Яна Пелениченко: Девушки способны на многое
Единственная девушка-пилот в ралли в Казахстане в интервью корреспонденту Prosports.kz рассказала о том, как попала в автоспорт.
– Не так давно вы стали серебряным призером на одном из ралли. Что это был за турнир?
– У нас прошел третий этап Кубка MobilEx, где я заняла второе место. На первом этапе также выиграла серебряную медаль в своем классе РК11. К сожалению, в этом году чемпионата Казахстана по классическому ралли нет. Мы довольствуемся тем, что проводятся небольшие клубные гонки, в частности Кубок MobilEx. Он состоит из 4 этапов, три уже прошли. Заключительный состоится 25 ноября.
– Есть ли интерес в Казахстане к автоспорту?
– Немного слабее, чем в Европе. В 2013 году я была приглашена в Италию на один из этапов по ралли. Была завершающая гонка в конце года. Там было много зрителей – европейцы очень любят ралли. Они приезжают на определенные этапы гонок из других стран. Гонка была в Италии, зрители приезжали из Польши, Франции. Когда ты едешь на этапах по ралли за границей, можно сказать, что едешь в живом коридоре из зрителей. У каждого есть любимый гонщик.
В Казахстане, как правило, вообще к автоспорту такого интереса нет. Некоторым, правда, еще нравится дрифт. Это такая дисциплина, когда зрители могут прийти, сесть на трибуны, взять с собой еду и просто наблюдать за зрелищными соревнованиями. В ралли зрителей намного меньше. Мне кажется, потому, что народ у нас ленивый. Если стоять только в одной точке, то будешь видеть машины через несколько минут. Во время ралли мы гоняемся на степных дорогах. Но если стоять в правильных точках, то гонка будет интересной и зрелищной, можно будет увидеть аварии или прыжки на трамплинах. К тому же у нас выходит мало афиш о предстоящих ралли. Надо больше освещать в СМИ и социальных сетях.
– Вы являетесь единственной девушкой-пилотом в Казахстане. Как вы считаете, почему девушки не занимаются автоспортом?
– Когда только начинала, в 2008 году, я ездила на Subaru Impreza и участвовала в городских соревнованиях. Тогда я очень часто была единственной девушкой на соревнованиях. Когда пошла в ралли в 2012 году, опять была единственной. До меня в ралли участвовала Алия Акназарова, но в 2010 году она закончила спортивную карьеру. Долгое время я была единственной девушкой в Казахстане в автоспорте. Постепенно появилась девушка в дрифте.
Я считаю, что девушки не занимаются автоспортом потому, что это все-таки мужской вид спорта. Во-вторых, он не так развит, как другие виды спорта. В-третьих, у наших девушек восточное воспитание. Очень много стереотипов, границ. Практически у каждого в голове стереотип, что женщина ездит плохо, она должна сидеть дома, вести хозяйство. Меня папа воспитывал так, чтобы я была сильной женщиной, прививал мне мужские интересы, в том числе и к автоспорту. За это ему огромное спасибо. Меня никогда не воспитывали так, как наших казахстанских девчонок: в 18 лет обязательно – выскочить замуж, рожать детей и сидеть дома. Общество меняется, девушки становятся более уверенными в себе. Я своим примером хочу показать девушкам, что мы тоже способны на многое, что нам подвластно все, в том числе и автоспорт. Я не просто пилот, которая села в машину и поехала. Я автоспорт прохожу от начала до конца: сначала готовлю машину к соревнованиям, с братом делаю ремонт. Когда он занят, сама ковыряюсь в машине. На самом деле это тяжело. Я полностью отвечаю за часть подготовки автомобиля и команды к гонке. Во время ралли может сломаться все, что угодно. Бывает такое, что спускает колесо. В ралли нет пола. Есть пилот и штурман. Если у вас что-то случается в машине – меняете, ремонтируете ее на ходу. Все на равных. Конечно, мужчины мне стараются помогать, берут на себя самую тяжелую работу, например, поднять колесо. Но иногда я могу и сама справиться.
Девушки, которые по моей рекомендации ходили на курсы экстремального вождения, в социальных сетях часто выражают слова благодарности, говорят, что я дала уверенность и веру в себя.
– Кто учил вас разбираться с машинами и насколько сложно с маникюром чинить тачку?
– Папа. Он всегда любил хорошие автомобили. Дома были журналы с автомобилями. И у меня достаточно мужской склад ума, мужские интересы. Конечно, я хожу по магазинам, стараюсь выглядеть красиво, ухоженно, но это не вызывает у меня такого интереса, как у других женщин. Я не разбираюсь в кремах, вообще ничего не понимаю. Все, что касается физики, химии, механики, – для меня. Я достаточно хорошо разбираюсь в автомобилях. Мне стоит почитать материал один раз и я сразу пойму, о чем речь.
Чинить тачку тяжело и с маникюром, и без (смеется). Мы постоянно работаем с химией, бензином, антифризом, клинеры. Даже был случай, когда я занималась подготовкой машины к гонке в закрытом гараже – так надышалась всякими веществами, что мне месяц было плохо. На самом деле это очень опасно.
– В первый раз я поехала штурманом, когда мне было 14 лет. Это была не причина, а как следствие, что я пошла к нему штурманом. Он мне привил любовь к машинам и автоспорту. На тот момент я уже смотрела передачи про ралли и гонки. Когда у нас начали проводить такие маленькие городские соревнования по фигурному вождению, папа поехал участвовать. Даже не было вопросов, кто будет его штурманом. Все это идет из детства.
– Ее я привезла из Москвы. Когда четко решила, что буду участвовать в чемпионате по ралли, продала свою городскую машину, добавила еще немного денег и поехала в Москву. На тот момент она была самая подходящая мне по бюджету. Конечно, я бы хотела ездить на Subaru. Но в ралли она обходится в два раза дороже, чем нынешняя машина. Когда я только села в желтый «Ситроен», сразу влюбилась. Сходу нашли общий язык, купила не раздумывая. Везла в Алматы на машине, где перевозят овощи, фрукты. Не знала, как можно ее еще доставить. Искала самый дешевый способ. У меня были ограниченные финансовые возможности. Помню, что еще даже не пришла резина, а я поехала на первое ралли, чтобы протестировать машину.
Когда нет гонок, она стоит в гараже. По городу на ней передвигаться нельзя. На соревнования вожу на прицепе или эвакуаторе, крайне редко своим ходом.
Комментарии