Впервые в истории Казахстана на Паралимпийские игры отправились сразу пять спортсменов. Как известно, на прошлой Паралимпиаде в Ванкувере нашу республику представлял лишь один спортсмен – Олег Сысолятин.

Стоит отметить, что паралимпийскому спорту в республике, несмотря на то, что Национальный паралимпийский комитет (НПК) создан в 2002 году, стали уделять внимание около года назад. За такой срок казахстанские спортсмены, которые не имели хороших условий для стабильных тренировок, смогли показать отличные результаты на международных стартах. Лицензии на Паралимпиаду они добыли своими собственными силами! Отечественную команду формируют спортсмены с нарушением зрения и поражением опорно-двигательного аппарата. Каждый из них в настоящее время имеет в своей личной копилке медали республиканских чемпионатов.

По итогам проведения трех этапов Кубка мира по лыжным гонкам и биатлону лицензии завоевали Александр Колядин (Костанай, лыжные гонки), Кайрат Канафин (Петропавловск, лыжные гонки и биатлон), Жаныл Балтабаева (Алматы, лыжные гонки), Елена Мазуренко (Петропавловск, лыжные гонки), Ерлан Омаров (Талдыкорган, лыжные гонки). Денису Петренко из Щучинска, специализирующемуся в лыжных гонках, в этот раз совсем немного не хватило очков, чтобы войти в отечественную компанию участников, поэтому на Паралимпиду он поедет в качестве болельщика.

Старший тренер паралимпийской сборной команды Казахстана Олег Коломеец в беседе с корреспондентом «PROСПОРТ» рассказал о сегодняшнем состоянии дел в паралимпийском спорте, очертив круг проблем, который для дальнейшего развития спорта необходимо решать в ближайшее время.

– Наши спортсмены перед главным стартом сезона в Сочи осуществляют подготовку на лыжно-биатлонном стадионе «Алатау» близ Алматы, – говорит Олег Святославович. – Здесь же мы проводим крупные республиканские соревнования. Комплекс расположен на высоте 1460 метров относительно уровня моря, и это «сочинская» высота. Таким образом, у наших спортсменов получится полноценно адаптироваться к среднегорью. В октябре на стадионе «Алатау» мы проводим летние сборы, на которых спортсмены проводят подготовку на лыжероллерах. Правда, этим летом у нас два запланированных сбора сорвались. Трасса на «Алатау» одна из самых сложных в республике, поэтому к сочинским трассам, на которых будут достаточно часто встречаться подъемы и тягуны, наши ребята будут хорошо подготовлены. Паралимпийцы будут соревноваться на тех же трассах, что и олимпийцы.

– Олег Святославович, можно ли сегодня по росту числа казахстанских участников Паралимпиады делать выводы об успешном развитии отечественного спорта среди людей с ограниченными физическими возможностями?

– По факту за паралимпийский спорт у нас взялись около года назад. Я приступил к работе со спортсменами с января 2013 года. По прошествии месяца мы провели первый смотровой сбор. В прошлом году получилось съездить только в Сочи на финал Кубка мира, а также поучаствовать в некоторых тестовых соревнованиях. Не скрою, работать было тяжело. Очень сильно тормозило отсутствие необходимого инвентаря. У одних была форма советских времен, переданная «по наследству» тренером, у других – лыжи прошлого века, разномастные, туристические. Мы постарались в кратчайшие сроки устранить эту проблему. Приобрели около 50 пар лыж марки Rossignol, которые по уровню и качеству практически не уступают Fischer, подобрали их по весу к каждому спортсмену. Это приобретение сразу облегчило им выступления как в Канаде при температуре -200С, так и в Германии при +10. С октября у нас появился профессиональный смазчик. До этого всю работу с обработкой лыж выполнял исключительно я. Сегодня, правда, также продолжаю выступать и в качестве сервисмена, но уже с помощью еще одного молодого тренера и гида. Они же «откатывают» лыжи. На тренировках и выступлениях случаются поломки лыж, потому как техника наших спортсменов пока далека от совершенства. Но мы работаем на прогресс, стараемся анализировать ошибки.

– Как нашим спортсменам удалось добыть олимпийские лицензии?

– По условиям международного паралимпйиского комитета (МПК) спортсмены получают лицензии, заработав около 180 очков или меньше. Также действует определенное двустороннее соглашение между МПКи страной-участницей, в котором учитывается прогресс показателей того или иного спортсмена. Если представители МПК видят, что рассматриваемый ими претендент на лицензию за определенный срок времени «вырос», то ему могут дать путевку на соревнования. Два наших спортсмена смогли заработать необходимые очки, а другие осуществили тот самый гигантский прорыв. Сегодня представители других стран, видя результаты казахстанских паралимпийцев, удивляются их стремительному развитию. Одно время на сайте МПК были указаны только трое казахстанских спортсменов. Наши хорошие друзья, украинская паралимпийская сборная вместе с тренером, были, мягко сказать, шокированы тем, что в Сочи на финал Кубка мира мы приехали в составе десяти человек. В общем, первый и мощный шаг вперед нами был сделан. В Сочи на Кубок мира мы выехали, не имея официальной медицинской классификации, хотя по правилам МПК она должна быть у каждого спортсмена. Разумеется, наши участвовали в неофициальных протоколах. Стоит отметить, что многими были оценены результаты казахстанцев. Я воспользовался ситуацией и подошел в момент соревнований к техническому делегату из Канады. Я спросил его о возможности выступления на длинной дистанции одного из лидеров нашей сборной – Александра Колядина. В этом вопросе нас поддержали россияне и украинцы. Колядин смог выступить с неплохим показателем, несмотря на неофициальный зачет. Сегодня пока наши девушки выступают слабее ребят, но такая ситуация складывается практически во всем казахстанском спорте. Несмотря на трудности, они пытаются развиваться и, действительно, у них это получается, прогрессируют.

– Ощущаете ли вы проблемы с финансированием команды?

– Смета была подготовлена. Мы постарались определить ее минимум. Изначально нам приходилось доказывать руководству, почему каждому спортсмену необходимо не менее четырех пар лыж в зависимости от стиля катания, разных погодных условий и т.д. Сегодня, к счастью, наши ребята имеют хорошую форму, костюмы, в которых им удобно выступать, палки, лыжи. В Сочи тогда мы приехали с кулечком лыжной смазки, который как-то сами приобрели. Сегодня ситуация потихоньку улучшается.

– Много ли казахстанских спортсменов с ограниченными возможностями выступают на местных, республиканских соревнованиях?

– Мы проводим чемпионат Казахстана, в котором принимают участие 15-18 человек.

– Такое количество набирается со всей республики?

– Да. Пока такое число. Средний возраст спортсменов казахстанской команды – около 40 лет. В российской сборной концепция развития паралимпийского движения действует на протяжении восьми лет, и участники–хозяева Паралимпиады по возрасту гораздо младше наших. Отбирают спортсменов по всем регионам России. Их сборная состоит из 30 человек, при этом около 60 «стоят в очереди», проигрывая секунды. У нас пока выбора нет. Многие наши «зимники» занимаются и летними видами спорта, хотя лыжный спорт подразумевает круглогодичную подготовку. С 25 марта в Щучинске мы запланировали проведение чемпионата страны. Очень надеюсь, что туда приедут не 15, а уже человек 30 человек. Наши участники Паралимпиады сегодня становятся для многих людей с ограниченными возможностями настоящими героями и примерами для подражания. Благодаря вам, журналистам, о них узнают другие. Сегодня они имеют возможность обмениваться друг с другом информацией в социальных сетях.

Юлия МИЛЕНЬКАЯ