Главный тренер карагандинского «Шахтера» в традиционной рубрике «PROСПОРТ» рассказывает о том, почему перед Лигой Европы не удалось докупить сильных игроков и удлинить скамейку запасных, со сколькими тренерами казахстанских клубов не может найти общий язык, кто скорее всего покинет клуб по окончании сезона, и чего в первую очередь не хватает отечественному футболу для планомерного развития. И хотя беседа с наставником «горняков» состоялась еще до финального матча на Кубок Казахстана против «Тараза», Виктор Балютович наметил возможные векторы развития «Шахтера» в будущем году.

- Виктор Балютович, вам понравилась игра «Шахтера» в Нидерландах?

- В принципе, учитывая, что у нас шесть человек основного состава отсутствовали в этом матче, можно быть довольным качеством игры.

 

«Вичус все-таки может бросить сильнее, жестче и точнее. Это и позволяет создать остроту у чужих ворот»

 

- Перед матчем вы говорили, что останетесь довольны результатом, если после финального свистка сохраните шансы на выход из группы. Несмотря на поражение, вероятность выхода «Шахтера» в плей-офф Лиги Европы еще есть… Нужно выигрывать в двух оставшихся матчах и надеяться на победу «Алкмаара» над ПАОКом.

- Будем надеяться, что все так и получится, как вы говорите. Учитывая, в каком состоянии сейчас «Алкмаар», команда идет на первом месте в своем чемпионате, вполне вероятно, что АЗ выиграет у ПАОКа, а я уверен, что голландцы будут играть с греками на победу вне зависимости от того, решат они до этого матча задачу выхода из группы или нет. И в этом случае все зависит от нас самих. Но я все- таки имел в виду немного другое на пресс-конференции, – что нам удастся добиться ничейного результата в Голландии. И по ходу матча все видели, что это может получиться. Нам нужно было забивать гол…

- Когда стало известно, что в Алкмаар летят только 14 игроков «Шахтера», а шесть ключевых футболистов основного состава остались в Казахстане, в удачный исход верилось с трудом. Но, как вы сказали, матч все-таки мог завершиться удачно для нашего клуба. Благодаря чему вам удалось навязать Адвокату обоюдоострую игру, особенно в первом тайме?

- В первую очередь, это то, чем характерна игра «Шахтера» – надежные действия у своих ворот, качественное исполнение стандартов и контратаки. Как раз мы и со стандартов, и в контратаках могли забивать. За счет этих трех составляющих мы и надеялись добиться результата, но, к сожалению, в ряде эпизодов не хватило мастерства.

- В отсутствие Вичуса из-за боковой мяч в игру вводил Симчевич, и он тоже может доставлять снаряд в середину штрафной площади… Почему он этого не делает, когда литовец на поле?

- Вичус все-таки может бросить сильнее, жестче и точнее. Это и позволяет создать остроту у чужих ворот.

 

«Я думал выпустить на поле Муртазаева вместо пятого защитника, скорее всего, Борантаева. А Тарасов бы сместился на левый фланг»

 

- Еще хотел спросить об игре с «Алкмааром». В концовке второго тайма «Шахтер» в нескольких эпизодах из-за потерь мяча на чужой половине поля включался в высокий прессинг, благодаря чему и удалось создать два-три опасных момента у ворот Эстебана. Почему ваша команда не использует этот прием системно на протяжении всего матча?

- Использовать высокий прессинг системно можно, но на протяжении всего матча делать это довольно трудно. И то, что мы делаем сейчас – это не случайно, все действия отрабатываются. Просто нужно понимать, что есть эпизоды игры, когда это можно делать, а в других отрезках – нельзя.

- Вторую замену даже не думали проводить?

- Вторая замена не усилила бы нашу игру. Она была припасена на случай, если кто-то получит травму. А плановая замена была одна – выход Муртазаева.

- Перед матчем вы говорили, что из-за кадровых проблем, возможно, измените игровую модель. Это было сказано для отвода глаз соперника, или у вас действительно был альтернативный вариант тактической схемы с четырьмя защитниками?

- Именно такой вариант был у нас в запасе. Мы рассматривали возможность игры с двумя нападающими как раз на тот случай, если бы нужно было отыгрываться. Я думал выпустить на поле Муртазаева вместо пятого защитника, скорее всего, Борантаева. А Тарасов бы сместился на левый фланг. И необходимость в таком усилении была, но получилось так, что Зенькович не очень удачно проводил игру, и поэтому заменен был именно он.

- Кого бы выделили из резервных игроков команды, которые в Голландии вышли на поле с первых минут и были призваны заменить лидеров?

- Байжанова все-таки не будем считать резервным игроком, это системообразующий футболист, из основной обоймы. А из остальных я, наверное, выделил бы только вратаря Стаса Покатилова. Несмотря на то, что в голе он виноват, все-таки отыграл он очень хорошо, ведь он молодой и первый раз вышел на такой важный матч.

 

«У всех футболистов 15 ноября заканчивались контракты, и на продление тоже нужны были средства»

 

- Вообще, нехватка квалифицированных запасных игроков у «Шахтера» в этом сезоне, особенно в Лиге Европы, бросалась в глаза. Часто вы проводили за матч всего по одной - две замены, даже если все игроки были в строю. В итоге упущенные победы с ПАОКом и «Маккаби». Однако, по ходу квалификационного турнира Лиги чемпионов вы не могли не понимать, что усиление команде нужно. В чем все-таки была загвоздка? Хроническая для нашего футбола нехватка средств?

- Во-первых, да. Изначально в бюджет были заложены деньги на участие клуба лишь в трех квалификационных раундах еврокубков. А когда мы поняли, что прошли дальше по турниру, возникли проблемы. Средств не хватало не только на то, чтобы приобрести каких-то футболистов, но и с перелетами. Более того, у всех футболистов 15 ноября заканчивались контракты, и на продление тоже нужны были средства. Здесь нам помогли только деньги, которые поступили от УЕФА за выход в групповой турнир Лиги Европы. Позже, акимат тоже выделил нам дополнительные средства, но это случилось уже в ноябре. Во-вторых, дозаявочная кампания в Казахстане закончилась в то самое время, когда стало окончательно ясно, что мы вышли в следующую стадию еврокубка. У нас оставалось лишь один или два дня, и этого времени было недостаточно, для того чтобы выдернуть каких-то нужных футболистов.

 

- По ходу всего нынешнего евросезона было заметно, как руководство области поддерживает команду. Аким лично провожал «Шахтер» на каждый выездной матч. При этом все прекрасно понимали, что выход клуба в основной раунд Лиги Европы – это настоящий прорыв, о Караганде узнала вся футбольная Европа. Неужели в связи с этим нельзя было на высоком уровне быстро решить финансовые проблемы?

- На самом деле все возможное было сделано. Тот же аким области постоянно помогает решать любые вопросы. Но надо понимать, что он выделяет деньги не из своего кармана, и это решается не так просто. Это довольно долгий процесс, поэтому средства поступили только к ноябрю. И опять же повторюсь, не очень удобен в этом плане календарь. Невозможно просчитать выход в основной раунд Лиги Европы, тем более что это произошло впервые. Поэтому и на новых игроков средств заложено не было. Никто ведь не верил в то, что мы добьемся успеха. Никто не верил, что мы пройдем дальше четвертого квалификационного раунда. Но в будущем, я надеюсь, будет запланировано выделение дополнительных средств в случае выхода команды в основную стадию еврокубка.

- Однако ощущение по ходу квалификации складывалось такое, что для «Шахтера» выход в групповой раунд Лиги Европы или Лиги чемпионов – основное приоритетное направление. На моей памяти впервые руководители казахстанского футбольного клуба прямым текстом говорили в СМИ о том, что готовы пожертвовать результатами в национальном чемпионате ради успешного выступления в Европе…

 

- Я действительно говорил еще до матчей с БАТЭ о том, что еврокубки – приоритетное направление. Но это была наша внутрикомандная цель. А на уровне руководства области об этом стали говорить уже после того, как мы прошли БАТЭ и «Скендербеу». Тогда уже надо было распределять силы и стремиться к максимальным результатам в Европе, раз уж мы об этом заявляли. А также мы нацелились на национальный Кубок, чтобы не остаться в этом сезоне без трофея и обеспечить себе участие в Лиге Европы на следующий год.

 

«Тот же Каньяс вряд ли останется у нас, Газарян скорее уйдет, чем останется»

 

- Но вы ведь не могли не понимать, что пробиться в следующем сезоне в основной раунд еврокубков будет легче, если начать квалификацию со второго раунда Лиги чемпионов, то есть выиграв чемпионат Казахстана… Здесь нужно пройти только два круга, чтобы гарантировать выход в Лигу Европы, а во втором по значимости турнире нужно будет играть четыре раунда, при этом в соперники получить команду уровня «Вердера» или киевского «Динамо»…

- Почему? Я так не считаю. Думаю, проще пробиться все-таки через квалификацию Лиги Европы, особенно если ты будешь сеяным. А в Лиге чемпионов можно сразу же получить такого соперника, справиться с которым будет очень трудно. Например, может попасться та же «Виктория Плзень», которая сейчас играет в сетке Лиги чемпионов, БАТЭ не самый лучший соперник тоже. То есть можно сразу же распрощаться со всеми планами. И на третьем этапе нам тоже попадутся чемпионы хороших крепких стран, не Лихтенштейна. А в Лиге Европы чаще на первых этапах попадаются призеры из постсоветских стран. Думаю, что призеры от чемпионов заметно отличаются и в бюджете, и в классе. Сильный соперник, скорее всего, попадется в четвертом раунде, а на одну игру можно собраться.

- Получается, что финальный матч Кубка страны для вас более важен, чем оставшиеся игры в Лиге Европы…

- На данном этапе, где сейчас находится «Шахтер», нам однозначно нужно бороться за Кубок. Но календарь теперь будет не таким сложным – чемпионат завершен. Поэтому силы можно не перераспределять и полноценно готовиться к каждому из оставшихся матчей. Более того, мы планируем 22 ноября сыграть товарищеский матч с узбекским «Бунедкором». Они хотят устроить большой праздник на новом стадионе в Ташкенте. В случае победы над ПАОКом, как мы уже говорили, наши шансы на выход из группы значительно возрастут. Если же с греческим клубом не удастся сыграть на победу, тогда, вероятно, мы пересмотрим планы на матч с «Маккаби» и придумаем что-то другое.

- В чемпионате страны «Шахтер» выступил неудачно. В случае поражения в финале Кубка от «Тараза» можно будет считать сезон провальным, или достижения в Европе перекрывают все?

- Думаю, перекрывают почти все. Для престижа казахстанского футбола выход в Лигу Европы делает больше, чем какие-то внутренние результаты. Как вы говорите, сейчас, действительно, у любого спроси в Европе, о Караганде знают почти все. То есть для страны это самое важное. С точки зрения развития клуба, для «Шахтера» неучастие в еврокубках в следующем году будет большим минусом. Но, я думаю, и это тоже можно использовать с пользой. У нас сейчас есть планы – провести смену поколений, попытаться создать более интересную, более сильную команду. На это будет целый год. У руководства будет время, чтобы улучшить нашу инфраструктуру. Это время просто так не пропадет. И если, не дай Бог, мы проиграем, мы используем время с пользой для клуба.

 

«Мы надеемся, что финансирование будет увеличено, иначе в следующем году нам опять не будет хватать футболистов»

 

- По окончании сезона «Шахтер» расстанется с некоторыми игроками, которые составляют основу сегодня? Или это будет зависеть от результата финала?

- От финала это не зависит. Но, естественно, с кем-то нам придется расстаться. У игроков заканчиваются контракты, и они получают приглашения от других клубов, и не только казахстанских, не буду пока говорить, каких конкретно. Тот же Каньяс вряд ли останется у нас, Газарян скорее уйдет, чем останется. Таких игроков несколько. Самое главное, чтобы они добросовестно доработали свой контракт и не думали пока о другой команде. И мы скажем им спасибо.

- Хижниченко может уехать в Европу?

- Он тоже может покинуть «Шахтер», но говорить об этом, повторюсь, преждевременно.

- Кто придет на смену этим игрокам?

- Решение этого вопроса как раз зависит от исхода финального матча на Кубок. Если мы выйдем в Европу, мы возьмем более квалифицированных футболистов, с которыми мы уже предварительно договорились. Это будут исполнители, которые усилят игру. У нас есть два варианта развития команды. В случае поражения будем думать об омоложении команды. После финала Кубка я встречусь с руководством клуба, и буду обсуждать все эти вопросы, в том числе вопрос своей дальнейшей работы в «Шахтере».

- У вас наверняка у самого немало предложений от других команд…

- Предложения есть, но в первую очередь я поговорю с руководством «Шахтера».

- Есть вероятность, что бюджет карагандинского клуба будет увеличен?

- Не знаю. В этом году у нас был седьмой или восьмой по величине бюджет в Казахстане. После всех увеличений, которые произошли осенью, мы получили только четвертый или пятый бюджет по стране. Поэтому, естественно, мы надеемся, что финансирование будет увеличено, иначе в следующем году нам опять не будет хватать футболистов.

- Не могу не спросить вас о том, как складываются ваши взаимоотношения с главными тренерами других казахстанских клубов. У вас случались ссоры и с тренером «Кайрата» Владимиром Вайссом и с наставником «Ордабасы» Виктором Пасулько. Почему вы не можете найти общий язык с коллегами?

- У меня со всеми тренерами хорошие отношения, со многими даже дружеские. С тем же Вайссом тоже. То, что мы поругались во время игры, ничего не значит. Мы друг друга не оскорбляли. Это рабочие моменты, которые мы забываем после игры. Из тех специалистов, которых я знаю, со всеми почти у меня хорошие отношения. Я, например, не очень хорошо знаком с Радуловичем. У меня только с одним тренером отношения не сложились. Не буду его называть, и не буду говорить, почему они не сложились, хотя сам это прекрасно понимаю.

- На ваш взгляд, казахстанский футбол сделал за последнее время шаг вперед с точки зрения уровня организации чемпионата, культуры боления, развития вида спорта?

- В организационном плане – да, однозначно, шагнул и продолжает развиваться. При этом не только чемпионата, но и на клубном уровне. Многие команды, «Астана», «Кайрат», стараются организовать работу на европейских стандартах. Про то, что культура боления улучшилась – не знаю. Наверное, везде по-разному. Но судя по тому, что на матчи сборной стало приходить больше зрителей, тоже можно сделать вывод, что шаг вперед сделан. Качество футбола, конечно, тоже улучшилось. Об этом можно судить по тому, как играл «Шахтер» и другие казахстанские клубы в Европе. Лидеры чемпионатов Беларуси, Шотландии, Греции, Голландии играли с нами, и мы неплохо выглядели на их фоне. Но для того, чтобы выйти еще на более высокий уровень, нужно заниматься развитием в пяти основных составляющих. Это, естественно, тренеры и футболисты. Организация работы клуба. Здесь мы видим прогресс. Но также нужны стабильное финансирование и материально-техническая база. Во многих клубах положение дел остается не на уровне. Поля, учебно-тренировочные центры оставляют желать лучшего.  А это также важно, как и все остальное. Есть такая тренерская поговорка: игра команды не может идти впереди материально-технической базы. Это основа, и проблемы здесь есть существенные. Постоянные скандалы, с тем же «Иртышом», показывают, что с финансированием есть проблемы тоже. Здесь скрыты дополнительные резервы, благодаря которым можно добиться прогресса в казахстанском футболе.

 

«… это даст нам возможность синхронизировать трансферные окна с Европой»

 

- Что вы думаете о существующей формуле проведения чемпионата Казахстана? 12 команд, 2 дивизиона по 6 команд и разделение очков… Вас лично все устраивает?

- Если будет в чемпионате от 8 до 12 команд – это нормально. Здесь хоть и будет меньшее количеств игр по сравнению с другими чемпионатами, но смысл в этом есть. Есть смысл, чтобы даже еще сократить состав участников и благодаря этому усилить турнир. Но это надо все продумать. Схема соревнования для такого количества команд вполне приемлемая. А по поводу разделения очков, понимаете, я не считаю, что это сильно влияет на итоговую турнирную таблицу. Более того, сейчас чемпионство разыгрывается в матчах с прямыми конкурентами в первой шестерке, в последних десяти турах. И это мне представляется более справедливым.

- Сказалось ли, на ваш взгляд, на казахстанском футболе, на нашем чемпионате создание Профессиональной футбольной Лиги?

- ПФЛ проводит чемпионат. Но единственное, что я заметил, они больше стараются помогать командам, когда возникают проблемы, конфликтные ситуации. Стараются разрешать финансовые вопросы. Активно вмешиваются, общаются с акимами. Я думаю, что они свою работу будут усиливать. ПФЛ появилась только в этом сезоне, и у них еще есть резерв, чтобы усилить свою работу. И я хотел бы сказать, что нам необходимо переходить на систему проведения национального чемпионата «осень - весна». Пусть матчи проходят в те же сроки, что и сейчас, просто круги поменяются местами, но это даст нам возможность синхронизировать трансферные окна с Европой. Пусть пока нет инфраструктурной базы. А когда будет нормальная инфраструктура, можно будет и календарь подверстать так, чтобы зимний перерыв был не очень длинным. Я расстроился, когда переход на «осень-весна» отложили до 2015 года.

 

Евгений ГАЙДАМАКИН

Роттердам, Нидерланды – Караганда – Алматы, Казахстан

Фото Семена НЕВЕРОВА, Измаила БЗАРОВА, uefa.com