Шымкентский ФК «Ордабасы», как представитель одного из крупнейших регионов Казахстана и продолжатель славных традиций южноказахстанского футбола, своими последними успехами на внутренней арене и короткой, но яркой игрой в Европе не только заставил относиться к себе с уважением, но и привлек немало внимания футбольной общественности. В конце прошлого года один из старых и закоренелых фанатов «Ордабасы», хорошо известный в мире спортивной журналистики и рекламы Ержан Мукаш в телеинтервью подверг жесткой критике работу пресс-службы ФК «Ордабасы». Был в Шымкенте сильный резонанс, и «PROСПОРТ» обратился к автору нашумевшего интервью, чтобы тот рассказал о ситуации в клубе.

– Ничего личного! – уверенно начал Ержан. – На это интервью, этот крик души и отчаяния, меня уполномоченного болельщиками, подвигло много факторов. Первый и наиболее важный – желание огромной армии болельщиков «Ордабасы», отведавших сладкого вкуса ярких побед в Кубке и Суперкубке Казахстана, в квалификации Лиги Европы, быть в числе передовых, прогрессивно мыслящих фанатов, что подразумевает, конечно же, новый этап отношений между клубом и болельщиками, читай народом. Бесспорно, что нереально сразу же получить клуб европейского формата. Но хотя бы шаг за шагом, поступательно стремиться к эталону нужно повсеместно, это касается всех казахстанских клубов! Ничего не надо придумывать – «велосипед» давно изобретен. И наши болельщики также хотят своевременно получать оперативную качественную информацию о своем клубе. И имеют полное право на это! В наше время сайт является визитной карточкой любой организации, а футбольному клубу бог велел. У «Ордабасы» до сих пор нет своего сайта! Помнится, как приходилось в Алматы краснеть перед сербскими и норвежскими журналистами, которые в поисках информации о сопернике перерыли всю Паутину, еле нашли сайт клуба, а там материалы все древние, пылью покрытые. Ладно бы, но в прошлом году уже сами шымкентские фанаты сделали сайт для клуба, купили домен, запустили его, так и его же не смогли или не захотели двигать в пресс-службе. Сейчас говорят, что сайт вроде делается. Хорошо – поглядим.

Верхи не могут, а низы не хотят?

Вот честно, уже устали говорить об этом. Некоторые вещи не понять ни умом, ни сердцем, ни разумом. Выражаясь образно: если наша пресс-служба подобна старому советскому мотоциклу ИЖ или «Москвич ИЖ-комби», то другие давно ездят на иномарках... А теперь опять же пресс-атташе клуба Ильяс Жолдас, который в течение 10 (!) лет «рулит» связями со СМИ, хвастается на активной странице самих фанатов в ВК, что у клуба скоро будет свой сайт, и домен даже ложно объявил, который на поверку оказался собственностью одного из членов фан-клуба, который, безусловно, готов его не то что продать клубу, а даже подарить ради общего дела! Мы хотим эволюционного цивилизованного развития. Мы понимаем, что не все сразу получится – не ошибается только тот, кто ничего не делает, и готовы помогать и содействовать нашему любимому клубу. Мы рады, что победное знамя подхватил Берик Омарбеков, человек далеко не посторонний в Шымкенте, да и сам когда-то играл профессионально в футбол. И он сразу же продекларировал, что твердо намерен работать с болельщиками. Посмотрим, что будет дальше. Время течет как вода. Так и в нашем футболе давно назрела пора перемен во многом – в селекции, менеджменте, условиях для болельщиков, работе со СМИ и прочем, в том числе и в борьбе с разного рода «подводными течениями». И первая победа у нового босса клуба уже есть – это то, что он положил конец всем этим непонятным кривотолкам, имевшим место в прошлом году. Он сумел-таки примирить двух важных для «Ордабасы» людей, творцов побед и любимцев болельщиков – лучшего за всю историю клуба тренера Виктора Пасулько и одного из лучших футболистов Артема Касьянова, конфликт между которыми, к вящей и всеобъемлющей радости горячих южных фанатов, теперь канул в Лету. А пресс-службу надо срочно реформировать в соответствии с велением времени, максимально приблизить к европейским стандартам. Если у кого-то есть сомнения, то пусть почитают Послания Лидера нации. У него там все четко и грамотно сказано о спорте. Директор стадиона Курал Укшебаев, фанат своего дела, тоже пытается решить вопросы комфорта арены и ее соответствия стандартам УЕФА. Это вообще отдельная тема – стадион. Хотя глава региона на чествовании «Ордабасы» после победы в Суперкубке обещал отремонтировать дом болельщиков – Центральный стадион имени Хаджимукана. Надеемся на лучшее!

Оскорбление и наказание

Второй фактор мотива моего выступления – это публичное оскорбление пресс-секретарем клуба армии шымкентских фанатов, то есть тех, кто по сути является его работодателем. Так уж сложилось, что со мной держат постоянную связь очень многие активные фанаты «Ордабасы» не только в Шымкенте, но и из других городов. И вот пишет мне один из наших активистов. На своей странице в «Фейсбуке» Ильяс Жолдас в комментариях к одной из своих публикаций пишет про фанатов такое, что в переводе звучит примерно так: «Ах, как мне надоели эти бродячие тявкающие шавки!». Как это понимать? Большой вопрос – имеет ли он после этого моральное право быть пресс-атташе народной команды?

После чего фанаты на одной из тренировок «Ордабасы» предъявляют Ильясу свои претензии. На что он стал напрочь отрицать свои слова, говоря, что это не про болельщиков было сказано, хотя болельщики все это отскринили и выложили для обсуждения в соцсети. Ребята потребовали от него публичного извинения там же на своей странице. Надо отдать должное президенту клуба, уже с конца прошлого сезона устанавливающему партнерские отношения с фан-клубом. Берик Омарбеков, узнав об этом инциденте, тут же у кромки поля жестко отчитал Ильяса и потребовал, чтобы тот извинился перед болельщиками. Но никаких извинений так и не последовало.

Болельщики – если коснется дела – могут и клыки показать, а в основном это народ смелый, честный, благодарный, преданный и понятливый. Посему, дабы не мешать клубу в подготовке к новому сезону и не портить дружественную атмосферу среди игроков, оставили этот вопрос на потом. Кстати, на этой же активной странице фан-клуба «Орда ВК» по итогам открытого голосования 85 процентов высказались «за» то, чтобы расстаться с Ильясом Жолдасом. А он и в ус не дует. Порядочный человек устыдился бы, попросил прощения и тихо удалился. Но зато были и положительные сдвиги – после этого интервью зашевелились – впервые за 10 лет работы стали поступать фотографии и видео со сборов клуба в Турции, да и то слабовато это делается. Хотя опять же – с позиции полного бездействия пресс-службы и продажи на стадионе черно-белых жалких размытых ксерокопий программок по 100 тенге – это уже прогресс, но вскоре опять все заглохло. То есть это что, постоянно пинать надо для ускорения? Служба от «служить» народу – надо работать всегда, постоянно, а не редкими всплесками вдохновения.

А ты покажи сам!

Могут сказать: критиковать каждый может, а ты сам сможешь? Отвечу конструктивно – да, мы можем это сделать. Никто не собирается работать по старинке – время и реалии таковы, что надо расти и развиваться. И ничего нового, как я говорил ранее, придумывать не надо. Нами была написана Концепция реформирования пресс-службы в департамент PR и связей со СМИ, в которой все четко расписано: работа со СМИ, маркетинг (куда же без него!) и работа с болельщиками. И этот документ с конца прошлого сезона лежит у президента клуба, который положительно оценил эту работу. И вроде бы клуб, как ранее и подчеркивал Берик Омарбеков, пока идет навстречу своим фанатам. Уже закончена совместная работа клуба и фанатов по разработке дизайна фанатской атрибутики, и на днях маркетолог клуба вылетает в Китай оформлять заказ. Даже были моменты, когда Омарбеков требовал от Ильяса освободить это место, «если не умеешь работать», но воз и ныне там. Видимо, он дал ему шанс для реабилитации – посмотрим, но и долго терпеть мы не собираемся. Здесь уже есть факторы, не от Омарбекова зависящие, опять же нужен системный подход. Ведь мы, покупая автомобиль, не берем же его по частям – сперва кузов, потом мотор, а затем колеса, а берем целиком. Никто из болельщиков не хочет временных подачек от клуба, мы хотим вместе идти к победам и решать высокие задачи. Лишь бы эта работа не оказалась временной, а была надолго. В интернете вновь поднимается волна недовольства болельщиками работой пресс-службы, на которую фанаты уже давно не возлагают никаких надежд и сами добывают информацию о сборах своей дружины из разных источников – звонят игрокам в Анталью, мониторят сайты клубов-соперников. И это уже давно стало в порядке вещей. Мало того, многие серьезные казахстанские спортивные издания берут информацию именно из нашей группы в сети.

… Болельщики фан-клуба «Ордабасы» не просят чего-то сверхъестественного, мы лишь требуем, чтобы с нами считались и уважали. Вот когда в доме будет порядок и согласие, а каждый будет профессионально заниматься своим делом, вот тогда и придут к нам успехи, и можно замахиваться и на более высокие задачи. Но мы все же попытаемся заполнить этот вакуум реальным содержанием. У футболистов и тренеров своя подготовка, а у фанатов своя. Начинает «Ордабасы» новый сезон-2014 игрой в Кызылорде, и уже сейчас мы думаем над церемонией торжественного открытия сезона перед домашней игрой 22 марта, на которую пригласим и акима области Аскара Мырзахметова. И, естественно, как и все болельщики, успевшие за зиму изрядно соскучиться по футболу, ждем стартового свистка. Народ хочет шоу – он должен его получить!