Сегодня трудно себе представить, но еще четыре года назад о казахстанском теннисе не было слышно практически ничего. К мировому теннису мы имели очень посредственное отношение: раз в год проводили крупный турнир из серии челленджер – Кубок Президента, да участвовали в розыгрыше Кубка Дэвиса в первом дивизионе, борясь за выживание. В Кубке федераций вообще было что-то из ряда вон… Теперь многое изменилось. Попробуем разобраться – что?

На смену Алексею Кедрюку, сестрам Рахим, Диасу Доскараеву, о которых теперь практически ничего не слышно, пришли новые имена: Голубев, Кукушкин, Шведова… Новая волна реформ, начавшаяся  со сменой руководства Федерации тенниса Казахстана, поначалу вызывала недоумение. Больше всего – натурализация спортсменов. В апреле 2008 года публике представили первого из легионеров – 29-летнего Юрия Щукина. Как раз накануне игры с китайским Тайпеем в первом дивизионе Кубка Дэвиса. Тот матч наша команда проиграла. Щукин, будем честны, на фоне Кедрюка и Абдухаликова выглядел более солидно и продемонстрировал, что такое игрок второй сотни (на тот момент он находился на 120 строчке в рейтинге АТР). Алексей в то время попадал в топ-500, а Сырым болтался в районе 700-й позиции. И все же первое впечатление было смазанным.

Спустя всего пару месяцев были ангажированы еще несколько теннисистов – Андрей Голубев, Михаил Кукушкин, Галина Воскобоева и Ярослава Шведова. Квартет позиционировался как молодой, талантливый и перспективный, но второго-третьего эшелона игроков российского тенниса. Два года назад Россия могла позволить себе такие выражения. Знай Шамиль Анварович, что спустя всего пару лет ему будет некем комплектовать свои дружины, неизвестно дал бы он свое разрешение на их переход.

Нашей же федерации они понадобились в первую очередь для укрепления позиций в «командных чемпионатах мира», наглядного пособия подрастающей молодежи, и, что не менее важно, обозначения на теннисной карте мира такой точки, как Казахстан.

Прошло время. Под знамена нашей республики были призваны еще пара игроков (Каратанчева, Королев), и в целом нужно отметить, что ставка федерации сыграла целиком и полностью.

Мужская сборная для начала закрепилась в первом дивизионе КД, а затем неожиданно выиграла стыковой матч со швейцарцами и вышла в элиту. То, на что отводили как минимум три-четыре года, заняло всего пару лет. Более того, в первом же сезоне, в марте нынешнего года ребята сенсационно обыграли сильную команду чехов и вышли в 1\4 финала. Полностью выполнив поставленную задачу руководства федерации на сезон, наделав шороху в мировом теннисе.

Июльская встреча в Буэнос-Айресе с Аргентиной будет очень сложна, но чем черт не шутит… Чехи тоже много иронизировали. А теперь земляки Гашеков (и Доминатора, и автора бравого солдата Швейка) войдут в положение швейцарцев.

Женская сборная пока радует не так, но и не дает поводов для особых разочарований. Вышли из второго дивизиона Кубка Федераций, закрепились в первом и теперь ждем следующего сезона, чтобы начать новую гонку за топ-16 и не отставать от парней.

Более того, в смешанном составе сборная также преподнесла сюрприз. В январе 2009 года Голубев и Шведова вышли в финал группы Кубка Хопмана и были остановлены будущими победителями – британцами.

В индивидуальном плане теннисисты тоже не дают особых причин для критики. Конечно, хочется, чтобы спортсмены чаще выигрывали турниры, больше одерживали громких побед на кортах над сильными атлетами, но будем ждать и надеяться. Впрочем, об этом чуть позже.

Осенью 2008 г. Голубев выходит в первый казахстанский финал на турнире АТР. В титульном поединке «Санкт-Петербург Оупен-2008» казахстанец уступил шотландцу Энди Маррею.

2009 год в целом выдался каким-то промежуточно-транзитным. Зато на этом фоне поистине торжественным выдался сезон 2010 года. Победные вести с мировых кортов неслись одна за другой.

Май – первый выход казахстанца в четвертьфинал турнира Большого шлема. Шведова вышла на эту стадию «Ролан Гарроса».

Тогда же первый выход представителя Казахстана в финал ТБШ. Шведова на открытом чемпионате Франции вышла в финал в миксте.

Июнь – первая победа казахстанца на турнире из серии Большого шлема. Ярослава в парном разряде становится чемпионкой Уимблдона. Накануне в паре с Ваней Кинг Шведова играет всего на двух турнирах, причем на первом выходит в полуфинал, на втором попадает в финал, а третий, ну вы знаете.  

Июль – первая победа казахстанца на турнире серии АТР. Голубев выигрывает титул в Гамбурге.

Сентябрь – Шведова выигрывает второй титул GrandSlam. На этот раз в парном разряде выигрывается открытый чемпионат США.

Сентябрь – мужская сборная Казахстана выигрывает со счетом 5:0 у сборной Швейцарии и выходит в мировую группу. Федерер в шоке. Остальные, впрочем, тоже. 

Сентябрь – Голубев выходит в финал турнира в Куала-Лумпуре. Остановить казахстанца смог только россиянин Михаил Южный.  

Октябрь – попадание представителя Казахстана на итоговый турнир года. Шведова в паре с Ваней Кинг отправились в Доху.

Октябрь – Зарина Дияс вышла в четвертьфинал Кубка Кремля. В наш хит-парад событий 17-летняя спортсменка попала по двум причинам: все-таки рождена в нашей стране и по пути к этой стадии была обыграна теннисистка из первой десятки Елена Янкович. А крупные победы на пути становления в таком возрасте крайне важны.

Ноябрь – Михаил Кукушкин, делает то, что не удалось Голубеву. Он выигрывает титул в Санкт-Петербурге, в финале обыграв Южного.

Венцом всего стало признание Голубева как самого прогрессирующего игрока года в АТР-туре.

Все эти достижения отрадны, и никто не хочет умалять побед ни самих теннисистов, ни тем более критиковать работу федерации. Но есть несколько вопросов.

Первый - стабильность. Которая, как известно, признак мастерства. Ее не хватает всем нашим теннисистам. Можно сравнить то, как играли в прошлом году наши лидеры с января по май.

Ярослава Шведова за четыре месяца прошлого сезона выступила на 11 турнирах. 13 побед и 11 поражений: два полуфинала, один четвертьфинал и выход в четвертый круг «Мастерса» в Майами. Этот же период нынешнего года: 7 турниров, 3 победы и 7 поражений. Выше второго круга нигде не поднималась. Можно все списать на травмы, но тем не менее…

Андрей Голубев. За это время сыграл на 7 турнирах серии АТР и «Мастерс», а также выступил на 4 челленджерах (финал и два полуфинала), но их учитывать не будем. 10 побед и 7 поражений: один четвертьфинал. В этом году – 11 турниров (без одного челленджера), 4 победы и 11 поражений.

Михаил Кукушкин в прошлом году выступил на четырех турнирах из серии АТР и одержал на них 6 побед (4 поражения соответственно), нигде не прошел дальше второго круга. В этом году сыграл уже 11 турниров при разнице 5 побед, 11 поражений.

Разница, как видим, у всех троих достаточно заметная. Победы не приходят сами по себе. И не бывает такого, что выступаешь плохо, а потом, бац, и выстрелил. В любом случае идет постепенное повышение результатов. А для наших ведущих спортсменов – этот сезон ключевой. Во-первых, нужно подтверждать авторитеты, которые заработали в прошлом году. Во-вторых, предстоит защищать серьезное количество очков.

Шведовой на одном лишь «Ролан Гарросе» за прошлогодний 1\4 финала нужно защитить 500 очков. А в копилке всего – 1140 очков. Вылет в первом-втором круге означает валет из первой сотни, в лучшем случае – хвост топ-100.

Голубеву также предстоит «отбивать» свои 500 баллов за победу в Гамбурге. А это предстоит сделать уже в июне.

Легче всего сейчас Михаилу Кукушкину. Ему защищать основные очки необходимо лишь в концовке сезона, к тому времени можно будет набрать форму, да и попутно чего-нибудь достигнуть, укрепив положение, лишь бы травм не было.

Как все это будет происходить, мы узнаем в самое ближайшее время. Но потеря очков приведет к ненужным осложнениям. Низкий рейтинг – это лишняя затрата сил на выход в основные сетки турниров через квалификации крупных турниров, либо матчи в не самых престижных челленджерах, фьючерсах и ITF, чтобы набрать нужные очки.

И отдельно хочется высказать соображения по поводу остальные наших теннисистов, которые находятся на первых ролях. Селекционная работа – это не рыбалка, когда ты знаешь, где, когда и на что клюнет рыба. Здесь очень трудно попасть в десятку.  И по большому счету наша федерация проделала очень качественную работу, отобрав Голубева, Шведову и Кукушкина. Юрий Щукин, хоть и не самый сильный игрок, с не самым высоким рейтингом тоже не вызывает особых вопросов. У него как раз есть то, чего нет у остальных – стабильность. Как три года назад он находился примерно в первой половине второй сотни рейтинга. Не выпадая, но и не взлетая ввысь (119 строчка так и осталась самым большим достижением в карьере). Так он там и находится, чаще выступая на европейских челленджерах и помогая в сборной.

Зато форма Евгения Королева и Сесиль Каратанчевой не внушает настроя на позитивное настроение. Первый долгое время считался очень перспективным игроком, но, похоже, так и остался им. Уроженка Софии и вовсе пережила свой расцвет. Конечно, виной тому вынужденный двухлетний простой из-за проблем с допингом. Хотя в свое время многие считали ее второй Моникой Селеш.   

Ну и нельзя сказать нескольких слов о Галине Воскобоевой. Долгое время была единственной теннисисткой Казахстана, находящейся в первой сотне рейтинга, но затем последовала череда травм, простуда и теперь от ее рейтинга практически ничего не осталось. Сейчас пытается вернуться на прежние позиции и если у нее все будет в порядке со здоровьем, она этого добьется. У Галины потрясающая работоспособность и волевой характер.

Подводя итог всему вышесказанному, можно выделить несколько пунктов. Первое, вопросов к работе федерации нет практически никаких. Судить о том, будут ли доморощенные высококлассные теннисисты в нашей стране, еще рано. Хотя первые полученные результаты подтверждают это. Более того, в нашей отчизне наконец-то стали строиться комплексы, и не везде они баснословно дорогие, как думают многие, а кое-где даже бесплатные.

И второе. Хочется почаще видеть наших теннисистов, победно вскидывающих руки. Потому что нельзя со стопроцентной уверенностью говорить, что тот же Голубев пройдет игрока третьей сотни. Может и проиграть.