В то время, когда душа неизменно радовалась уверенным победам наших спортсменов и всеобщему интересу к столь значительному событию в новейшей истории Казахстана, холодный разум роптал на некоторые рабочие моменты со знаком «минус». Так, если работу с представителями СМИ можно, в целом, оценить положительно за счет  безупречно оборудованных пресс-центров в местах проведения соревнований, то в организации нормальных условий для снимающих видео- и фотожурналистов были допущены досадные промахи и просчеты.

Не знаю как в Астане, но в алматинской части соревновательной программы Азиады всевозможные недоразумения в виде запретительных табу и барьеров с регулярным постоянством возникали практически на всех объектах Азиады.

Солдатское ущелье. Получив в пресс-центре бейдж с тремя иноземными буквами FOP (field of play), нас провели в микст-зону, расположенную в аккурат напротив финиша, до которого была еще уйма времени. Где-то по соседству за холмами шла лыжная спринтерская гонка у мужчин. Участники этой гонки время от времени появлялись на стадионе, однако сделать нормальные фотоснимки мешали высокие барьеры из пластика. Попытки подняться ближе к трассе наталкивались на безапелляционное «нельзя». Дальше – больше. Кто-то из волонтеров объявил снимающей братии, что на церемонию  награждения будут допущены только 5 фотографов. Шквал шумного возмущения  мгновенно повис над головами. Правда, позже к заветному месту съемки все же попали все желающие, совершив спринтерский рывок в подземном переходе. Ну а точки съемки, предложенные фотографам на биатлонной микстзоне, опять же вызвали немало  нареканий. Нас, фотографов, разместили в узком проходе между линией старта и стрельбищем, где стартующих мастеров биатлона не позволяли нормально  фотографировать все те же пластиковые барьеры, а стреляющих по мишеням было возможно снять только со спины. Да еще между съемочной аппаратурой и главными героями фотосюжетов бесконечно мелькали тренеры и технический персонал. Невольно мелькнуло саркастическое: «Как все продумано, вплоть до мелочей…».

На комплексе трамплинов не разрешили сделать эффектные фото парящих в полете прыгунов. Для этого и нужното было всего-навсего позволить фотографам подняться повыше по боковым лестницам трамплина, либо поднять их на специально имеющуюся для этого площадку. Пришлось снимать снизу, где черные фигуры спортсменов на фоне яркого неба получались крайне невыразительными. Ну а дальше случился казус с голливудским хэппи-эндом. Замешкавшись в пресс-центре, я по спешил на церемонию награждения. Несмотря на имеющиеся аккредитационные бейджи (в том числе неотъемлемый FOP), путь к многочисленной толпе собратьев-фотографов преградил бдительно суровый страж порядка. Снова знакомые до боли «нет» и «нельзя». «Ну почему же? Ведь я на работе!!!» Услышав словесную перепалку, к нам важно приблизился высокий полицейский чин с тремя большими звездами на погонах и тут же (не утруждая себя интеллектуальным анализом происходящего) намекнул на мрачную перспективу отсидеть 15 суток за неподчинение властям. Выручил кто-то из ответственных за проведение торжественной церемонии, бросив на ходу: «Какие проблемы? Пока вы здесь дискутируете на тему труда и права, он (то бишь я) уже давно был бы на месте!». Мгновенного замешательства хватило, чтобы, оставив эти ненужные разборки, ринуться к своим творчески «свободным» коллегам. А когда все завершилось, на всякий «пожарный», от греха подальше, уподобившись вифлеемскому волхву, я возвращался со стадиона уже другим путем, гоня прочь малоприятные воспоминания.

Неприятно поразила и микст-зона в Табагане. Такая же узкая, как и всюду, ее расположили перпендикулярно к малообозримому финишу экстрималов фристайла. На переднем крае этой самой зоны могли занять «убойные» точки лишь 2–3 человека, а остальные же автоматически оказывались в роли неудачников, уныло взирая на затылки более проворных собратьев по цеху, а заветную черту финиша наглухо закрывал большой транспарант. Отдельно о торжественной церемонии закрытия Азиады. Ввиду  малогабаритности алматинского Дворца спорта им. Балуана Шолака в значительно урезанном списке оказалось с десяток фотографов, которым дали странную установку: рассаживаться на строго обозначенных местах (в соответствии с выданными билетами), с которых нельзя вставать и совершать движений – в общем, снимать только с места, которое досталось. В итоге многие оказались в крайне неудобных для съемки местах и в крайне стесненных условиях. Подводя общие итоги, все же однозначно отмечу – благодаря большому труду многих тысяч казахстанцев Азиада прошла достойно и на высоком уровне. Впервые получен бесценный опыт проведения столь масштабных мероприятий. Впереди нас ждут другие старты континентальных и мировых уровней. И хотелось бы имеющие место недоработки и замечания проанализировать и устранить навсегда. Ведь создание идеальных условий для работы печатных и электронных СМИ в интересах всех нас, и в первую очередь ответственных за это организаторов.