Главный тренер алматинского футзального клуба «Кайрат» и национальной сборной Казахстана Пауло Рикардо Кака в интервью Prosports.kz подвел итоги сезона, рассказал о любви к Алматы и предостерег Казахстанскую федерацию футбола от катастрофичных для футзала решений.

– Кака, сезон закончился месяц назад, но вы все еще в Алматы. Почему? Почти все игроки уже разъехались по домам.

– Во-первых, наверное, потому, что я тренер, а не футболист, у которого меньше дел. Мы с моим штабом должны завершить сезон и планировать следующий. Я всегда задерживаюсь после сезона и приезжаю заранее перед началом нового. Еще у меня сын ходит в школу в Алматы, это тоже заставляет пока быть здесь.

– Если посмотреть ваш Instagram, вы посетили больше мест, чем некоторые алматинцы...

– Город классный, хороший, но не такой большой. Мы успели побывать практически везде, даже в Чарынском каньоне были. На самом деле не было столько свободного времени, потому что дела есть, и сейчас я отдыхаю только во дворе своего дома.

– Зимой вас часто можно найти на высокогорном катке «Шымбулак». Откуда у бразильца такая любовь к снегу?

– Я достаточно давно в этих краях. 14 лет в России, два года Баку, год в Казахстане. Уже привык к зимним видам спорта. Любовь к сноуборду пошла еще с того времени, когда я был подростком и занимался скейтингом. Когда жена предложила сноуборд, я согласился, потому что я уже не футболист и могу этим заниматься.

«Мы знаем, сколько людей приехали в Алматы на Финал четырех из Атырау. А почему бы нам туда не съездить тоже?»

– Спустя несколько дней после финала Лиги чемпионов УЕФА в Алматы АФК «Кайрат» отправился в Атырау на любительский турнир. Это неожиданно, учитывая, насколько тяжелый был сезон.

– После таких эмоций, которые мы почувствовали на Финале четырех, я думал, что ничего уже не сможет нас удивить в этом году. Но меня удивила атмосфера и гостеприимное «шоу», которое было в Атырау. Мы снова почувствовали себя хорошо. Почувствовали энергию отношения людей к футзалу, их любовь. И это сразу после того, как мы проиграли в финале Лиги чемпионов. Это было очень классно, очень хорошо!

– Также гостями турнира стали известные российские комментаторы Георгий Черданцев и Тимур Журавель. Говорят, вы хорошо подружились.

– Да, хорошие ребята. Но, прости, они не много знают про футзал, хоть Россия и имеет хорошие результаты. Получилось так, что за столом мы многое им рассказывали про футзал. Также говорили о Бразилии, где они были на чемпионате мира.

– Никто из игроков не протестовал против поездки в Атырау? Все-таки была тяжелая подготовка, матчи против «Барселоны» и «Спортинга», а теперь им предстояло совершить еще один перелет и сыграть с любителями...

– У нас все ребята профессионально относятся к делу. Некоторые из тех, кому я дал отдых, сами попросились поехать в Атырау. И никто не сказал, что не хочет ехать. Ребята все молодцы. Я их не заставлял, не уговаривал. Это то, что было по ходу сезона и как мы относимся друг к другу. Они понимают, какие задачи у АФК «Кайрат» в стране. Мы знаем, сколько людей приехали в Алматы на Финал четырех из Атырау. А почему бы нам туда не съездить тоже? Поэтому был такой красивый праздник. Все так, как должно было быть.

– В футбольном клубе уровня АФК «Кайрат» такое вряд ли было бы возможно. Почему футзалисты не такие капризные, как футболисты?

– В первую очередь, думаю, в футболе и футзале разный подход у игроков. Не хочу обидеть никого, но могу сказать, что в футзале чуть более воспитанные, менее разбалованные люди. Но это не везде. Я работал в командах, где не заставишь игрока пойти на какое-то мероприятие. В «Кайрате» же все знают, что есть много рекламных акций во благо клуба, города и футзала. Приходя в клуб, игроки сразу понимают это.

– Часто гремят скандалы с участием футболистов. То побьют кого-то, то пьяными аварию совершат. Футзалисты же не попадают в такие ситуации. Вы проводите какую-то дисциплинарную работу со своими подопечными?

– Нет, не провожу. Потому что они знают, что такие моменты у нас неуместны. Правила для всех одинаковы. Естественно, для лидеров и более талантливых игроков есть привилегии. Это не значит, что он может опоздать или прийти пьяным на тренировку. Привилегия заключается в том, что ты больше играешь, приносишь результат и получаешь больше отдыха. Заслуженно. Например, игрок попал в пробку и опоздал на тренировку – мы все понимаем, но, пожалуйста, через кассу – плати штраф. Если же ты опоздал без причины, мы тогда уже думаем, что ты пофигист.

– Мне посчастливилось побывать на собрании команды перед началом сезона. После него я зауважал вас еще больше, ведь именно по вашей инициативе теперь все штрафы команды идут не в бюджет клуба, а на благотворительность. Неужели теперь в «Кайрате» не прощают штрафы?

– Не прощают. Я сам заплатил несколько раз. Наверное, 30 000 за опоздания.

– Вы ведь живете далеко от центра города. Наверное, поэтому?

– Я ни разу не опоздал из-за того, что далеко живу. Просто были дела, неправильно рассчитывал время. Да и не далеко я живу – 23 километра от базы. Я уже привык в частном доме, чтобы было место пожарить мясо. Тем более такую погоду, как в Алматы, грех не использовать. Ну и если жить рядом с базой, это будет дороже. Мы так говорим, как будто я много опаздывал, а это не так (смеется).