О накипевшем

О накипевшем

 

Ни для кого не секрет, что в отечественном детском футболе хватает проблем. Об одной из них сегодня в «PROСПОРТ» говорит заслуженный тренер РК и СДЮСШОР № 2 Азат Нильдыбаев, он рассуждает о тонкостях подготовки резерва.

 
Нулевые…
 
 
– Есть сдвиги в детско-юношеском футболе, – рассказывает Азат Абдракович. – Структура появилась. Имеется инвентарь, поля, худо-бедно, хоть какие-то. Сейчас другая проблема. Она касается тренеров. Особенно молодых. Как они проводят тренировочный процесс? Берут диски и оттуда вслепую дают своим подопечным различные упражнения, не думая о том, какой будет тренировочный эффект от этих упражнений. В какой последовательности их надо давать. То есть в итоге получается, что их работа хорошо поставлена на публику. Визуально смотрится очень привлекательно, а результата, как такового, нет. В данном случае остро стоит вопрос планирования учебно-тренировочного процесса. Хорошо, что сейчас Кайрат Ильясович Адамбеков проводит тренерские курсы среди детских тренеров с последующим лицензированием слушателей. Если же взять Академию туризма и спорта, то она своим абитуриентам дает недостаточно знаний. Даже ректор этой академии в интервью как-то сказал, что их выпускники не имеют право заниматься тренерской деятельностью после получения диплома. Честно говоря, для меня это было удивительно. Но позже я сам в этом убедился. К нам приходили на практику студенты этой академии, и, вы понимаете, их знания по тренерской специальности оказались нулевыми. Для них было все в новинку, тогда как в наше время кафедра футбола была очень сильная, которая подготовила программу для детско-юношеских спортивных школ по обучению юных футболистов. Неплохо дела обстоят в «Цесне», все-таки в этой специализированной футбольной школе серьезно заботятся о своих детях, приглашают специалистов из-за границы, которые дают необходимые знания молодым тренерам и организовали учебно-методический центр, в котором лучшие методические разработки из опыта работы зарубежных и отечественных специалистов. Мы еще долго будем на ровном месте топтаться, если не изменим планирование учебно-тренировочного процесса. В каком плане? Еще в советское время детско-юношеский футбол привязывали к командам мастеров, у которых был расписан календарь сборов, товарищеских матчей и игр чемпионата по системе весна-осень. Тогда как структура детско-юношеских соревнований проводится в виде краткосрочных турниров и, естественно, подготовка должна строиться по-другому.
 
 
Хромает основа основ 
 
 
Когда я учился в ВШТ, это было в 1983–1985 годах, нашим преподавателем спецкурса был Верхошанский. Так вот он нам буквально расписал, как нужно правильно работать над функциональной готовностью футболиста. Основное физическое качество в футболе – скоростная выносливость. Последовательность подготовки должна быть такая – развитие выносливости, силы, скоростно-силовой выносливости, быстроты, скоростной выносливости. Затем идет шлифовочный микроцикл, после чего можно участвовать в турнире, на котором функциональное состояние игрока не подведет. Такая подготовка именуется сопряженная последовательная система организации концентрированных тренировочных нагрузок. Сопряженность подразумевает, когда развитие одного качества не мешает развитию другого и является фундаментом подготовки. Концентрация заключается в акцентированной работе над развитием данного качества в течение микроцикла. В итоге схема подготовки должна выглядеть следующим образом. Первый блок – развитие общей выносливости: применяются неспецифические и специфические упражнения на развитие вегетативной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма. В итоге получаешь тренировочный эффект увеличения максимального потребления кислорода. Затем идет силовой блок – развитие общей силы и силовой выносливости. Занятия в этих блоках проходят в аэробном режиме, когда потребление и утилизация кислорода находится на достаточном уровне. Далее следует скоростно-силовой блок, то есть развитие скоростно-силовых качеств в смешанном (аэробно-анаэробном) режиме. После чего идет блок развития быстроты передвижения, который также проводится в аэробном режиме. И в заключение идет блок скоростной выносливости, где подбираются упражнения, требующие анаэробного-гликолитического механизма энергообеспечения. Тренировочным эффектом является увеличение максимальной анаэробной мощности. В завершение идет шлифовочный блок, ориентированный на разгрузку и восстановление организма, в котором применяются технико-тактические упражнения, отработка стандартных положений.
При подготовке юного футболиста следует учитывать его возрастные и физиологические особенности. Так, к примеру, развитие выносливости и силы идет до зрелого возраста, скоростные качества зависят от строения мышечного волокна (преобладание быстрых над медленными). За счет улучшения техники бега можно улучшить показатели скорости передвижения. Развитие скоростной выносливости идет до окончания формирования костно-мышечного аппарата и организма в целом, то есть до 20 лет. Достигнув определенных параметров МАМ (максимальная анаэробная мощность), она практически не увеличивается.
 
Я это все апробировал со своими подопечными и получил хороший результат. Первый выпуском была группа 1972 года рождения. В нее входили Доскеев, Елеусинов, Рахимбаев, Курдюмов, Усманов, Нуфтиев, Климчик и многие другие талантливые ребята. Все они позже «выстрелили», поиграли в хороших командах и стали мастерами спорта.
 
Я думал, что о таких тонкостях подготовки осведомлены все тренеры, но, как видим, не все. В былые годы Леонид Остроушко много интересного почерпнул из работы Валерия Лобановского и применил на деле. Я сам был свидетелем, когда на втором курсе учился и был на сборах «Кайрата» в качестве стажера. Леонид Константичнович Остроушко «гонял» своих игроков – Салимова, Никитенко, Масудова, Волгина, Шоха! И это давало результаты. Конечно, тягаться тогда с киевским «Динамо» было невозможно. На Киев в то время работали все, у динамовцев все было поставлено на высшем уровне. Они особое внимание уделяли «физике», знали, кому какие нагрузки давать, поэтому киевляне и «неслись» на поле. И что удивительно, многие кайратовцы, прошедшие хорошую школу при Остроушко, став позже тренерами, пренебрегали и пренебрегают функциональной подготовкой футболистов – основой основ. Все это к тому, что подготовка к кратко-срочным турнирам должна строиться по вышеизложенной системе. А у нас зачастую так тренируют – сегодня развивают быстроту, завтра работают над «силой» удара и т. д. И все это в одном микроцикле. В итоге тренировочный эффект – нулевой.
 
 
О системности подготовки
 
 
Детские команды должны регулярно участвовать в соревнованиях. Одно из соревнований должно являться основным. К примеру, первенство республики или спартакиада школьников. Подготовка к ним идет через систему вспомогательных соревнований (кратко-срочных турниров). К примеру, основное соревнование проводится в сентябре, надо предусмотреть участие в двух и более вспомогательных соревнованиях. В марте и июне увеличиваем нагрузку в каждом подготовительном цикле.
 
Только в таком случае можно будет достичь каких-то результатов. А то у нас сначала пробуют голландскую систему, затем немецкую. А в итоге выясняется, что ни одна из них не приносит пользы. К тому же иностранные специалисты сетуют на слабую функциональную подготовку наших игроков. И в чем-то они правы. Ведь акцент в некоторых детских школах делается на технико-тактическую подготовку, потому что многие тренеры не знают, как правильно работать над функциональной подготовкой. Что интересно, западные специалисты считают, что 80 процентов тренировок должны состоять из упражнений и только 20 отводится на игру. На мой взгляд, это неправильно. Сами посудите. Игрок на тренировках научится обводить стойки и бить. А когда на игре перед ним предстанет живой соперник, который непросто стоит, а еще перемещается и оказывает активное сопротивление, то все его технические навыки неэффективны. Только через игру и в игровых упражнениях можно наработать технические навыки и привить детям игровое мышление и временное пространство восприятия ситуации. Благо, сейчас некоторые стали понимать, что слепое копирование голландско-немецких методик не позволит нам более высокий уровень. Нужно выработать свою концепцию тренировок. А это значит, что надо вернуться к истокам. Взять на вооружение лучшее из советской системы, где-то что-то добавить из зарубежных методик для совершенства подготовки высококвалифицированных футболистов.
 
 
Неудачи сборной из-за отсутствия интернатов
 
 
В свое время вице-президент Федерации футбола Казахстана Виктор Катков принимал активное участие в создании института сборных команд, в котором одним из ключевых звеньев были отделения футбола школы-интернатов спортивного профиля. В них были созданы все условия для подготовки полноценного резерва: двухразовые занятия, калорийное питание, восстановительный центр, обучение, общеобразовательная дисциплина. К сожалению, в данный момент это звено заменено на группы подготовки команд мастеров, в которых им не уделяется должного внимания со стороны руководства клубов из-за недостаточного финансирования. Хорошо, что в футбольном клубе «Цесна» таких проблем не существует. А если взять юношей «Кайрата», то им попросту негде тренироваться. Занимаются несколько раз в неделю по часу, полтора. Кого можно подготовить в таких условиях? Поэтому неудивительно, что и основная команда сейчас борется за выживание. А почему так случилось? Потому что в свое время бросили заниматься подрастающим поколением и тем самым подрубили свои корни. В то же время сейчас на лидирующих позициях находятся юноши Караганды или Павлодара. Потому что на своих местах они сохранили отделения футбола в интернатах, поэтому у них в главных командах есть свои воспитанники. Национальная сборная – это лицо государства. И государство должно заботиться о своем имидже. То есть с его помощи необходимо восстановить институт сборных команд в первоначальном виде, который давал неплохой результат. Поясню мысль: выпускники отделения футбола РСШИСП имени Х. Мунайтпасова в свое время составляли костяк, юношеской, молодежной и национальной сборных Казахстана. Напрашивается вопрос: почему в Алматы, где функционирует республиканский специализированный интернат для одаренных в спорте детей, не открыть отделение футбола. Тем более, что на их базе имеется футбольное поле и условия для проживания, питания, восстановительный центр и медико-биологическое обеспечение. Куда можно будет привлекать для обучения самых перспективных футболистов со всех регионов нашей республики, и где будет проходить ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ подготовка юношеских и юниорских сборных команд под руководством высококвалифицированных тренеров, которые будут отбираться на конкурсной основе. Плюс этих интернатов состоит в том, что игроки, выступая вместе на протяжении 5-6 лет, наигрывают связи и взаимопонимание, скоростную выносливость, которые в любом случае будут выглядеть более боеспособным коллективом, нежели команда, собранная наспех даже из хорошо подготовленных и перспективных игроков.
Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
;