После победы над «Кайратом» главный тренер «Атырау» Владимир Белявский отметил трудолюбие Анатолия Юревича, который на самом деле руководит тренировочным процессом в команде, сугубо личный подход к игрокам, а также раскрыл секреты воспитания футболистов.

О победном матче

– Первая игра и сразу победа – насколько она важна?

– Здесь победа важна не количеством очков. Поскольку эту команду мы начали строить только декабре 2013 года, то для этого коллектива это первая официальная игра, до этого были только товарищеские встречи. Поэтому там, где проверяются помимо мастерства в плане владения мячом и физической готовности еще и морально-волевые качества, эта игра была важна – чтобы показать, насколько мы все качественно сделали. Это была в том числе и проверка для тренерского штаба – правильный ли выбор игроков мы произвели, игроков, с которыми пошли в бой.

– Сравните сегодняшнюю игру против «Кайрата» с теми образцами контрольных встреч в межсезонье в плане игровых взаимодействий, выполнения игровых задач?

– То, что мы проповедуем футбол, в который играли в первом тайме, вы убедитесь, по ходу чемпионата. У нас получалось все то, что мы хотим – владеть инициативой, быстро переходить из обороны к атаке, прессинговать соперника на его половине поля. Но во втором тайме, согласитесь, нам незачем было ввязываться в тот футбол, который был в первой половине, и мы решили играть вторым номером, когда нас начали подвигать. Незачем было рисковать, и мы подвинулись, когда нас попросили – мы же гости, в конце концов, вот мы и подвинулись, но дома мы подвигаться не будем, – (с легкой усмешкой спокойно замечает Владимир Белявский). – Но мы старались во втором тайме, тем не менее, временами пытались владеть мячом и провели три хорошие контратаки (даже и четвертую прибавлю – как не стихийную, а организованную); если бы Лория не разбирался вовремя за счет своей скорости, то тот же Савио должен был заканчивать игру еще раньше. Т.е. мы ни в коем случае не отбивались и сыграли так, как хотели. Да, у «Кайрата» был фактор своего поля, психологического давления, но он не мешал, лишь «щипал» нас и не больше.

– Вы сказали, что сегодня играли «с листа» с командой, которую вообще не знаете, т.е. играли от печки, что называется. Когда в первом тайме «Атырау» переигрывал «Кайрат», видели ли вы, что «Атырау» сегодня действительно сильнее и победу вы должны удержать? Была ли такая уверенность еще в первом тайме?

– Да, я в этом не сомневался. Единственное, о чем я пережевал, когда во втором тайме нас начали подвигать к своим воротам и я просил ребят не поддаваться на провокации и эмоции. Если разобраться по большому счету, то мы сегодня были по всем компонентам сильнее «Кайрата» – владению мячом, физическому состоянию, мы даже в концовке уже начали беречь себя. Этого от своих ребят мы ждали, т.к. провели ряд хороших предсезонных игр.

О команде и амбициях

– На троих африканских легионеров «Атырау» есть странички в Википедии, что очень редко для казахстанского чемпионата, и все заиграны за сборные – Савио за Нигерию, Эссаме за молодежную сборную Германии, Одибе за Камерун. Как «Атырау» удалось их заполучить и какие у них контракты?

– Я вам раскрою один-единственный секрет – все дело в Юревиче. Я знаю его давно и являюсь как бы учеником и одновременно помощником и соратником. Он человек, который в буквальном смысле посвятил свою жизнь футболу, он весь в футболе. И тот, кто мало-мальски сталкивался с ним как с тренером, и не только в Белоруссии, России и в Шымкенте, амбициозные ребята, как Савио, Одибе и Эссаме, готовы даже пожертвовать материальной и имиджевой стороной ради возможности вырасти профессионально. Они понимают, что с Юревичем это можно сделать и рассматривают ФК «Атырау» как трамплин для своей карьеры, а не как завершение, это ключевой момент. Это понимали в первую очередь и агенты ребят, которые знакомы с Юревичем и его возможностями. И контракты у них на 2 года.

– Всем интересен ваш белорусский тандем. Как вы распределяете обязанности между собой?

– У нас есть еще и третий человек – Заур Тедеев, он из Владикавказа и тренировал «Аланию-Д» (четвертая команда владикавказской «Алании». – Прим. авт.). Все обязанности у нас давно распределены – за Анатолием Ивановичем стратегия команды и всего клуба, я как главный тренер футбольной команды отвечаю за ее состояние: за отношения между ребятами, за тренировочный процесс и всю внутреннюю кухню. Юревич же постоянно дает толчок в стратегии, построении тренировочного процесса – этим он живет. Один мой знакомый сказал, что Юревич – Ленин в футболе… Он с шести утра на работе, и я на совещание с ним хожу в пять часов утра.

– Вы упомянули, что играть на естественном поле сегодня было немного неудобно, как накладывается на игру команды фактор искусственного поля в Атырау?

– Все дело в том, что искусственного газона в Атырау скоро не будет. У нас очень хорошее руководство области и скоро на «Центральном стадионе» будет естественный газон и этот вопрос отпадет. Просто мы приехали из Турции и работали почти три недели на искусственном поле и не проводили предыгровых тренировок, играли «с листа». Поэтому было опасение, что поскольку на естественном покрытии задействованы другие мышцы – это ведет к травматизму прежде всего. Ну и было скользко, некоторые футболисты даже бутсы сегодня неправильно подобрали.

– А как вы производите регулировку во время игры?

– Я много не вмешиваюсь, лишь подзываю время от времени кого-нибудь для тактического инструктажа и стараюсь не сбивать активным вмешательством.

– Вы играете по схеме 4-1-4-1?

– Нет, это схема 4-3-3, она перестраивается в 4-3-2-1 при обороне, мы играем в три опорных полузащитника.

– Какие амбиции на сезон?

– В последнем разговоре с руководством мы поставили задачу попасть в шестерку и потом уже стараться бороться за что-то ощутимое дальше. Команде озвучиваю и эту задачу, и вместе с тем настраиваю на взятие максимального количества возможных очков в каждом матче, все-таки взрослый футбол – это результат. Очень сложно, конечно, делать новую команду, мы этот этап проходили еще в Шымкенте.

– Можно сказать, что коллектив сколочен и уже есть свой собственный дух?

– После того как сегодня ребята не дрогнули на них можно смотреть уже совсем по-другому и по-другому с ними общаться. Ведь контрольные матчи в межсезонье никогда не дадут такого ответа. Сегодня была команда, будем смотреть, что будет дальше.

Философия обучения

– Известно, что все люди делятся на тех, кого лучше подгонять кнутом, и тех, кого лучше заманивать пряником, какая тактика у вас?

– Я давно уже ушел от кнута и пряника. Я хочу футболистов подбирать под интеллект. И если вы заметили, у нас нет ни одного небритого в команде, это было предложено и все поддержали, это говорит не только о дисциплине, ведь это не было требование. Мы разговариваем на разные темы, не только о футболе, говорим о политике, много говорим об Украине. Я люблю, чтобы у ребят был интеллект. Чем больше интеллект, тем больше способность к обучению. Философия тренера научить учиться. Мое поколение это умело, надо учиться учиться. Если мы, приходя в школу, проходим все пошаговые структурные этапы обучения, то приходя в футбол мы просто играем в футбол. Каждый день на тренировке мы должны выполнять рутинное задание, тогда мы начнем расти. Главное чтобы футболист мог анализировать свои ошибки, ведь только в этом случае он их больше не совершает. Футболисты должны быть своего рода эталоном не только в спорте – как это было в наше время.

– Как у легионеров с языками и как проходит общение в команде? Одибе, как мы уже знаем, говорит по-английски.

– Савио тоже говорит по-английски и уже даже начал изучать русский. Уже даже говорит пару слов, в столовой постоянно говорит «спасибо», «очень вкусно», «пожалуйста», «до свидания» и проч. А у Эссаме интеллект просто сумасшедший, он знает три языка (опять проскальзывает эта улыбочка при спокойном в то же время выражении лица Белявского.)

– Кстати, касательно Савио, он же не играл полтора года. Когда пришел в команду он уже был в форме или только начинал ее набирать?

– Честно говоря, мы ему доверили, мы ему дали шанс, после того как и его агент об этом просил. И он очень добросовестно работает, Савио – эталон работоспособности.

– У Анатолию Юревичу предоставлен карт-бланш?

– Юревичу не нужен карт-бланш, он выполняет черновую работу, все делает сам. Он все равно сделает то, что ему надо. Человек – легенда.

– Насколько я знаю, Юревич очень требователен к себе и остальным.

– Он встает очень рано. Уже в полшестого утра я прихожу к нему на совещание, позже день расписывается и мы работаем.

– Анатолий Иванович проводит тяжелые тренировки?

– Нет, он справедлив. Решите сами – закончились три сбора, врач команды пришел и говорит, «такого у меня ни разу не было, даже заморозку не использовал и ни одной травмы». А ведь игроки выполняют сумасшедшую работу. Это все трудно. И на поле, и в беседах.

– Вы больше вспыльчивый или уравновешенный?

– Я больше уравновешен, а Анатолий Иванович больше вспыльчив, он кипяток.

– Тогда вы дополняете друг друга?

– Не знаю. Мы с ним давно дружим. Я когда был игроком, он меня приглашал в свою команду, потом у нас завязалось знакомство. Я шел по своему пути, а он по своему.

– Чей стиль из команд премьер-лиги в прошлом сезоне вам понравился?

– Мне понравился стиль «Актобе» и своеобразный стиль «Шахтера». «Астана» была неплохая команда, я не понимаю, как она уступила дома «Кайрату». Пока тяжело назвать фаворита. В Алмате хорошее поле, в Астане тоже. В некоторые приезжаешь города, и откровенно тяжело играть в футбол, который ты хочешь.

– Как вы настраиваете игроков в такие моменты?

– Тренировочный процесс не заключается только в проведении тренировки – идет постоянная работа, общение. Слушаешь ребят, их эмоции, как они реагируют на что-то. Например какая-то усталость, или, бывает, фырчит-ворчит, обязательно это замечаешь, позже встречаешься с парнем и беседуешь. Это же живые люди, 22 человека, у каждого свое отношение к жизни. Если мы не будем на это обращать внимание – будет очень сложно. Когда говорят «вы профессионалы – вы должны» – никто никому ничего не должен.

– Профессионализм должен подразумевать личные качества?

– Я еще раз говорю: обучаемость. Вот тренер говорит, «они плохие», ну подожди, давайте в себе разберемся сначала – что ты сделаешь, чтобы они были хорошими.

– Вы играете за регион или за себя?

– Мы представляем Атыраускую область. Я хочу, чтобы область развивалась благодаря футболу. Мы же несем не только соревновательный интерес . Должно быть социальное развитие города или области, люди должны кроме казино или баров интересоваться спортом, приходить на футбол, видеть хорошее.

– А что с футбольной школой в Атырау? Рассчитываете на пополнение команды доморощенными игроками?

– В прошлом году «Атырау» 99-го года занял первое место в чемпионате Казахстане. Однозначно будут приходить игроки из академии в основной состав. Там уже есть из молодежной и юношеской сборной.

– Ваше мнение: открыть десятки футбольных школ или организовать огромное количество полей?

– Нет, главное чтобы была система. Без системы ничего не будет! Система, анализ и контроль – здесь успех любого дела. Это Гегель еще сказал: «чтобы что-то делать, надо знать, что делать, как делать и что тебе за это будет». Дети должны обучаться базовым принципам футбола.

– Есть в спорте неписаное правило: хорошие спортсмены очень редко становятся хорошими тренерами. Потому что им многое удавалось за счет таланта и они не знают, как объяснить футболистам как это нужно делать.

– Это те времена. А сейчас посмотрите: великие футболисты тренируют. Они с интеллектом изначально были. Они обучаются. Футбол уже вышел на другой уровень. Я был в Голландии и видел, как Ван дер Сар, Овермарс тренируют десятилетних. Есть три возраста: 10, 14 и 16 лет, где идут базовые принципы обучения, в связи с физическим развитием детей. Они должны пройти эту детскую школу. А мы говорим, «я играл в футбол – я буду главным тренером». Мы извращаем, мы говорим, «вон Куман играл и тренирует», мы же не знаем, где он был после футбола. Они работают 3-4 года в академии «Аякса» и там за ними следят менеджеры и говорят: тебе не надо быть тренером, тебе надо быть менеджером или кем-то другим. Я общался с главным менеджером «Эйндховена», он миллионер, в свои 75 лет он встает в семь утра, садится в машину и едет на работу. Человек живет этим. Почему человек умирает? Мозг умирает первым делом! Если мозг не работает, то это отдает на сердце или печень. Почему ученые живут долгие годы жизни – у них голова работает. В Казахстане очень явно видна молодежь. Я иду по переходу – едет мальчик, 18 лет, у него огромный джип. Это же не он – папа купил. И что, папа будет его до пенсии везти? Этот отец же делает ему плохо. Он не готов к этому, а его делают уродом. Все смертны, не станет отца, этот сын станет же беспомощным.

– Это общепризнанная проблема. Несколько лет назад это обсуждалось, когда казахстанские игроки до 18 лет показывали очень хорошие результаты и потом останавливались в развитии.

– Был в Шымкенте и поговорил с Кожабаевым. И он начал тренироваться и играть. А сейчас же он не как лимитчик играет, а как игрок основы. В советские времена 18-летние были основными игроками. Тогда не было никакого лимита. Сейчас сделали лимит, дали ему зарплату, он купит себе корыто разорванное, а завтра он никому не нужен.

– Вы бы отменили лимит, если могли?

– Нет, я бы не отменил. Все должны работать. Все должно быть в работе. Я знаю Кучука, который работает 24 часа в сутки.

– Насколько нужна программа обучения тренеров?

– Мне однажды Валентин Петрович Егоров (бывший футболист и тренер. – Прим. авт.), он мэтр, и мне он сказал, «оказывается, я до этого вообще не работал тренером».

Руслан САГИЕВ, Владимир ЛИТВИНОВ