Эксклюзивное интервью корреспондента «PROСПОРТ» с футбольным агентом Кайратом Баймахановым

Досье «PROСПОРТ»

Кайрат Баймаханов

Родился 30.03.1981

Игровая карьера

1996–97 – «Кайсар», 1998-2000 – «Кайрат», 2001–2002 «Мангистау», 2002–2004 – «Батыс», 2004–2005 «Атырау»

Карьера в сборной

1996–1997 – юношеская сборная Казахстана (U-17), 1997–1998 – молодежная сборная Казахстана (U-19)

Профессиональная карьера

2005–2007 – финансовый аналитик Евразийской промышленной группы, 2010–2011 – спортивный директор «Тараза», 2012 – н.в. – агент-селекционер

Образование: КазНГУ (экономист), ГУУ (спортивный менеджер), Leeverpool University (футбольный менеджмент), стажировка в «МЮ», «Челси», «Ливерпуле», «Арсенале», «Тоттенхэме» и «Эвертоне».

 

– Кайрат, сегодня вы являетесь агентом-селекционером, возглавляете частное агентство. Расскажите, чем оно занималось в последнее время?

– Мы занимались селекционной работой, искали игроков. Многие клубы к нам обращаются, просят на определенную позицию подыскать хорошего футболиста. Клубы интересуются не только казахстанцами, но и иностранцами. Поэтому изучаем и европейские рынки. Хорошо, что есть определенные связи, которые помогают добиваться нужного результата. Некоторые считают, что достаточно просто ознакомиться с резюме футболиста и пригласить его выступать за клуб. Но это всего лишь первый этап.

– На что обращаете внимание в первую очередь, рассматривая резюме футболиста?

– Для нас важно, какую игровую практику имеет футболист. Смотрим по времени. Акцентируем внимание на том, в каких чемпионатах данный игрок принимал участие и на самом уровне первенства. Стоит сказать, что уровень казахстанской премьер-лиги заметно вырос. И еще не факт, что лучший бомбардир Латвии или лучший игрок Литвы сможет заиграть в Казахстане и будет забивать столько же голов. Можно смело говорить, что казахстанская премьер-лига превосходит уровень балтийских лиг и некоторых восточно-европейских чемпионатов.

– Что делаете дальше, если вас устраивает информация в резюме?

– Проводим анализ по знаменитой итальянской скаутинговой системе. В наш век можно полностью ознакомиться со всей статистикой интересующего футболиста. Обязательно смотрим несколько матчей с участием игрока, все 90 минут. Тогда складывается целостная картина и появляется объективное мнение. Остается последний этап – предлагаешь заказчику свой вариант. В наших клубах давно уже не работают специалисты, и кота в мешке они не возьмут. Ну а мы лично заинтересованы в качестве предлагаемого «продукта».

– В последнее время некоторые иностранные и даже отечественные футболисты отказываются от прохождения просмотра. Насколько остро стоит эта проблема?

– Многие клубы Казахстана предпочитают, перед тем как подписать трудовое соглашение, просмотреть футболиста в деле. В этом есть и плюсы, и минусы. Очень тяжело даже на трехдневный просмотр пригласить футболиста, который стабильно выступает в своем чемпионате за рубежом и забивает много голов. Но просмотр игрока – одно из основных требований наших клубов. А вот «Актобе» или «Астана» обычно не просматривают футболистов, поскольку сами стараются заочно изучать нужного человека. Вообще, нет определенного правила – просматривать футболиста или нет.

– Кого в последнее время привели в команду КПЛ без просмотра?

– В декабре предлагал многим командам подписать контракты с Савио Нсереко, Ги Стефаном Эссаме и Милошем Трифуновичем. Большинство наших клубов без просмотра опасались заключать сделку. Но потом в «Атырау» пришли Белявский и Юревич. Они хорошо знакомы с агентами данных футболистов и подписали контракты без просмотра. Можно сказать, пошли на риск, но это того стоило. Сейчас эти футболисты играют ведущие роли в своих клубах.

– Савио Нсереко очень долгое время находился без игровой практики. Не испытывали опасения, предлагая его нашим клубам?

– Нсереко играл в региональной лиге Германии. Но у него хорошее резюме. Юревич был полностью уверен в его трансфере.

– К вам часто за помощью обращаются наши клубы. Скажите, на какую позицию чаще всего просят подыскать футболиста?

– В первую очередь бросается в глаза острая нехватка хороших нападающих. Все хотят забивного, индивидуально сильного, скоростного и при этом недорогого. А когда выдвигается требование просмотреть игрока, то список претендентов сразу же сужается. Не очень легко подыскать центрального форварда. Мы искали нападающего для «Кайсара», у которого финансовые возможности небольшие. Предложили Душана Савича, давно его знаю. Несколько лет назад хотел перетащить его в Казахстан. Еле-еле уговорили футболиста пройти двухдневный сбор, в результате которого он понравился Дмитрию Огаю.

– В последнее время в наш чемпионат приезжают довольно сильные легионеры. С чем это связано, на ваш взгляд?

– Сейчас в Европе кризис. Это не касается чемпионатов стран «Большой пятерки». Но, например, в Португалии и других странах есть проблемы и по бюджетам клубов, и по зарплатам игроков. В «Тоболе», например, играет Томаш Шимкович, он чемпион Австрии в составе «Аустрии». Осенью Шимкович играл в групповой сетке Лиги чемпионов. Не скажу, что в Австрии он большие деньги зарабатывал. Сам игрок понимал, что нереально ждать приглашения от «Манчестера» и других элитных клубов.

Уровень наших зарплат тоже играет немалую роль. Ну и еще один важный момент: теперь все знают про игру карагандинского «Шахтера» в Лиге Европы.

– Считаете Николу Тонева одним из самых лучших легионеров в Казахстане?

– Никола Тонев в 2010 году перешел в «Тараз» на минимальную зарплату. Сейчас его уровень вырос, соответственно и зарплата. Для меня самым стабильным игроком, тем, кто всегда держит свою планку, является Абдуллаи Диакате. Мы его привезли из клуба второй лиги Турции. Отмечу, что вначале сорвался его переход в «Кайрат». Затем он перебрался в шымкентский «Ордабасы». Он ни при каких обстоятельствах не снижает своего уровня игры.

– В последнее время разгорается скандал вокруг натурализации Николы Тонева. Что вы думаете о данной ситуации?

– Моим первым трансфером был переход Тонева из Чехии в «Тараз». Потом посодействовал его трансферу в «Волгарь» (Астрахань). Далее переходом в «Сункар» и «Тобол» занимались балканские агенты Тонева. В данной ситуации с паспортом ситуация очень темная. Легален его казахстанский паспорт или нет – выяснят специальная комиссия и соответствующие органы. По Тоневу точную информацию могут сказать только те люди, которые непосредственно принимали участие в его натурализации. Слышал, что в некоторых СМИ одной из версий причастности к скандалу выдвигалось мое имя, якобы я принимал участие в организации гражданства Тонева. Но я не имею к этому никакого отношения.

Вообще, считаю, что натурализация – это бич казахстанского футбола! К тому же у меня есть свой взгляд на решение этой проблемы.

– Расскажите о нем?

– В медицине есть правило: нужно лечить не симптомы, а причину заболевания. Сегодня многие пытаются выявить «симптомы» в виде двойного гражданства, нелегального паспорта. А нужно найти причину натурализации и устранить ее. Я считаю, что надо убрать из регламента чемпионата Казахстана понятия «легионер» и «казахстанец». И ввести термин «воспитанник казахстанского футбола». Сегодня заявка клуба на чемпионат состоит из 25 футболистов. Допустим, 15 из них должны быть воспитанниками казахстанского футбола. Поэтому легионеру не будет смысла натурализоваться. Прекратятся журналистские расследования, скандалы, связанные с двойным гражданством и липовыми паспортами, запросы в МИД. Но самое главное – мы поддерживаем таким решением казахстанских игроков. Ведь у нас очень хорошо работают детские футбольные центры в регионах. Есть программа «Оле Бразил». Успешно функционирует детская академия «Кайрат». С начала этого года я озвучил эту идею представителям ФФК и ПФЛ, руководителям казахстанских клубов и профсоюзу FIFPro.

– Как они отреагировали?

– Конечно же, наши клубы оказались категорически против данного введения, так как им легче натурализовать опытного игрока из Беларуси или России, чем обратить внимание на наше подрастающее поколение футболистов. Ведь спортивный результат им нужен сегодня. ПФЛ и ФФК идею приняли во внимание, им она понравилась, и они взяли ее на заметку. Профсоюз однозначно только «за» и даже обещал продвигать этот проект. Стоит отметить, что со следующего года Казахстан входит в единую экономическую зону вместе с Россией, Беларусью, Арменией и Кыргызстаном. Поэтому данный проект очень актуален сегодня. Его нужно прорабатывать и внедрять уже в этом году.

– Прокомментируйте ситуацию вокруг ухода Бекбаева из «Тобола».

– Отношусь с уважением к Алмату Бекбаеву. Он сильный футболист, с которым «Тобол» заключил контракт на два года при моем участии. Хотя я и советовал Алмату подписать контракт на один год, он настаивал на двухгодичном договоре. Через год Алмат решил сменить обстановку и клуб. Он попросил меня решить вопросы с трансфером. Я пошел цивилизованным путем и несколько раз просил руководство «Тобола» отпустить Бекбаева за минимальную трансферную сумму. Мне каждый раз отказывали, хотя и «Тобол» можно понять, учитывая, что Бекбаев на хорошем счету в нашем чемпионате. Далее он обратился в профсоюз, где нашли лазейки в нашем регламенте. Отбыв 4-месячную дисквалификацию за нарушение действующего трудового соглашения с «Тоболом», он подписал новый контракт с «Актобе». Дело Бекбаева могло послужить прецедентом для других трансферных сделок, но, как мне сказали в ФФК, в этом вопросе будут приняты ужесточающие дисциплинарные меры в регламенте, дабы подобное не имело места. Ведь в данном случае, конечно же, выигрывает игрок.

– Назовите топ-3 самых удачных трансферов в вашей жизни?

– Переход Дарко Малетича, который знаком всем по выступлению за национальную сборную Боснии. Мы договорились о его трансфере в «Актобе». Стоит сказать: чем выше уровень футболиста, тем сложнее даются переговоры. Но, к счастью, Малетич оказался в Казахстане. Также вновь отмечу Шимковича, с которым велись длительные переговоры, особенно с руководством «Аустрии». Эти два трансфера оказались совершенно бесплатными. Сравнивая цену и качество, доволен трансфером Диакате. И конечно, в этом числе находится Никола Тонев, которого мы привезли из Чехии.

– Сейчас в «Таразе» играет Олег Недашковский. Удивлены тем, что он не остался в «Кайрате»?

– Олег воспитанник джамбулского футбола. Он настоящий боец. Мне кажется, что трансфер Недашковского в «Тараз» – настоящая потеря для «Кайрата».

– Расскажите о трансферах, которыми вы занимались в этом сезоне?

– В основном это касалось казахстанских игроков. Очень интересно работать с молодыми отечественными футболистами. Примечателен переход Рафката Аслана из «Байтерека» в «Тобол». Основной состав костанайцев уже был укомплектован. Мне удалось убедить Рафката заключить контракт с дублем «Тобола» и обрисовать его перспективы роста в данном клубе. На данный момент он является игроком основного состава в качестве лимитчика. Уже сейчас к нему проявляют интерес португальские клубы. Очень хочу, чтобы его трансфер в Португалию состоялся, этим сейчас и занимаюсь. К тому же сам Рафкат хорошо знает португальский язык, и этот положительный фактор играет немаловажную роль в интересе португальских клубов к Рафкату.

Если говорить о легионерах, то конкуренция здесь очень высокая, ведь множество иностранных агентов предлагают своих игроков нашим тренерам и клубам. В начале этого года удалось договориться о трансферах трех болгар в «Спартак», которые и при новом тренерском штабе остались в команде. Правда, слышал о том, что всех семерых легионеров «Спартака» брали с моим непосредственным участием. Но это неправда. Хотя я и просил руководство «Спартака» дать этому опровержение, но у них хватало своих проблем.

– Какие несостоявшиеся трансферы до сих пор не дают вам покоя?

– Всем известно, что «Актобе» уже 3-4 года ищет хорошего забивного нападающего. Обидно, что так и не перешел в стан актюбинцев сенегалец Ламина Диарра. Когда он выступал за сербский «Партизан» и забивал много голов, им заинтересовался «Актобе». Шли длительные переговоры. Мы договорились с «Партизаном» о том, что руководство отпустит его в Казахстан, причем на минимальных условиях. Когда прилетели в Актобе, то Диарра попросил немного увеличить зарплату, контракт заключить не в долларах, а в евро. «Актобе» не пошел навстречу, и трансфер не состоялся. Чуть позже Диарра перешел в «Антальяспор», где зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, хорошо смотрелся в матчах с грандами: «Бешикташем», «Галатасараем» и «Фенербахче», и даже забивал голы в ворота этих соперников.

В этот момент «Актобе» вышел на нас и попросил вернуть Диарра назад. Но турецкая сторона потребовала миллионный трансфер, что было не по карману нашей команде. Также, в качестве примера могу привести Мартина Якубко из «Амкара». После «Москвы» он вернулся в Словакию. В тот момент его хотели видеть в «Ордабасы». Встал острый вопрос просмотра. Якубко не захотел лететь на просмотр, заявив, что его и так хорошо знают. «Ордабасы» отказался от трансфера.

В зимнее трансферное окно «Тобол» искал индивидуально сильного нападающего, который мог бы решить исход встречи в одиночку. Очень жаль, что в последний момент сорвался переход Карло Костли из сборной Гондураса, отметившийся голом на прошедшем чемпионате мира в Бразилии в ворота Эквадора. На последней стадии подписания контракта игрок решил не менять обстановку до мундиаля. Далее сорвался трансфер нападающего Уче Калу из турецкого «Ризеспора». Игрок в последний момент решил уйти в аренду в другой турецкий клуб. Считаю, данные игроки сильно помогли бы «Тоболу».

– Международная федерация футбола (ФИФА) намерена упразднить институт футбольных агентов и внесет соответствующие изменения в устав. Планируется, что агентская деятельность прекратится по всему миру уже с 1 января 2015 года. Что скажете об этом?

– Не первый год работаю в селекционной сфере. Очень негативный фактор, с которым часто сталкиваешься: у игрока есть агент. Клуб хочет приобрести футболиста, а агент препятствует переходу, завышая свои комиссионные. Все это влияет на карьеру футболиста. С другой стороны, может, наши футболисты не осведомлены, что ни один агент не имеет права запретить игроку трудоустроиться. Зачастую наши казахстанские футболисты сотрудничают с зарубежными агентами. Игрок волен подписывать контракт с любым клубом. И никаких санкций к нему не применят. Я знаю очень много примеров, когда просто невыгодно взять и подписать футболиста из-за наличия у него определенного агента. В Германии игрок имеет право заключать контракт хоть с 10 агентами. Есть закон об ущемлении прав работника, и он помогает в этом случае. Агент никоим образом не должен влиять на трудоустройство. Кто трудоустроит, тот и получит свои бонусы. Самое главное для агента – устроить футболиста в клуб, а не препятствовать ему в этом. Нельзя монополизировать игроков. У нас в Казахстане не прописаны в предпринимательском законодательстве экономические права на физическое лицо. В Латинской Америке и Европе развиты инвестиционные компании, которые вкладывают в игроков деньги, несут определенные расходы, воспитывают футболистов. У нас такого пункта в законодательстве пока нет. ФИФА уже устала разбираться со всеми конфликтами и вопросами в противостоянии агент – футболист. Поэтому и прекращается агентская деятельность. В свою очередь не все клубы платят комиссионные вознаграждения агентам. На казахстанском рынке этот вопрос сейчас стоит остро.

– Считаете, что игроки станут более свободными без агентов?

– Некоторые наши футболисты запуганы агентами, потому что не знают своих прав. Когда футболист молодой, то лучше, чтобы агент участвовал в переговорах. Иногда молодые стесняются попросить повыше зарплату, агент все сделает за него.

– Прекращение агентской деятельности вас профессионально не ущемляет?

– Я думал над этим моментом. Мысли летают в разных направлениях. Стоит ли этим заниматься? Или лучше переоформиться в инвестиционную компанию? У нас есть налоговые льготы и преференции на инвестиции. На данный момент пока сложно сказать, что-то конкретное.

 

Марк ШПИЛЬМАН, фото автора