Известный российский футбольный агент Рустам Раджабов не только организовывал трансферы десятков игроков КПЛ, но и поработал спортивным директором «Окжетпеса». После смены руководства он также покинул кокшетауский клуб, однако контактов с Казахстаном не растерял.

В беседе с Prosports.kz воспитанник московского «Торпедо» рассказал о том, как его клиенты сейчас чувствуют себя в КПЛ, что мешает казахстанскому футболу развиваться и какова на самом деле агентская доля.

– С казахстанским трансферным рынком вы работаете не первый год. Кто из ваших клиентов сейчас выступает в КПЛ или первой лиге?

– Действительно, на казахстанском рынке я работаю уже более 8 лет. На самом деле, игроков с паспортами Казахстана у меня не так много. В основном мои клиенты играют в России, и есть несколько ребят в Европе. Казахстанцев всего трое: Александр Марочкин из «Кайсара», Виталий Волков из «Актобе» и Султан Абилгазы из костанайского «Тобола». В остальных случаях я либо отдаю футболистов в ту или иную команду через посредников, либо они делают это через меня.

– Александр Марочкин – это тот самый, с удивительной историей карьеры? Правда, что он попал в профессиональный футбол в 22 года, не имея за спиной никакой спортивной школы?

– Да, это правда. В Европе говорят в таких случаях – Cinderella story, за два года от двора до первой сборной. Начиналось все относительно недавно, мы тогда с Владимиром Васильевичем Мухановым комплектовали футбольный клуб «Окжетпес» практически с нуля. Помню первые двусторонние игры, Саша все время рвался вперед забивать. Владимир Васильевич в нем сразу что-то увидел и начал его пробовать на тех же сборах практически на всех позициях. В итоге где-то из 50 казахстанских профессиональных футболистов остановил свой выбор именно на Марочкине.

– Какие качества позволили ему стать профессионалом? И в чем его особенность как игрока?

– Трудолюбие, самоотдача, желание самореализоваться и самое главное – желание учиться. Ну и, конечно же, природные данные, Саша очень атлетичен и никому в той же скорости в КПЛ не уступит.

– Кардинально отличается история другого вашего клиента – Виталия Волкова. Воспитанник российского футбола с опытом игры в РФПЛ. Но ему уже 37 лет. Как он себя сейчас чувствует в «Актобе»?

– Виталий чувствует себя замечательно. Он в городе, где футбол любят всем сердцем, он в команде, где главный тренер ему полностью доверяет. Что может быть лучше? На самом деле, я не могу назвать Волкова клиентом, у нас даже с ним контракта нет, все на доверии. Мы дружим уже более 16 лет, а это дорогого стоит.

– Благодаря чему ему удается находиться в отличной форме в свои годы?

– Сколько я его знаю, он всю свою футбольную карьеру был и остается до мозга костей профессионалом. Он – настоящий пример для подрастающего поколения. Виталик может позволить себе маленькую бутылочку пива, и то по праздникам, настоящий «режимщик». Уверен, он так и до 40 доиграет, вот увидите.

«Не думаю, что признать «Актобе» банкротом – хорошая идея»

– У «Актобе» большие финансовые проблемы. Сказывается ли это на вашем клиенте?

– Абсолютно не сказывается. Для Виталия финансовый вопрос был всегда на втором плане. Естественно, он важен, но любовь к футболу у него еще с детства была на первом месте. Так что он никогда не жаловался, что, мол, зарплату не платят. Тем более, насколько я знаю, те футболисты, которые пришли в начале этого сезона, получают зарплату исправно.

– По вашему мнению, как Самату Смакову спасти клуб?

– Тяжело сказать, так как не владею всеми нюансами, которые происходят в клубе. Не думаю, что сняться с чемпионата и признать клуб банкротом – хорошая идея. Многие злопыхатели только на это и намекают, и этого, соответственно, ждут. Здесь, как мне кажется, нужно всеми силами искать спонсоров и двигаться дальше. Смаков, обладая своим авторитетом, думаю, с этим справится. Не сегодня, так завтра.

Виталий Волков и Рустам Раджабов дружат и сотрудничают 16 лет