Казахстанский спорт уже давно уверенно шагнул на мировую арену. В «спорте моторов» имя «ASTANA» было красиво «засвечено» в прошлом году, когда казахстанский экипаж успешно выступил в ралли – рейде Дакар. В том же 2010-м машина, окрашенная в цвет казахстанского флага с надписью  «ASTANA»  на борту появилась и на трассах европейской Формулы-3.  Какое будущее у нашего автоспорта, увидим ли мы за рулем кольцевых машин на международной арене казахстанских пилотов, на эти и другие вопросы отвечает главный менеджер Корпоративного фонда "СК-Астана" Диас Ахметшарип.

- В последние годы казахстанский флаг все чаще поднимается на пьедесталах в различных видах спорта, причем особняком здесь стоит велоспорт, где команда «ASTANA»  завоевала много красивых побед. В прошлом году определенные  шаги по представлению бренда «ASTANA»  на международной арене были сделаны и в автоспорте. Многие казахстанцы, которые следили за выступлениями Артура Ардявичуса, Дениса Березовского и  Жаната Жалимбетова высоко оценили их выступление. В дебютной гонке в грузовом зачете попасть в первую десятку – большое достижение. Как Вы оцениваете их выступление и каковы дальнейшие перспективы сотрудничества с этими спортсменами?

-   Да,  бесспорно, это большой прорыв нашей команды в автоспорте. Наряду с такими гонщиками как Владимир Чагин, Карел Лопрайс, Фирдаус Кабиров  наш экипаж показал и докзал всему миру, что в скором времени мы сможем претендовать на призовые места на Дакаре и других престижных  ралли. И это только начало. Уверен, что как и велоклуб  «Астана» и ХК «Барыс»,   наша «автоконюшя»  «Астана» станет узнаваемой во всем мире и больше укрепит имидж нашей молодой  столицы, нашего Казахстана. Думаю, что  этой команде будет оказана всяческая помощь и поддержка. Без хорошего финансирования такой вид спорта просто-напросто  угаснет. Ведь содержания  только одного гоночного  грузовика, его  техосомотр, форсирование движка, установка навигации и т.д. требует немалых денег. И также хотелось бы  добавить, что кроме грузовиков   казахстанский болельщик  с радостью принял бы и гонщиков других категорий – классов мотоциклов и внедорожников. Нам по силам создать такие экипажы.   Это вопрос времени.

Казахстанская команда ASTANA после успеха на Дакаре не скрывала своих эмоций. Они сделали это...

- Можно ли подробнее остановиться на сотрудничестве с итальянской  командой и испанским пилотом в европейской Формуле 3. Почему выбор пал именно на этих партнеров? Насколько полезным для бренда «ASTANA»  является это сотрудничество?

Даниель Хункаделла (Daniel Juncadella)

- Не все спортивные  проекты с логотипом «Астана» относятся к нам, к нашему Фонду.. А что касается испанского пилота, то вы, наверное, имеете виду  Даниеля Хункаделлу, который рассекает на голубом болиде «Астана»  в европейской Формуле 3? Знаю только, что он  выигрывал этапы. Хороший гонщик, как и все гонщики, начинал с картинга. И это, пожалуй, все, что я о нем знаю.

Mercedes Benz Европейской Формулы-3, на котором выступает Даниель

- Не секрет, что в Казахстане пока что нет кольцевых трасс и автодромов. Пока что все попытки создать трассу, где  могли бы ковать свое спортивное мастерство казахстанские спортсмены, заканчивались ничем. В настоящее время запланированы два проекта строительства гоночных трасс. Видите ли Вы перспективу развития кольцевых видов автоспорта в Казахстане?

-  Конечно, развивать автоспорт без соответствующих баз – это как собирать раму велосипеда  без колес. Он все равно не двинется. Поэтому я только рад  за такие проекты. Несмотря на то ,  что это дорогостоящий вид спорта,  не развивать мы его не можем. В бытность  Советского Союза, я еще школьником рос в маленьком провинциальном городке, у нас каждое воскресенье были соревнования по картингу, потом багги. Пацаны вставали в очередь чтобы испытать  на себе скорость, кайф от вождения. А те, кто прирос к этому, уже серьезно читали книжки, литературу. Разбирали технику. Посвящали себя в автоспорт. А где сейчас этот задор? Если в крупных городах еще по  мальский дышут эти автокружки, то в селах картинги давно канули в лета. И ребятишкам  только снится,что они Шумахеры)).  Поэтому надо и нужно развивать  автоспорт.  Больше проводить соревнования по автокроссу, устраивть зимние  заезды. На Иртыше практичекий  всегда они проводятся. И просто- напросто  пропагандировать автоспорт и по мере возможности популизировать его на местах.   

- Раньше считалось, что путь в Формулу 1 и вообще в формульные кольцевые гонки лежит через картинг. Впрочем, российский пилот Формулы-1 Виталий Петров доказал обратное – он пришел в «королевские автогонки» минуя этот вид автоспорта. И все-таки , картинг по -  прежнему,  является наиболее прямым  путем в большой автоспорт. Видите ли Вы в перспективе казахстанских пилотов в формульных гонках европейского и мирового уровня и планируете ли отслеживать успехи, а так же поддерживать молодых пилотов в казахстанских соревнованиях по картингу?

Да, зачитывая биографию и отслеживая карьеру Виталия Петрова приходишь в приятное  удивление. Повезло Рено... Однако основой  кольцевых гонок всегда будет картинг. Это мое субъективное мнение, и думаю, многие  читатели разделят со мной эту точку зрения. Ведь все гонщики Формулы-1 –  Шумахер, Физикелла,  Бариккело, Алонсо и многие другие начинали с картинга.  Поэтому нужно в первую очередь развивать картинг. Привлекать больше детишек. Приглашать специалистов.  И вкладывать в это дело. Ведь Формула-1 – очень смотрибельный и престижный вид спорта. Его отслеживают и болеют за него  миллионы во всем мире. Хотелось бы еще еще раз вернутся к велоклубу «Астана», которая финансируется ФНБ «Самрук-Казына». Это бренд столицы и нашего государства... Во многих странах мира куда я ездил,  местные спрашивают –откуда ,  Казахстан? И сразу парируют  – Назарбаев,  велоклуб Астана... А если наши гонщики будут выступать  в Формуле-1? Раз мы заставили говорить о себе на асфальтах Тур Де Франс и Джиро дИталия,  то тогда почему бы нам не показать себя и на трассе  Формулы 1? Господин Экклстоун будет навреное только рад и приятно удивлен... Уверен, что в скором будущем, мы какая сильная,  экономически  развитая страна, сможем воспитать  таких спортсменов.  

Казахстанский картинг пока что не собирает большого количества участников, но именно из картинга чаще всего вырастают чемпионы в том числе и "королевских автогонок"

-  В кольцевых автогонках  есть не только формульные серии. Большой популярностью пользуются и чемпионат мира по шоссейно – кольцевым автогонкам WTCCи немецкая кузовная  серия «мирового значения» DTM. Есть много моносерий разного уровня.  Сейчас в Казахстане есть пилоты, которые постепенно набирают опыт и в кольцевых автогонках. Взять хотя бы семикратного чемпиона Казахстана по автокроссу и зимнему треку Александра Артемьева, который в 2009 и 2010 годах стартовал в нескольких кольцевых гонках в России. В этом году у Александра, которому сейчас 26 лет,  запланированы несколько стартов в российской серии RTCС, а так же недельные тесты на гоночных трассах в Финляндии. Ведет Александр переговоры с одной из команд, выступающей в WTCC. Планируете ли Вы оказывать поддержку таким пилотам, которые многого добились на домашних трассах и теперь своими силами выходят на международную арену?

- Думаю,   если  спортсмен добивается   наивысших результатов и достойно защищает  честь Казахстана на мировой арене, то  со стороны государства он не будет обделен вниманием. Чтобы было ясно, хотел бы рассказать вкратце о деятельности нашего Фонда.  Наш фонд «СК-Астана» был создан для поддержки, в первую очередь, приоритетных видов спорта. Эти те виды, которые входят в олимпийскую семью, и где наша сборная страны сможет реально завоевать награды. Ведь победа на главных стартах четырехлетия – это показатель уровня развития страны, ее благосостояние и мощь.  Именно на эти цели был и создан наш Фонд «СК-Астана». Мы спонсируем спорт высших достижений. И, пользуясь случаем, хотел бы отметить, что генеральным директором  Фонда является легенда отечественного и мирового спорта, ЗМС СССР, ЗТ РК,   член бюро ФИЛА  Даулет Болатович Турлыханов, который не понаслышке знает проблемы  спорта. Он единственный в нашей стране компетентный специалист в  этой сложной отрасли.  Ведь спорт – это большая политика. Тут не только достижения решают все. Тут необходим  авторитет, аналитический ум, большая  воля и самое главное, открытое сердце. Тогда можно добиться всего. Турлыханов в полной мере отвечает всем этим требованиям. И работа  нашего фонда уже дает свои плоды. Мы завоевали много медалей на разных мировых стартах.    

Александр Артемьев в 2009 и 2010 годах стартовал в зимних ипподромных гонках в Самаре и кольцевой серии RTCC в Красноярске.

- Сотрудничает ли Ваш фонд с Федерацией автомотоспорта Республики Казахстан, которая создана для того, чтобы  заниматься развитием автоспорта в Казахстане. Как Вы оцениваете ее деятельность и какие есть пожелания ?

- Нет, на данный момент наш Фонд не сотрудничает с Федерацией автомотоспорта республики. Но мы открытая организация  и готовы сотрудничать со всеми федерациями на благо всего Казахстанского спорта. Федерации должны подать заявки. Эту заявку будет рассматривать наш учредитель - попечительский совет ФНБ «Самрук-Казына». Если Совет примет решение – то дальше мы начинаем непосредственную работу с федерациями.