Новые амбиции «Астаны» подкреплены не только мощным составом, но и деятельной поддержкой руководства. Президент столичного клуба Кайсар Бекенов в эксклюзивном интервью нашему изданию рассказал о ближайших и долгосрочных планах, конкурентах и многом другом.

- Кайсар Рауфович, когда стали президентом, какую первоначальную цель вы поставили?

- Наша основная цель – чемпионство, потому что город и команда ждут золота уже не первый год. Тем более, как вы знаете, мы входим в состав Президентского профессионального спортивного клуба «Астана», что также ставит перед нами только самые высокие цели. Также стоит задача увеличить количество болельщиков. Мы молодой клуб, и понимаем, что это процесс не самый быстрый, но для меня это очень важно, потому что любая команда существует именно для болельщиков. 

«Мы ориентируемся на многие команды, особенно с постсоветского пространства, в  частности на «Краснодар» или донецкий «Шахтер»

- Вам не кажется, что в таком городе, как Астана, завоевать аудиторию несколько сложней, чем в любом другом городе страны? Ведь здесь даже на «Барыс», команду, которая уже не первый год радует своими успехами, ходят порой не так много людей.

- Здесь целый комплекс причин, почему так происходит. Все-таки Астана исторически город, в котором мало коренных жителей, а большинство иногородних еще не дошли до той стадии, чтобы полностью идентифицировать себя с городом. Я думаю, будущее поколение, которое родится именно здесь, поспособствует развитию городского патриотизма и спорта. При этом нельзя сказать, что сейчас Астана совсем неспортивный город, матчи национальной сборной и «Шахтера» показали, что полный стадион собрать можно.  Те болельщики, которые у нас сейчас есть, да их не так много, но я считаю их одними из самых верных, они болеют как могут, и хочется их только поблагодарить за верность клубным цветам.

- В прошлом году вы боролись с «Актобе» за чемпионство, но есть мнение, что без нынешней системы, при которой идет деление очков, этого бы не произошло. В целом ваше отношение к современному регламенту положительное или отрицательное?

- Эта система, как минимум, очень интересная, и прошлый год это показал, она ориентирована именно на болельщиков; если бы этого деления не было, команды, занимающие пятое или шестое место в матчах с лидерами, не имели бы  высокой мотивации, то же самое касается и второй шестерки.

- Победа над «Пюником» придала «Астане» уверенности, но согласитесь, что переоценивать ее не стоит, поскольку играли, строго говоря, против совсем молодой и неопытной команды?

- Во многом согласен, но недооценивать также нельзя. «Шахтер» победил еще один армянский клуб «Ширак», но при этом испытывал проблемы, хотя команды  достаточно схожие. Да, мы были фаворитами перед этим противостоянием, но те же молодые игроки «Пюника» были раскрепощены, поскольку на них не давила ответственность за результат. К тому же эта победа позволила нам вернуть должок казахстанским болельщикам, за то, что произошло в прошлом году. 

- Есть в вашем представлении клуб-идеал, на который вы стараетесь ориентироваться?

- Одного как такового клуба, с которого бы мы брали пример, нет. Мы ориентируемся на многие команды, особенно с постсоветского пространства, в  частности на «Краснодар» или донецкий «Шахтер». Но повторюсь, единой ролевой модели  у нас нет.

 

«Отказывать кому-либо в силу возраста или национальности мы не собираемся, потому что прежде всего важна эффективность»

 

- А есть какие-нибудь детали, которые вы уже переняли у коллег и внедрили в свою систему?

- С нашей федерацией мы работаем по внедрению немецкой тренерской методики, то есть наш клуб тоже участвует в этом. Также ездили в «Реал Сосьедад» и смотрели, как у них все устроено, как налажена работа с детьми, что-то взяли на вооружение. Есть еще вариант по сотрудничеству с «Галатасараем» , но там во многом по маркетингу будет вестись работа.

- Насколько часто вы контактируете с игроками?

- Достаточно регулярно, у них есть мой телефон, они могут прийти ко мне в кабинет, плюс я езжу с командой на выезды, и естественно, разговариваю с игроками. При этом понятно, что вмешиваться в тренировочный процесс я не могу и в основном мы обсуждаем деловые вопросы.

- А какие у вас отношения с легионерами, все-таки среди них встречаются довольны капризные люди?

- Можно сказать, что нам повезло, мы не испытываем подобных проблем, они и играют хорошо, и в быту особых вопросов не возникает.

- У многих клубов есть определенная политика в плане селекции: ЦСКА старается не приглашать дорогих и возрастных легионеров, тот же «Кайрат» взял курс на молодых казахстанцев. У «Астаны» есть подобные ограничения?

- Жесткие рамки ставить не совсем верный путь. ЦСКА в свое время возвращал Вагнера и показал, что система бывает гибкой. У нас тоже есть определенный ориентир ¬– мы стараемся комплектовать команду за счет местных игроков, и молодых у нас, к слову, тоже немало. Но отказывать кому-либо в силу возраста или национальности мы не собираемся, потому что прежде всего важна эффективность.

- Собирается ли клуб развивать собственную школу?

- Планы есть, на устном уровне это уже согласовывается с руководством, поскольку действительно есть необходимость строить базу, академию и воспитывать своих игроков.

- Есть ли у вас контакт с президентами зарубежных клубов?

- Он существует, с тем же президентом «Реала Сосьедада», но так чтобы постоянно и на дружеской основе – нет, поскольку президент по специфике своей работы человек весьма занятой и порой времени уделить даже собственной семье не так много.

 

«Из рассматриваемых нами вариантов  мы выбрали лучшего кандидата»

 

- Когда вы все-таки находите свободное время, как отдыхаете от работы?

- Играю в футбол с друзьями, в последнее время очень полюбил пробежки, меня можно и на велосипеде по городу увидеть. В общем, у меня и здесь спорт в приоритете, поскольку, считаю, это лучший способ отдохнуть от работы, в которой тратишь много сил и нервов.

- В прошлом вы были финансовым директором клуба, и, наверное, кому как не вам знать, развращают ли наших игроков большие контракты?

- Не развращают, могу судить по тому же Абзалу Бейсебекову, он прогрессирует и действительно заслуживает тех денег, которые получает, они его не испортили. То же самое готов сказать и про Георгия Жукова, конечно, мы понимаем, что здесь он получает больше, чем в Бельгии, но при этом его отношение к делу никак не изменилось, он очень приятный и воспитанный человек.

- Я спрашивал про первую цель, которую вы поставили как президент, а теперь интересно узнать, с какими проблемами вы столкнулись в самом начале?

-  Их было столько, что сразу и не вспомнишь, какая из них первая. В первую очередь решал вопросы по организации работы офиса, а также сборов и тренировок, поскольку приходил я зимой. А вообще самая главная проблема – это комплектование. Процесс ведения переговоров с игроками и агентами очень сложный и энергозатратный.

- Как раз когда вы приходили, в клубе произошла весьма странная история, в ходе которой тренер Владимир Абрамов отработал в клубе две недели. Почему так произошло?

- Был прежний президент, который вел с Абрамовым переговоры, после того как он ушел с поста, Вадим Александрович также принял решение покинуть клуб вслед за ним.

- До назначения Стойлова  в кандидатах на пост главного тренера «Астаны» встречалось даже фамилия ван Гала, насколько реален был этот интерес и был ли он вообще?

- Тренера, который везет команду на чемпионат мира, по определению сложно подписать, поэтому, конечно, это был всего лишь слух от ваших коллег.

- Какое впечатление на вас произвел Стойлов как человек?

- Он достаточно прямой, знает, чего хочет, в целом я думаю, что из рассматриваемых нами вариантов  мы выбрали лучшего кандидата.    

Алибек КАБЕНОВ

Фото пресс-службы ФК «Астана»