Сборная Казахстана по плаванию наравне с другими олимпийскими видами вступает в лицензионную гонку. Главный тренер национальной дружины Казахстана Олег Вагизов рассказывает о том, насколько сложным будет предстоящий квалификационный отбор, как складывается ситуация в мировом плавании после отмены гидрокостюмов и кто победит в дерби Торп-Фелпс.

– Олег Мирсаяхович, в этом году вы вступили в гонку за лицензиями. Как она складывается для ваших подопечных?

–  4–8 апреля у нас проводился Открытый чемпионат Казахстана в Темиртау. Это были отборочные соревнования на чемпионат мира этого года, который и является главным стартом нынешнего сезона. Он будет проходить в Шанхае, в Китае, в июле. Мы впервые проводим отбор на чемпионат мира. Приходится отбираться по нормативам. На сегодня у нас есть четыре человека, которые на сто процентов отобрались на «мир». Владислав Поляков и Станислав Осинский завоевали это право еще на Азиатских играх в Гуаньчжоу. Екатерина Руденко и Олег Работа на чемпионате Казахстана показали результаты, соответствующие нормативам категории А. Анастасия Прилепа и Евгений Рыжков показали результаты В. Условно у нас есть шесть квалификаций на чемпионат мира.

– Отбор на чемпионат мира этим республиканским турниром не закончен?

– Нам предстоит выступить на аналогичных соревнованиях в Беларуси. Они стартуют 26 апреля. Выезжаем туда расширенным составом. Добирать квалификации на чемпионат мира будем там.

– То есть в этом отборочном цикле система получения олимпийских лицензий усложнена?

– FINA на этот раз сильно ужесточила отбор на Олимпийские игры. В Пекин мы отбирались по двум нормативам – А и В. Результат А давал возможность выставить  стране двух спортсменов в одной дисциплине. Норматив В позволял выступать одному спортсмену на вид. И предыдущие Олимпийские игры не ограничивали общее число участников. Сколько спортсменов выполнило нормативы – столько и отправилось. Теперь правила изменены. Теперь же норматив А также позволяет стране выставить стране двух спортсменов в дисциплине. Однако новые нормативы заметно стали выше, чем те, которые были при отборе в Пекин. А вот выполнение результата В не гарантирует участие на Олимпиаде. Есть строго отведенное число участников – 900 спортсменов. В том же Пекине было более 1300, если мне не изменяет память. Более того, из этого количества лицензий 150 квот выделяется тем странам, которые не хотят участвовать в отборочных циклах, но им удастся выставить только по два пловца. Таким образом, получается, что в Лондон сто процентов отправятся те, кто выполнил нормативы категории А, «квотники», а также некоторое число спортсменов-эстафетников. На Олимпиадах всего 16 команд эстафет. Четверки, занявшие на чемпионате мира первые 12 мест, автоматически отправляются на Олимпийские игры. Оставшиеся четыре места для команд будут разыгрываться до лета 2012 года по лучшему показанному результату на крупных международных соревнованиях. И только после всего этого небольшую часть лицензий получат спортсмены, выполнившие нормативы В, но с наиболее высокими результатами путевки – чей результат выше, тот и отправится в Англию. Исходя из всего этого, мы планируем взять от шести до восьми лицензий на Олимпиаду. Срок отбора стартовал 1 марта и будет длиться до лета 2012 года. Для нас этот отбор начнется с чемпионата мира. Дальше все будет решаться на чемпионатах Азии, Европы, других крупнейших турнирах.  

– На ваш взгляд, ужесточенный отбор на Олимпиаду оправдан?

– Лично мое мнение и многих представителей тех стран, где плавание развито не так сильно, как, скажем, в США, нынешняя квалификация вызывает некоторые нарекания. Тот основной принцип барона Кубертена, который гласит, что «главное – не победа, а участие» – искажен. Впрочем, об этом говорить бесполезно, все равны и нужно выполнять те требования, которые поставлены. Нужно бороться за лицензии. Случайных людей на Олимпийских играх уже не будет.

– Уже больше двух лет прошло с того момента, как международная федерация плавания отменила гидрокостюмы. Сыграло ли это решение на руку нашим спортсменам? Все-таки теперь нет проблемы в оснащении сложной технологической экипировки отечественных  пловцов…

– Все, что касается отмены гидрокостюмов – это правильно. Потому что путь развития гидрокостюмов превращал наш вид спорта в какую-то гонку вооружений, нежели спортивные состязания. Мы ожидали, что это решение не так сильно понизит результаты наших спортсменов, потому что наша команда была не так уж сильно привязана к этим костюмам. У нас они были, но мы испытывали проблемы с их приобретением и использованием. Скажу, что их отмена точно также повлияла и на результаты других стран. И все же нам удавалось демонстрировать высокие результаты. Поляков бил рекорды Азии, Рыжков установил рекорд чемпионата мира в 2009 году. Определенный момент мировое находилось в небольшой яме, но сейчас потихоньку оттуда выкарабкивается. Прошедшие континентальные первенства показали, что пловцы начинают подбираться к прежнему уровню. То есть проделана большая методическая работа над техническими моментами и организации тренировочного процесса. Мы тоже стали выходить из стагнации, но динамика развития пока еще оставляет желать лучшего. Мы планировали, что результаты будут выше.

– Но сдвиги есть?

– Да. В этом году национальная команда проделала большую базовую работу на Иссык-Куле. Проанализировали выступление спортсменов на Азиатских играх. Сделали определенные выводы. Нагрузка была большая, и ощущаем, что еще не все спортсмены вышли на свой пик. Но это уже специфические моменты, в которые, я думаю, вдаваться не следует. К лету результаты будут выше. Отставленный эффект себя еще проявит.

– Состав сборной не претерпел изменений?

– У нас в команде есть ряд возрастных спортсменов, динамика результатов которых не удовлетворяет тренерский штаб. Больше и больше внимания уделяем нашему резерву. Большие задачи мы поставили молодежной команде. Без них нам на что-то рассчитывать будет сложно. Здорово нам помогает Центр Олимпийской подготовки Астаны. После чемпионата Казахстана мы включили в главную команду четырех новичков. Будем смотреть, как они себя проявят. Но опытные спортсмены, тот же Поляков и Рыжков, свою планку держат и ведут за собой остальных. Они рассчитывают попасть на Олимпиаду в Лондон и показать там свои лучшие результаты. 

– Рыжков и Поляков тренируются под руководством известного специалиста Геннадия Турецкого в Швейцарии?

– Это не так. Рыжков всю свою подготовку проводит у себя дома в Темиртау, где отремонтирован бассейн вместе с национальной командой. Тренируется он у заслуженного тренера РК Владимира Котова. Поляков готовится в США. До последнего времени его тренером был Майкл Лунберг. Однако на прошлой неделе он умер после продолжительной болезни. В элитном плавании это был знаменитый специалист. Влад же продолжает готовиться в Америке у помощника своего экс-наставника. Я лично контролирую весь процесс подготовки, мы постоянно находимся на связи. Вся наша сборная некоторую часть тренировок проводит у Турецкого, а не только эти два пловца. Он является тренером-консультантом нашей команды. Мы планируем и в этом году, особенно новую молодежь, показать Турецкому. Несколько лет совместного сотрудничества показали, что главным фактором является не специалист, который тренирует, а сам спортсмен – его амбиции, желание тренироваться, целеустремленность, физические данные и так далее.

– Как вы думаете, после отмены гидрокостюмов Майкл Фелпс сохранит свои позиции в мировом плавании? Тем более и Ян Торп вернулся.    

– Это талантливейшие спортсмены, которые рождаются очень редко. И Фелпс, и Торп – уникальные люди. Я не считаю, что с отменой гидрокостюмов у Фелпса возникнут проблемы.  Он способен на высочайшие результаты как с ними, так и без них.

– Но на Фелпса работало несколько научных институтов, компании с самыми последними разработками…

– Так же как и на Торпа в свое время. И эти организации будут на них работать. Вы поймите, что такое плавание в США – это массовость, целая система. Конечно, он не может конкурировать с бейсболом или американским футболом, но это тоже большая индустрия, своя отдельная организация, машина, можно сказать. Отсюда и высочайшие результаты. Кстати, Торп теперь будет работать с Геннадием Турецким, что еще лишний раз подчеркивает профессионализм этого специалиста. Считаю, что наше сотрудничество протекает не зря. Более того, нужно  стремиться к тому, чтобы более активно работать совместно. А кто из них будет лучшим, покажет  только время. Но нас ожидает очень красивая борьба. Люди такого уровня не делают таких заявлений.