Кайрат Борнабаев в интервью matritca.kz, рассказывает о бизнес-проекте ФК «Кайрат», зачем каждый год он тратит 5 миллиардов,  как он договорился, что даст клубу 10 млн долларов, и чтобы никто не вмешивался в дела клуба, а также о своем разговоре с Президентом Казахстана.  

- Все проекты в «Кайрате» - это бизнес-проекты. Скажу вам, что самая большая проблема в нашем футболе - это отсутствие казахстанских футболистов. Но ведь мы все знаем, что раньше все было - и ДЮСШ, и соревнования. Но прежние тренеры состарились, а молодых не воспитали. Мировой футбол ушел вперед, а у нас все процессы в детском и молодежном футболе остались старые советские.

Когда мы взялись за футбол, то поняли, что надо растить своих игроков, потому что денег не хватит постоянно приглашать иностранных легионеров. Четыре года мы на это уже потратили, но нужно где-то десять лет. Сейчас уже у нас в команде 4 своих игрока, они воспитанники «Цесны», которую мы купили.

Чтобы клуб развивался, нужна работа внутри со стороны тренеров, медиков, тактиков, психологов. У нас приглашают иностранцев, а условий нет. Думаете, что они будут играть хорошо, если у них не будет возможности есть и тренироваться?

Мы стали все это строить, но начали, прежде всего, с детей. По регламенту чемпионата Казахстана каждый клуб должен иметь детскую академию и ее надо развивать, но чаще всего - это просто приписки для видимости. Мы поднимаем этот вопрос на заседании федерации постоянно. В «Кайрате» нам тоже предлагали номинально все оформить, но нам это не нужно. Мы создали реальную детскую академию.

У нас была одна база на улице Каблукова, к тому же сгоревшая, которая была в залоге в банке и плюс долги по клубу. Купили базу команды «Цесна» с игроками. Я благодарен тогдашнему акиму Ахметжану Есимому, что он нам не мешал.

Когда «Кайрат» стал последним и должен был вылететь в первую лигу, мы договорились, что даем клубу 10 млн долларов, но чтобы никто не вмешивался в дела клуба. За все время, когда он был акимом, он слово сдержал – ни разу не вмешался в дела клуба, хотя 30 процентов акций у них оставались.

Бывали моменты, когда он переживал, просил гнать тренера, футболистов, но не мешал. Именно такое отношение руководства города и позволило нам создать бизнес-инфраструктуру. И эта инфраструктура уже никуда не денется, независимо от того, кто будет руководить клубом я или кто-то другой.

- Зачем вам этот футбол? По 5 миллиардов вбухиваете каждый год. Купили бы лучше боксерский клуб или борцовский – то, что ближе к нашему менталитету?

- Мы на эту тему с Тимуром Кулибаевым спорим. Он тоже мне говорит, что бокс важнее. Я не против бокса, я, кстати, руковожу костанайской областной федерации бокса.

Вот в Астане проходил чемпионат мира по боксу, а комплекс на пять тысяч человек был полупустым. У нас на самые худшие матчи «Кайрата» приходят минимум 8 тысяч зрителей. Все равно люди любят футбол больше. И хочу добавить, что мы занимаемся профессиональным футболом, а не массовым. Массовым должны заниматься акиматы, министерство, а уже из этих детских и молодежных команд мы будем отбирать себе игроков.

- Как вы относитесь к женскому футболу?

-Я не против женского футбола, но у многих клубов нет денег на содержание детских школ. Как можно развивать женский футбол, если для детей нет полей? У нас просто полей порой в городах нет, туалетов и раздевалок, на поле камни, стыдно бывает. Поэтому мне кажется, надо сначала решить проблемы с основным футболом, а потом браться за женский.

В ближайшие два года мы хотим наладить все внутри клуба, персонал, медицину, кухню, а дальше видно будет. Мы и болельщиками активно занимаемся - у нас настоящий фан-клуб по примеру европейских. Ребята не только заводят стадион, но и призывают вести себя культурно.

- Ваш родственник Айсултан Назарбаев тоже ищет лучшие пути развития отечественного футбола. Как вы к его высказываниям относитесь?

- Мы с ним беседовали на эту тему - правильное или нет, но оно его. К примеру, его последнее заявление по акиму Астаны. Мне нравится, что все это он делает сам.

Мы встречались и с Нурсултаном Абишевичем - он тоже спросил про Айсултана. Я ответил, что никто ему не пишет, не подсказывает. Он (Айсултан Назарбаев) понимает, что такое футбол. Думаю у него проблема – его фамилия. Вот если бы у него другая фамилия бы, то такого резонанса бы его пост не вызывал. Мы все обращаем внимание на то, что пишет Назарбаев.