- Вспоминая незабвенного Высоцкого: «Я инструктора послушал, как в наказ – чтоб ни вздумал жить там сдуру, как у нас», возникает вопрос, а в загранпоездках вас всегда сопровождали «товарищи в штатском»?

- В каждой такой поездке нас сопровождал заместитель руководителя делегации в звании не ниже подполковника КГБ, если это была капстрана. А в Испанию прислали опытного полковника. Тогда Испания была закрытой страной для СССР из-за политики Франко – мы поехали туда одними из первых. Позже этот полковник говорил нам, что руководство КГБ было шокировано высоким уровнем жизни испанцев. А его обычные слова: «Не обращайте на меня никакого внимания – у вас свои задачи, а у меня – свои».

«Идите, забирайте своих слонов»...

- Не секрет, что в те времена, когда вы играли многие спортсмены зачастую снимали колоссальное напряжение народными средствами при помощи спиртного…

- Что было, то было. Это было единственное восстановительное средство для некоторых баскетболистов. Скажу за себя, что во время соревнований и подготовки к ним я этим не грешил. Мог иногда позволить себе только после.  Но так вели себя не все. Вспоминаю комический случай –  на тренировочной базе в Сухуми. В 1979 –м готовимся к чемпионату мира. Вечером из расположения сборной втихую исчезли Володя Ткаченко и Саша Белостенный – никто их не видел, и не знает о них. Уже отбой, а их все нет. Ночью всю команду разбудил директор спортбазы со словами : «Идите, забирайте своих слонов». Мы, чертыхаясь, спускаемся вниз, протирая сонные глаза, и видим, что Саша и Володя лежат на скамейках у входа на базу  без явных признаков жизни. Это надо было видеть – как мы их всей командой поднимали на 4-й этаж. Казалось этот подъем никогда не закончится… У Володи рост 216 см, вес 145 кг, а у Саши - 212 см и 123 кг. Теперь вы представляете, что мы говорили и думали о них, когда несли на себе их обмякшие тела вверх по узким лестничным пролётам (смеётся).. Как здесь не вспомнить слова директора насчёт слонов…

«НБА – это колоссальный бизнес»

- Однако вернемся из прошлого… Хотелось вашего комментария о сегодняшнем конфликте интересов в НБА.

- НБА – это колоссальный бизнес, и игроки, естественно, хотят получать больше за свой нелёгкий труд. Ну а владельцы заинтересованы в противоположном – платить меньше. Локаут – это ведь та же забастовка. Но я думаю, что всё закончится взаимными уступками, как и предыдущие конфликты.

- Интересно, а в 70-е кого-нибудь из наших олимпиоников звали в НБА ?

-В 1973-м во время турне по США, где мы играли 10 матчей с университетскими командами, после игры в Баффоло за ужином пятерых из нас пригласили в различные клубы НБА, обещав контракты Сергею Белову, Паулаускасу, Едешко и мне - на 250 тысяч долларов, а Саше Белову – 450 тысяч. Но мы  даже не смели и помечтать на эту тему – всевидящее око КГБ было всегда рядом.

- Вы интересуетесь казахстанским баскетболом?

- Да. Слежу за ним по интернету, и конечно, переживаю. 6 команд в НБЛ –это очень мало, как и приличных игроков. Причин не могу знать, для этого нужно знать ситуацию изнутри. А то, что в Астане создан профессиональный клуб – не решает проблемы в общегосударственном масштабе. Конечно, лучших баскетболистов заманят хорошими деньгами, а против кого они будут играть? Что бы мастерство росло нужно играть с сильными противниками. Кроме игр в кубке ВТБ, нужно бы заявиться в российский чемпионат. Но на это опять нужны деньги…

- Чем сегодня живёт и дышит Алжан Жармухамедов ?

- Всё тем же баскетболом, куда ж без него? Иногда помогаю сыновьям – они баскетбольные тренеры. Старший Владислав работает в лучшей спортшколе Москвы «Тринта», а младший Сергей в БК ЦСКА, а также является одним из тренеров сборной России.  Еще занимаюсь с детворой.  Учу их игре, трудолюбию и стойкости характера, ведь без них в спорте – никуда.  

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Уважаемый Алжан аға! Надеюсь не обижу Вас своим вопросом... почему не назвали ваших сыновей казахскими именами?
Ответить
;