Легенда и икона карагандинского «Шахтера» Андрей Финонченко рассказывает о своей преданности клубу, «пораженческом настроении», исторических битвах в еврокубках, скандале с Кумыковым, пророчестве Назарбаева и личных целях.

– Отец привил мне любовь к футболу, – начал Андрей. – Раньше было намного сложнее попасть в спорт. Отец долго не думая отдал меня в футбольную секцию. Благодарен ему за то, что он в нужное время определил мое будущее. Благодаря отцу я достиг всех высот.

– Мама тоже была не против футбола?

– Поначалу она много переживала. Много говорила о том, что нельзя бросать учебу. Но мужская половина переборола женскую, и слово отца было решающим. А позже даже мать стала ходить на стадион, чтобы поддерживать меня.

– Твой взгляд на образование?

– Образование очень необходимо. 10 лет назад в физкультурном училось 80 процентов футболистов. Сейчас картина изменилась. Большинство идут учиться на экономистов и юристов. Сейчас в Караганде в физкультурном учатся, кажется, 2-3 футболиста. Стоит отметить, что ты не всю жизнь будешь играть в футбол. Все может произойти. Каждый спортсмен должен быть образованным. После завершения карьеры, если не найдешь себя в спорте, образование поможет найти себя в другой сфере.

– Есть желание получить второе высшее образование?

– Желание есть. Одно высшее образование есть, а значит, второе можно получить намного проще. Можно и заочно поучиться. Сейчас времени этим заниматься нет. Возможно, в недалеком будущем. Учиться никогда не поздно. Ничего страшного нет, если в студенческой группе буду с теми, кто намного меня младше.

– В юношеские годы были традиции в семье, которым не изменяете и по сей день?

– Когда еще были живы бабушка с дедушкой, у нас по субботам был банный день. Все родственники собирались. В том доме сейчас живут мои родители, и эта традиция продолжает существовать. Играем в лото после бани.

– Мама часто скандалы закатывала, когда видела, что ты получал травмы на поле?

– Это сейчас везде искусственные поля. А раньше бегали на щебенке. Помню, как в молодом возрасте играли на областном турнире против мужиков. Столкнулся с двумя, ободрал на таком поле все на свете. Дома был скандал. Но тренер всегда старался контактировать с моими родителями и успокаивал их. Заверял, что у меня все получится и мне нужно только дать время, чтобы проявить себя на должном уровне.

– Чем запомнился первый тренер?

– Анатолий Владимирович Чудинов всегда уважал своих подопечных, поддерживал. Проводил собрания с родителями. Однако Чудинов ушел из жизни, поэтому вынужден был перейти тренироваться под руководство экс-игрока «Шахтера», мастера спорта СССР Геннадия Костюченко. Этот специалист мне очень многое дал в плане футбола.

– Самая запоминающаяся фраза Костюченко?

– Про меня он всем говорил, что этот человек будет играть в футбол. Кстати, после того как он перевел меня с защиты в нападение, часто мне говорил, что мое место на поле меня всегда найдет. Главное усиленно тренироваться и любить футбол. Как и любой тренер, он всегда указывал на мои ошибки, и мы работали над ними. Если тренер тебя жалеет, то ты и останешься на том же уровне и не будешь прогрессировать.

– В 18 лет тебя пригласили в главную команду…

– Разница в возрасте сразу же чувствовалась. Хорошо, что мы тренировались вместе с дублирующим составом на одном поле. Я познакомился с теми, кто был практически моего возраста. В команде мастеров сразу начинаешь быстрее мыслить. Мяч вовремя не отдал – получил по ногам.

– В первый год так и не удалось отметиться голом. Тяжело было в плане психологии?

– В конце апреля 2001 года состоялся мой дебют в матче с кокшетауским «Есилем», к сожалению, не удалось забить в тот год. У нас были тогда хорошие нападающие. Да и у меня не так много было игрового времени. Зато потом, в 2003-м, довелось стать лучшим бомбардиром чемпионата с 18 голами. Особо запомнился первый мой гол в ворота «Восток-Алтын» из Усть-Каменогорска. Минимально обыграли соперника.

– Насколько респектабельно было получить приз лучшему нападающему чемпионата из рук великого Евстафия Пехлеваниди?

– Специально из Греции Пехлеваниди прилетел по случаю 90-летия казахстанского футбола. Бесценно для любого игрока получать призы от легендарных в прошлом футболистов. До того момента я только слышал фамилию Пехлеваниди. Знал, что у него был пушечный удар. Помню, вышел на сцену и познакомился с ним лично. Мне было очень приятно увидеть его воочию. Такие акции очень полезны для молодых футболистов. Они начинают стремиться быть такими же великими, а возможно, даже превзойти своих предшественников.

– Были в твоей жизни еще встречи с великими людьми?

– После Суперкубка страны, когда проиграли «Ордабасы». Президент Казахстана поздравил нас и утешил. Попросил не расстраиваться, заверив, что мы еще сможем выиграть этот трофей. Кстати, Назарбаев долго поработал в Караганде. Было приятно вдвойне от него это услышать.

– Слова Президента очень скоро сбылись…

– Да, мы наконец-то выиграли Суперкубок Казахстана. К сожалению, Нурсултана Абишевича на том матче не было.

– Много предложений поступало из других клубов после 2003 года?

– Мне всегда нравилось играть на домашней арене. Предложения были, но я год за годом был предан своему клубу. Сейчас даже руководители клубов и не думают меня приглашать в свои команды. Они не видят в этом смысла: уверены, что я останусь в Караганде.

– Отец всегда с трибун смотрит за твоей игрой. Если бы ты перешел в другой клуб, не стыдно было бы смотреть после этого в глаза отцу?

– Отец не пропускает ни одного моего матча в Караганде. Сейчас приезжает в Астану на матчи Лиги Европы. Он один из главных моих болельщиков. Его мнение после игры очень ценно. Но думаю, после трансфера мне не было бы стыдно посмотреть ему в глаза. Он один из первых узнал бы о моем желании покинуть «Шахтер».

– Как отец отреагировал на недавний вызов в сборную Казахстана?

– Он всегда рад, что его сын выступает на ведущих ролях в казахстанском футболе. Он гордится мной.

– 6 июня 2003 года состоялся дебют в сборной при Тимофееве. Тогда верилось, что ты в таком юном возрасте уже в главной команде страны?

– Тимофеев лично со мной разговаривал, заверив, что на меня рассчитывает и хочет со мной работать. Мне тогда было 21. Престижно выступать за Казахстан.

– Чем запомнился Тимофеев как тренер сборной?

– Он возглавил сборную сразу после завершения карьеры игрока. Соответственно и отношения с футболистами у него остались на одном уровне. Но он был требовательным. Серьезно относился к тренировочным процессам.

– Затем случился неприятный инцидент, когда Тимофеев отстранил тебя от сборной якобы за «пораженческое настроение»…

– Точнее «паническое настроение». Откуда только взяли эти слова?! Я никому такого не говорил: ни тренеру, ни сборникам. Сразу же стали печатать в прессе мои слова, снимки со мной. Развели сплетни на ровном месте. Спасибо Новикову, Низовцеву, Жейлитбаеву, Балтиеву, Авдееву за то, что они встали на мою защиту. Меня тогда вообще хотели отстранить от футбола. Ребята, которые давно играли за сборную Казахстана, помогли мне. Они тогда у всех журналистов спрашивали: откуда такая информация, Андрея, что, на камеру засняли или на диктофон записали, он если нам такое не говорил, то как у вас хватило совести подобное написать? Желтая пресса долго не думала и на мне сделала сенсацию. В тот момент я сосредоточился на делах клуба. Позже меня вызвал в сборную Арно Пайперс.

– Видя тренировочную базу в Талгаре, даже не верится, какие условия сейчас и какие раньше были…

– Небо и земля. Раньше 40 минут в одну сторону добирались, 40 минут – в другую. Сейчас все на высшем, европейском уровне. После тренировок можешь расслабиться в сауне, есть фитнес-зал. Созданы все условия для плодотворной подготовки к международным матчам.

– После долгожданного чемпионства нашелся в клубе тот, кто на радостях совершил сумасшедший поступок?

– Никто налысо не стригся. Долго меня поздравляли, как футболиста, кто давно уже играет за «Шахтер». Вся Караганда гуляла. Болельщики центральную улицу перекрыли. Царила эйфория.

– Голову не сносит, оттого что играешь в групповой стадии Лиги Европы?

– Раньше никто не верил в наш успех. Все считали, что мы не пройдем «БАТЭ». Добились успеха за счет командных действий. Мы – одна семья. Нам не повезло в Шотландии. Не пропусти мы в добавочное время перед перерывом, все могло пойти по другому сценарию. Попали в перекладину, а забей тогда, и «Селтику» нужно было забивать еще дважды. Мы еще не доросли до групповой стадии Лиги чемпионов. Пройдя «Селтик», мы попали бы в группу с «Аяксом», «Барселоной» и «Миланом». И что тогда? Были бы «мальчиками для битья»! Надо сначала притереться в Лиге Европы. Мы не уступаем ни в чем своим соперникам. Скорее всего, просто не хватает еврокубкового опыта. Будем со всеми биться на равных, обещаю.

– Удалось посмотреть видео матча «Шахтер» – «Селтик» с комментариями известного российского журналиста Василия Уткина?

– Да, мне понравилась его работа. Он часто говорил про наши опухшие глаза. Но мы играли очень поздно, всему есть объяснение. В Казахстане уже спали, а мы только начинали играть. Сам Уткин не верил, что мы сможем обыграть «Селтик». Но потом признал, что мы умеем играть в европейский футбол. Даже главный судья того матча меня благодарил за игру и выражал свои комплименты. Ему понравился «Шахтер».

– После матча домой в Караганду долго добирались?

– Обычно по трассе на машине за 2 часа можно доехать, а в тот раз с семьей 6 часов путешествовали. Пробки ужасные. Фанаты сразу после матча назад в Караганду отправились. Средняя скорость авто была 50 км/ч.

– По пути домой фанаты вас не останавливали?

– Один раз попросили остановиться. Началась фотосессия, брали автографы. Столько времени на все ушло. Потом сожалел, что остановился. Большего этого не повторялось.

– Обрадовался, что руководство пошло навстречу вам, разрешив на еврокубки брать с собой жен?

– Хорошее решение. У нас плотный график. За последнее время дома удалось побывать всего лишь полтора дня. Теперь домой только 25 октября попаду.

– Чем занимаетесь с семьей, когда удается побыть дома?

– Гуляем по паркам с ребенком. Можем сходить в ресторан поужинать.

– Не напрягает такой календарь?

– Сначала было непривычно. Но тренер всегда спрашивает о самочувствии. Говорит, если кто-то устал, только скажите и мы выпустим на поле резервистов, чтобы вы отдохнули. С пониманием относится к команде. У нас хорошая ротация в клубе.

– Ребенка есть желание отдать в большой спорт?

– Насте 23 октября исполнится 4 года. Я сказал, что в спорте моего ребенка не будет. Если что-то понравится, то на любительском уровне можно позволить. В спорте очень много травм и я не переживу, если моя девочка с этим столкнется. Пусть она занимается чем-нибудь другим, полезным. Сейчас любит петь, танцевать, стихи рассказывать.

– В последнее время разбушевался скандал с Виктором Кумыковым. Что с ним происходит? Эмоциональный взрыв? Стресс?

– То, что было в Греции после матча, объясняется тем, что мы проиграли. Он был очень расстроен. Это эмоции, и глупо остро на них реагировать. Моя работа – выходить и забивать. У меня такой настрой на каждую встречу. Я не супермен и у меня тоже бывают провалы. Где-то усталость сказалась. Но мне доставляет большое удовольствие играть в футбол. А это уже право тренера высказывать свое недовольство. Сейчас нужно сделать выводы и работать дальше.

– Веришь, что Кумыков мог ударить в лицо тренера «Ордабасы» Виктора Пасулько?

– В том матче я сидел на трибуне с женой. После матча зашел в раздевалку, поздравил ребят, сел в машину и уехал домой. На следующий день узнал об инциденте. Меня там не было и ничего объективного сказать не могу. Этот межличностный конфликт может стать похожим на то, что было между Моуринью и Гвардиолой в Испании. Не думаю, что этот скандал вызовет еще больше интереса к футболу. У нас интриги в чемпионате и без этого хватает.

– Насколько реально, чтобы «Шахтер» занял второе место в группе Лиги Европы?

– Следующий матч в Астане с АЗ будет решающим. Если нам удастся выиграть, то у нас будут большие шансы на выход из группы. Нам важно дома обыграть АЗ. Многие говорят, что «Шахтеру» повезло с жребием. Это не так. В Лиге Европы нет слабых команд.

– В завершение интервью хотелось бы узнать, чего не хватает на данный момент Финонченко и какие цели он перед собой поставил?

– Выигрывал уже много трофеев. Хочу достойно выступить на европейской арене. Выйти с «Шахтером» в плей-офф Лиги Европы. Очень хочу выиграть Кубок Казахстана. Никогда в жизни «Шахтер» еще не брал этот трофей. За «Шахтер» забил 97 мячей. Как минимум три еще нужно вколотить. Что касается семьи, то мы хотим купить квартиру в Новосибирске, где живут родственники жены. Она хочет переехать туда. Но пока я занят работой в Караганде. Благодарен жене, что она всегда поддерживает меня. Когда выходила замуж она понимала, что ее муж-футболист. Все делаем сообща и это помогает сохранять теплые отношения. Сейчас жена ждет, когда завершится футбольный сезон и мы полетим отдыхать в теплые края. Весь год ждет этого.

 

Марк ШПИЛЬМАН

Фото Эдуарда ГАВРИША