Вполне вероятно, что совсем скоро – всего через шесть лет – Алматы станет центром спортивных событий планетарного масштаба. Проведение зимней Универсиады в южной столице – весьма реальное событие. Об этом и не только мы поговорили с ректором Национальной Академии туризма и спорта Кайратом Закирьяновым. 

– Начнем с такого вопроса: нужна ли нам эта Универсиада в целом?

– Я читал в вашей газете интервью с Анатолием Кажекеновичем Кульназаровым, который говорил, что мы пока не готовы к Универсиаде, мол, лучше провести юношеские Азиатские игры. Где логика? Мы провели полноценные Азиатские игры и опускаться на более низкий уровень нам не стоит. Я понимаю, если бы разговор шел о Всемирных юношеских играх или молодежной Олимпиаде… Нельзя обойти вниманием и другой аспект. Оппозиционная пресса в связи с возможным проведением Универсиады начала поднимать вопросы, что нужно решать более важные социальные вопросы. Указывают и на не менее острые пункты по проведению 7-х зимних Азиатских игр. В первую очередь это касается финансовой стороны. Например, Эрзуруму проведение Всемирной зимней Универсиады в этом году обошлось  приблизительно в полмиллиарда долларов. У турков не было никакой инфраструктуры. Все строили с нуля. Мы же на Азиаду потратили 1 миллиард 600 долларов. А программа Универсиады шире, чем программа Азиатских игр. У населения все это, конечно же,  вызывает недоверие.

А с чем связана такая огромная разница?

– Откуда я знаю, в этом должны разбираться компетентные органы.

– И все же, что даст нам проведение Универсиады?

– Буквально на днях я посетил те спортивные объекты, которые мы строили к Азиаде на территории Алматинской области и самого города. Все они пустуют. Собираются провести там этап Кубка мира, здесь какие-то соревнования, но все это разово. Этого катастрофически мало. Все эти объекты должны работать по полной программе. Должны быть загруженными под завязку. Работать на пользу государства, спортсменов, нашей молодежи, массового спорта в целом. Всемирные Универсиады – это вторые по значимости комплексные соревнования после Олимпиад. В Турции было представлено около 60 стран. На нашей Азиаде – немногим больше 20. В Универсиадах участвуют практически все лидеры мирового спорта. Для них это как генеральная репетиция к Олимпийским играм. Ограничения по возрасту есть – до 27 лет, но этого достаточно, чтобы создать сильнейшую конкуренцию. Если мы хотим провести зимние Олимпийские игры, то для этого нам необходимо провести Универсиаду. МОК обычно идет навстречу именно тем странам, которые провели эти крупнейшие соревнования. Не стоит забывать и о том, что Универсиада – это большой праздник спорта, молодости. Это само по себе интереснейшее зрелище, к которому нужно стремиться. Для Казахстана это очень важно. Мы должны завлечь к нам весь мир, чтобы на спортивной карте планеты появилась и такая точка, как Казахстан.

– Опыт, полученный после проведения Азиады, поможет нам достойно провести более крупные турниры?

– Думаю, что да. И в прессе, и в обществе много ходило разговоров об имевшихся недостатках. И нам все это стоит учесть. Мало кто обратил внимание, например, на такой фактор, как туризм во время Азиады. На него тоже должны были сделать ставку, но всего не предусмотрели. Напомню, что в декабре мы проводили саммит стран ОБСЕ в Астане, и был сильно ужесточен визовый контроль. А к Азиаде его не отменили, и въезд в страну был достаточно затруднительным. Поэтому многие иностранцы так и не попали к нам. А желающих было очень много. Мне об этом говорили, например, англичане. И подобных вещей достаточно много. Для того чтобы стать столицей Олимпийских игр, в чем неоднократно выражал заинтересованность наш Президент Нурсултан Абишевич,  нужно искоренить эти недостатки.

– Как думаете, мы сможем достойно выступить на Универсиаде?

– Президент в прошлом году в своем Послании говорил о том, что нам не нужно гнаться за медалями, сиюминутным результатом, а развивать массовый спорт. Чтобы как минимум 30% населения страны были вовлечены в спортивную жизнь. Сегодня этого нет. У нас есть шесть лет. Сейчас мы должны мобилизовать нашу молодежь и серьезными темпами готовиться к этим соревнованиям и ставить самые высокие задачи. Пусть нам пока не под силу биться за победу в общекомандном зачете, но подняться в призовую тройку… Не стоит пугаться больших высот. Но при этом не стоит из всего этого делать фарс. Как получилось с Азиадой, которую мы подогнали под себя и, таким образом, выиграли соревнования в командном зачете.

– Для того чтобы провести Универсиаду, многое нужно построить?

– Во-первых, нам необходим еще один ледовый дворец. Есть прекрасные недорогие проекты. Немцы уже подготовили всю документацию. На это уйдет около 10 миллионов долларов. Неужели у нас таких денег нет? И еще одним условием является постройка университетского городка минимум на 3 тысячи мест. Даже беглый подсчет говорит о том, что это также не великая сумма: каждому проживающему выделим 10 квадратных метров стоимостью  1000 долларов за квадрат – хотя и это слишком много, но все же  получим всего 30 миллионов долларов. И это на весь студенческий городок, где будут жить спортсмены, тренеры. По этому поводу хотел бы развить мысль. Сегодня для Алматы проблема жилья для студенчества – это, можно сказать, важнейшая социальная проблема. Им не хватает мест в студенческих общежитиях. Как минимум 20 тысяч учащихся снимают квартиры, комнаты, углы неизвестно где, и непонятно, чем они там занимаются.  За это платят большие деньги. Давайте под флагом Универсиады построим студенческий городок на те же 20 тысяч мест. Добавим к этому поликлинику, библиотеки, спортивные залы, бассейны, кинотеатры. Вот вам здоровый образ жизни. И молодежь  перестанет заниматься всякими глупостями и потянется к спорту. По беглым прикидкам на это все уйдет 200 миллионов долларов. Неужели мы для здоровья подрастающего поколения не найдем эти средства? Мы должны их изыскать. Я благодарен нашему акиму Ахметжану Смагуловичу Есимову за то, что он поддержал идею Универсиады и, более того, заявил, что если члены исполкома международной федерации студенческого спорта поддержат нашу кандидатуру, то мы проведем одну из лучших зимних Универсиад.

– Какие шансы на то, что Алматы получит право на проведение такого мероприятия?

– Очень и очень высокие. Главным нашим соперником является итальянский Тренто. Но Италия за последние 10 лет провела уже две Универсиады. А как вы знаете, в мировом спорте в первую очередь МОК придерживается идеи  расширения спортивной географии. Эта политика сыграет нам на руку. Если весь мир откроет для себя Центральную Азию в лице его главного представителя – Казахстана, то, я думаю, что все останутся довольными.

– На какой стадии рассмотрения наша заявка?

– На днях мы вернулись из Брюсселя, где  вместе с начальником управления физкультуры и спорта Алматы Хайдаровым, директором Дирекции Азиатских игр Сыздыковым провели ряд переговоров с руководством FISU, а также остальными претендентами на проведение Универсиады 2017 года. Был проведен инструктаж по поводу того, каким требованиям должен отвечать принимающий город. Это анкета почти в сто страниц: экология, транспорт, спортивные объекты и т.д. В принципе нас поддержали. Тем более, что ряд конкурентов вышли из этой гонки. После избрания нового состава руководства международной федерации студенческого спорта (президента, вице-президентов, генерального секретаря и прочих), выборы которого пройдут в августе этого года, к нам в город приедет  комиссия, которая окончательно все рассмотрит. Это будет в сентябре. Окончательный вердикт  нам стоит ожидать к концу года.

– К этому времени нужно провести какую-то подготовку?

– Пока ничего особенного делать не стоит. Практически все спортивные объекты у нас есть. Как я уже говорил, нужно построить только ледовый дворец и университетский городок. Но я уверен, что ни у кого не возникнут сомнения в наших возможностях для их сооружения. Словения вообще не смогла построить университетский городок из-за финансового кризиса, но ей разрешили проводить Универсиаду, разместив спортсменов по гостиницам. 

– Получается, что на Универсиаду нам будет необходимо затратить всего 250–300 миллионов долларов?

– Этого хватит выше крыши. У словенцев, кстати, бюджет вообще всего 150 миллионов долларов. Не стоит забывать, что все объекты останутся у нас. И нам нужно будет только правильно их использовать в дальнейшем. Студенческий городок в первую очередь. 

– Руководство страны уже поддержало проведение Универсиады?

– Пока окончательный ответ от правительства еще не дан. Главное, что есть согласие акима города. Думаю, что Ахметжан Смагулович сможет убедить Нурсултана Абишевича и правительство в необходимости проведения этого крупнейшего спортивного мероприятия.