Людмила Прокашева, бронзовый призер Зимних Олимпийских игр в Нагано в 1998 году, рассказывает о своей нынешней жизни, о взглядах на спорт, о современном положении в конькобежном спорте в республике.–  Вы сейчас работаете тренером. Как давно?

–  Я начала тренировать относительно совсем недавно, с осени 2008 года. Произошло это совершенно случайно. Школа в Павлодаре открылась тоже не так давно, в 2005 году, и директор попросил работать тренером преподавателя физкультуры с 24-летним стажем  Елену Степаненко, она кандидат в мастера спорта по конькобежному спорту. Елена согласилась и стала первым тренером в коньках, которая набрала детей в секцию. Я же,  после того как закончила карьеру в 2002 году, думала, что вообще никогда не стану тренировать, настолько большим было мое отрешение от спорта. Мысль о тренерской работе не укладывалась в моей голове. Прошло пять лет, и Елена попросила меня прийти и провести награждение для ребят, выказав желание, чтобы те знали обо мне для большей популяризации коньков. Я пришла раз, другой, после попросила у нее разрешение прийти на тренировку и чем-нибудь помочь. И вот я стала сначала помогать, в школе заметили – зачем ходить просто так, набери себе группу детей. Первый блин оказался комом, дети продержались до тех пор, пока был лед. Заставить бегать их летом я не смогла, пришлось набирать другую группу, текучесть у нас большая. В конце концов Елена мне уступила свою старшую группу, а сама набрала маленьких детей. Но, я надеюсь, она об этом не пожалеет, так как я стараюсь детям привить любовь и уважение именно к первому тренеру. В довершение добавлю, что если ты в душе фанат спорта, то будешь работать, несмотря ни на погоду, ни на зарплату, особенно будешь любить свое тренерское ремесло, если видишь отдачу детей.

–  Расскажите немного о методике подготовки,  результатах,  школе?

–  На сегодня у нас три тренера, три возрастные группы. Условия нешикарные, у школы нет спортивной базы, но мы закладываем большую базу общей физической подготовки летом, обидно только то, что в нашем зимнем городе очень тяжело с ледовой подготовкой. Но мои старшие ребята показывают результат не хуже, чем в других регионах, и мы достойно участвуем в чемпионате страны. Я сейчас только мечтаю, но все равно надеюсь, что у нас в Павлодарской области когда-нибудь построят крытый каток. Без него никуда не денешься – на высокую скорость можно выходить только в крытом катке. Для начинающих можно строить открытые коробки, но для профессиональной подготовки нужны закрытые помещения. У нас сейчас четыре человека, не катаясь на льду в течение зимы, в Астане из двадцати участников, прибегают в 12–14 лучших. Для наших безледовых условий, это неплохой уровень. Сейчас есть маленькие ребята, мы не будем пока открывать секретов, которые, мы надеемся, смогут нас порадовать и на будущих Азиатских и Олимпийских играх.

– Насколько сегодня скоординирована республиканская машина подготовки спортсменов, как работают области в своих взаимосвязях по качественной передаче и подготовке молодых талантов?

– На сегодня, я думаю, все осталось, как и раньше. Ничего не связано и ничего не контролируется. У кого есть деньги, тот правит бал. Если сегодня в Астане есть средства и она смогла переманить к себе всех спортсменов, то  это самый последний и плохой способ, так как главный тренер подготовить спортсменов не может, а берет уже сформировавшихся. У нас сильно развито, когда тренер заманивает деньгами, раньше такое было в Алматы, сейчас в столице. На высоком уровне, когда дорогие коньки и комбинезон сильно влияют на результат, молодые спортсмены после долгого мучения, но все же переходят к другому тренеру. Сейчас дети немного изменились, они хотят получить все сразу, жить сегодняшним днем, они не всегда могут ждать, терпеть  и целенаправленно заниматься и настраиваться на определенный результат. Я не сторонник этой политики – для меня пусть сейчас будет тяжело, но зато потом, когда ты будешь чемпионом Азии, ты будешь получать свои дивиденды в виде уважения других и признания своих заслуг. Я эти дивиденды получаю сейчас и ощущаю их на себе, в виде благодарных слов и возможности повести своих детей заниматься в помещение,  не оплачивая аренды, мое имя играет на меня. И я из Павлодара, скорее всего, никуда не уеду, останусь тренировать здесь; в любых условиях.