Нападающий талдыкорганского «Жетысу» Бейбит Татишев побывав в гостях нашей редакции, рассказав о работе с Омари Тетрадзе, чем силен «Жетысу», как безобразно с ним поступил «Атырау» и сможет ли его новый клуб повторить достижение трехлетней давности.

– Как прошли учебно-тренировочные сборы «Жетысу»?

– На сборах была проделана большая работа в плане физической подготовки. Практически первые два УТС посвятили только «физике». На фоне усталости провели много игр. Если смотреть на самочувствие нынешние, то мы плодотворно поработали. Тренерский штаб после сборов созвал собрание и всех поблагодарил за работу. Тренеры довольны. Все, что планировали, сделали. Мы успели все закончить к намеченному сроку.

– Легко работается с Омари Тетрадзе?

– Тетрадзе очень хороший тренер, с ним работать – одно удовольствие. Тетрадзе большая фигура для казахстанского футбола. Как футболист и тренер он уже зарекомендовал себя с самой хорошей стороны. Он тренер с большой буквы. Отношение футболистов к нему положительное, понимание тактических установок и теоретических уроков понимаем не с полуслова, но повторять 3-4 раза ему не приходится. Все понятно, все доступно. Это удачное стечение обстоятельств, что он стал тренером «Жетысу». Приобретенные навыки он передает нам. Омари также хороший психолог. Каждый раз настраивает нас только на победу. Часто говорит, что нам нужно верить в свои силы. После матча с «Тоболом» подошел и сказал: «Ну что ребята? Я вам что говорил? Нужно только поверить в себя, и все возможно, результат придет».

– Значит, Тетрадзе доступный тренер для футболистов?

– В любое время, 24 часа в сутки его дверь для нас всегда открыта. Допустим, я знаю, что капитан и вице-капитаны, когда возникает вопрос, спокойно идут к Тетрадзе и доносят до него информацию. Да и в любой другой личной ситуации он всегда рад помочь тебе. У нас очень хороший и сплоченный коллектив.

– Омари часто подбадривает вас?

– Похлопывание по плечу, наставление присутствуют с первых дней УТС. Когда только с ним познакомился и пообщался, у меня выросли крылья. И так понятно, что я был настроен работать. Но после разговора с Тетрадзе, почувствовал воодушевление. Кто и что ни говорил бы плохое про Омари, но сам лично ничего негативного за ним не наблюдал. Тренер попадает два раза в символическую сборную не просто так. Его уважают в Казахстане, и он своей работой доказывает свой профессионализм. Сам он очень скромный человек. Часто повторяет, что нет великих тренеров. Таковыми они становятся, работая с великими футболистами.

– Тебе посчастливилось поиграть при Тимофееве, который вместе с Тетрадзе становился чемпионом России. Можешь сравнить их тренерскую работу и как часто Омари рассказывает вам про Тимофеева?

– Когда сидели в саунах в Турции на восстановительных процедурах, он часто рассказывал интересные истории про «Аланию», как Газзаев их гонял. Также рассказывал, как обстояли дела в «Роме». Что касается тренерской работы, то когда работал у Тимофеева, я только начинал. Сейчас играю как профессиональный футболист уже 10 лет. Поэтому мне сложно сравнивать. Не знаю, как сейчас работает Тимофеев и его отношения с футболистами. Помню, в «Атырау» сидим, кушаем с Родионовым и Чуреевым. Подходит Тимофеев, подсаживается и начинает разговор: Никого не бойтесь. На вас мы рассчитываем». И покойный Шох таким же был доступным. Всегда просил показать искрометный футбол. Все это осталось в памяти. Сложно было свыкнуться с мыслью, что Шох ушел из жизни. Это была большая потеря. Команда, собранная им в 2009 году, плюс тренерские направления Масудова позволили «Атырау» выиграть Кубок Казахстана. А вообще, каждый тренер индивидуален.

– На итальянском Тетрадзе не разговаривает с вами?

– У нас как-то находился на просмотре испанец, и Михалыч пару раз ему объяснял на итальянском языке, что нужно делать. Человек повидал очень многое. Когда услышал, что Тетрадзе приезжает в Казахстан тренировать «Жетысу», удивился. В какой-то степени – это нонсенс. Назначение Тетрадзе на пост тренера показывает, что уровень казахстанского футбола растет. Мы ведь без тренеров тоже, можно сказать, не футболисты. И наоборот. Все взаимосвязано.

– Нас интересует, есть ли на данный момент долги в клубе.

– Никаких задолжностей нет. Все выплатили. Не буду говорить за долги, которые были в прошлом году, я не знаю. Что касается меня, то никаких вопросов по этой теме к руководству клуба не имею. Сейчас все наладилось.

– По Алматинской области закрыли несколько клубов и теперь весь бюджет идет к вам?

– Ну еще есть команда «Сункар-Жетысу». Она будет базироваться в Талдыкоргане. Это будет наш фарм-клуб, которому предстоит выступать в первой лиге.

– Внутри коллектива практикуются неофициальные встречи, чтобы поддерживать единый дух?

– У нас сплоченный, дружный коллектив. Никто одеяло на себя не тянет. От этого и результат хороший в чемпионате. Стараемся после игры или в свободное время собираться большой компанией. Когда были в Алматы, выезжаем в горы. Недавно находились в Алматы, попали всей командой в пробку. Какую-то улицу перекрыли. Водитель автобуса включил радио. На одной радиостанции зазвучала знаменитая песня Вячеслава Быкова «Любимая моя». В одну секунду весь автобус запел в унисон, причем очень хорошо. Я такого никогда не видел. Было очень приятно. Как только песня закончилась, раздались бурные аплодисменты (смеется).

– В караоке набрали бы 100 баллов?

– Да, да, да. Кто-то из тренерского штаба или доктор крикнул: «Вам до ста очков еще далеко» (смеется).

– В мафию командой не играете?

– Большой компанией не играем, может, несколько ребят и собираются для этого.

– Сейчас в моде отращивать бороду, и многие мировые звезды поддаются такому искушению. Ты не исключение?

– Просто не люблю бриться (смеется). У меня все просто.

– У тебя есть ритуалы, суеверные привычки, перед тем как выйти на поле?

– Суеверий в моей жизни практически не осталось. А так молюсь и прошу Аллаха помочь. Чтоб вознаградил за старание.

– Владимир Плотников нашему изданию не так давно сказал, что те, кто недооценивают «Жетысу», будут обжигаться. Ты разделяешь его точку зрения?

– Конечно. Если смотреть сквозь призму трех туров, то его слова в полном смысле оправдываются. Вован прав. Я его в этом отношении поддерживаю.

– С другой стороны, теперь все команды премьер-лиги будут настраиваться на «Жетысу» особенным образом…

– От этого намного интереснее будет играть. Михалыч сейчас руки потирает, говоря, что самое интересное только начинается. Приятно, что у нас очень хороший, удачный старт.

– Неужели «Тобол» недооценил вас? Или вам повезло?

– Мы превзошли соперника в настрое. За все 90 минут «Тобол» не создал ни одного голевого момента, чтобы трибуны прямо ахнули. У «Кайрата» больше моментов было в матче, нежели у костанайцев. В матче с «Астаной» наш голкипер Андрей Пасеченко проявил себя во всей красе. Памятник ему смело можно ставить. Совершил несколько важных сэйвов. Отразил пенальти. Он был лучшим в составе.

– Чтобы с настроем не было проблем, важны и хорошие условия, в которых живут футболисты. С этим есть какие-то проблемы?

– Может, база со стороны и выглядит немного невзрачно, но внутри каждый создает себе уют сам. С милым и рай в шалаше. Это можно и к нам применить. Если рядом хороший друг, то особого внимания не обращаешь на какой-то дискомфорт. Конечно, всем хочется жить в таких условиях, которые были в гостиницах Турции. Но нужно отталкиваться от того, что есть. Нас хорошо кормят, и условия неплохие.

– Матч 4-го тура пройдет в Алматы?

– Ну, вы сами видели, что поле в Талдыкоргане еще в плохом состоянии. Ворота еще не поставили. Сейчас решается этот вопрос. Вроде всех заверили, что к 4-му туру поле в Талдыкоргане подготовят к матчу.

– Фанаты «Жетысу» уже соскучились по футболу. Ждут с нетерпением, когда чемпионат доберется и до родного города…

– Было очень приятно видеть фанатов в Алматы, когда мы играли с «Кайратом». Человек 50-60 приехали. Футбол в принципе для болельщиков. Меня поразило, как после матча алматинские болельщики кричали: «Футбол для фанатов, а не для мусоров».

– Билет в Талдыкоргане на матч стоит 200 тенге, для ребенка – 100. У нас в Алматы, чтобы попасть на матч премьер-лиги нужно заплатить 500 тенге. Не удивляет такой контраст цен, если смотреть через призму качества футбола?

– Я понял, куда вы клоните. Москва не сразу строилась. По большому счету каждый сам решает, хочет он идти на футбол или нет. Домашняя игра проходит раз в две недели. Да, сейчас весенний футбол, местами не очень яркий. Но ситуация в турнирной таблице будет обостряться. Все хотят попасть в верхнюю шестерку. Все друг другу дышат в затылок. В прошлом году до последнего тура было неизвестно, кто станет чемпионом. Думаю, в скором времени стоимость алматинских билетов должна оправдать себя.

– В 2011 году «Жетысу» удалось выиграть серебряные медали чемпионата. В этом сезоне реально повторить такое достижение?

– В 2011 играл против «Жетысу» в составе «Атырау». У семиреченцев была на тот момент неплохая команда. Сейчас сложно делать какие-то сравнения. Задачу поставили на сезон попасть в верхнюю шестерку, а внутри коллектива решили прыгнуть выше головы. Аппетит приходит во время игры. У нас тренер – максималист, и это качество он прививает нам.

– Что лично тебе помогает настраиваться на матч?

– Перед игрой слушаю казахские национальные песни. Песня «Атамекен» в исполнении Розы Рымбаевой очень нравится. Современная отечественная музыка достаточно неплохая. Как сказал Верещагин: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно». Если мы сами не будем поднимать свою державу, кто ее поднимет? Мы должны воспитывать в себе патриотизм.

– Столько лет ты играл в «Атырау», как же решился на трансфер в «Жетысу»?

– Если честно, то руководство «Атырау» в этом сезоне меня не видело в основе. После того как прошел декабрьские сборы с «Атырау», не увидел себя в списке футболистов, которые полетят в Турцию готовиться к чемпионату. Обидно, что мне никто об этом ничего не говорил. Даже спасибо не сказали, а ведь можно было поступить по-мужски. Но сейчас я ни о чем не жалею.

– Значит, ждешь игру с «Атырау». Есть что и кому доказывать?

– Для меня этот матч будет принципиальным. Но в то же время буду настраиваться, как и на любую другую встречу. Больше всего жду матча за призовые места, особенно если это будет игра с «Атырау» на ее поле.

– Не боишься, что атырауские фанаты могут тебя освистать?

– Нет-нет. Такого не будет.

– Если мяч забьешь в ворота «Атырау», радоваться будешь?

– Ни в коем случае (смеется).

– Ты в номере с кем живешь?

– С другом из «Атырау» Денисом Радионовым. Мы выросли вместе.

– Вы сами выбираете, с кем будете жить в номере?

– В этом плане Тетрадзе в наши дела не лезет. Он дает нам право выбора. Капитана тоже мы сами выбирали, а не тренерский штаб.

– Были разногласия в выборе капитана?

– Мнения разделились, но в итоге не сильно большой отрыв был у кандидатов между собой. Пасеченко стал капитаном, и были назначены два вице-капитана: Ковалев и Джалович. Это хорошо, что несколько человек видят в лидерах. Ведь случается, что такого вообще нет в команде. Вот травмировался наш кэп Пасеченко, и хорошо, что еще есть тот, кто способен взять флаг и понестись в нападение. Никаких разногласий нет. Вот недавно подходил Тетрадзе, просил, чтобы мы, разговаривая друг с другом, не забывали, что на нас смотрит молодежь. В последнее время наши уважительные междусобойчики приносят пользу молодежи. Молодые стали намного лучше и уважительнее относиться друг к другу.

– После победы над «Кайратом» долго радовались?

– Больше радовались, когда Пасеченко отразил пенальти, которого, на мой взгляд, вообще не было. Но Тетрадзе на следующий день всех успокоил. Сказал, что это вчерашний день и нужно думать о дне грядущем.

– К основному времени в матчах с вашим участием судьи добавляют много времени. Уже привыкли играть не 90 минут, а все 100?

– Если кто-то получает микроповреждение, тренерский штаб уже просит медицинский персонал на поле, чтобы избежать большого компенсированного времени, добавленного к основному. В матче с «Тоболом» нам дали только 4 минуты.

– «Барселоне» в 2007 году в чемпионате Испании добавили 13 минут. Так что еще не все так страшно…

– Надеюсь, что нам так много минут в следующей встрече не назначат.

Марк ШПИЛЬМАН,

Фото Эдуарда Гавриша