Золотая эра мужского тенниса, который расцветал на фоне соперничества участников «Большой четверки», в последние месяцы превратилась в противостояние всего двух великих игроков. Известный теннисный обозреватель Питер Бодо в своей колонке на сайте информационного агентства ESPN пытается разобраться, как подобное могло произойти, да еще и настолько быстро.

«В последнее время пресловутая «Большая четверка», о которой с таким придыханием все говорили пару лет назад, внезапно сократилась до «Большой пары» – классического противостояния в лучших традициях Пита Сампраса и Андре Агасси.

Всего несколько месяцев назад, когда тогдашний третий номер мирового рейтинга Энди Маррей вошел в историю, выиграв Уимблдон, завоевав свой второй титул на «мэйджорах» и вдохнув новую жизнь в саму идею «Большой четверки», мы говорили о продолжении золотой эры мужского тенниса.

Сейчас же мы заламываем руки, глядя на страдания Роджера Федерера, напрочь провалившего летнюю часть сезона, и опасаясь, что «небольшая операция» на спине Энди Маррея может иметь не столь небольшие последствия, как ожидалось ранее.

В результате получается, что в строю остаются лишь двое: лидер мирового рейтинга Новак Джокович и вторая ракетка планеты Рафаэль Надаль. И один из них (угадайте, кто именно) чувствует себя далеко не лучшим образом.

Как же все так быстро переменилось?

Началось с того, что 32-летний Федерер стал поддаваться всемогущему времени куда быстрее, чем ожидалось. Было еще не так страшно, когда действующий чемпион Уимблдона проиграл уже во втором раунде Сергею Стаховскому. Хуже было то, что последовало за этим.

Были по-настоящему тяжелые провалы на европейских пост-уимблдонских грунтовых турнирах, где швейцарец неудачно экспериментировал с новой моделью ракетки. И увенчалось все это безобразным, убийственным поражением от еще одного ветерана, испанца Томми Робредо, в четвертом круге US Open. Кто бы мог подумать, что слова «Федерер» и «безобразно» когда-нибудь будут стоять рядом?

Пит Сампрас и многие другие легенды могут многое рассказать о том, что старение в теннисе штука прескверная. Единственный шанс сохранить репутацию – уйти, находясь на вершине, с высоко поднятой головой. Но это очень сложно – ведь как понять, что ты уже на пределе? Билли Джин Кинг как-то сказала, что любой человек должен научиться жить и принимать уроки судьбы, которые приходят с неудачами и падениями. Похоже, Федерер как раз находится на этом непростом пути.

Ситуация с Марреем чуть более сложная и, вероятно, более интересная. Статус участника «Большой четверки» он в свое время получил, как говорится, авансом – в знак своих успехов на «Мастерсах» (девять титулов) и длительных бесплодных попыток завоевать первое чемпионство на турнире «Большого шлема». Чемпионство покорилось британцу только с пятой попытки, когда он выиграл финал US Open-2012.

Реальность такова, что Маррей, даже несмотря на то, что он значился второй ракеткой мира, всегда был «слабым звеном» в квартете великих. Это никоим образом не означает, что Энди «дутая величина», он куда более сильный игрок, чем, скажем, Томаш Бердых или Жо-Вилфрид Тсонга. Но с тремя остальными коллегами по «Большой четверке» он, по большому счету, так полноценно и не сравнялся.

Доказательства? Достаточно посмотреть таблицу рейтинга. Маррей уступает второму номеру, Надалю, около четырех тысяч очков. Это эквивалентно четырем титулам «Мастерсов» или двум победам на турнирах «Большого шлема». И все бы ничего, если бы в самый затылок Энди не дышал Давид Феррер, отстающий всего на четыреста баллов. Да и Томаш Бердых с Хуаном Мартином Дель Потро тоже расположились в опасной близости от шотландца.

В ближайшее время Феррер опередит Маррея, поскольку тот пропустит азиатские турниры, а возможно, и всю концовку сезона. Британец потеряет в таком случае более 1200 очков, а это значит, что, пока Энди восстанавливается, Федерер, Бердых и Дель Потро получат отличный шанс обойти его по итогам года.

Маррей традиционно хорошо выступает на Зеленом континенте, где он трижды подряд добирался до финала Australian Open. Но все равно не отпускает чувство, что в первой половине 2014 года на вершине мирового тенниса будет не четыре и даже не три соперника. Сейчас все выглядит так, что лишь Надаль и Джокович поведут отчаянную борьбу за лидерство в следующем сезоне».