Любое кино о спорте вдохновляет. Большинство документальных фильмов позволяют узнать как живут кумиры миллионов вне игры.

«Роналду»

В попытках побить очередной рекорд этот парень не остановится ни перед чем. Дела команды вторичны, важен личный результат. Любой ценой. Нет авторитетов, нет друзей. Только слава, самолюбование и эгоизм. Таким предстал перед взором сторонней публики один из самых закрытых футболистов, сильнейший атлет мирового футбола - Криштиану Роналду. Целый год съемочная группа следовала по пятам знаменитого португальца. Результат неожидан ровно так же, как и ожидаем. Фильм «Роналду» вызвал отторжение. В принципе, он неплохой. В нем мало футбола, как и в другой спортивной документалке про Айртона Сенну. Спорт - это лишь фон для раскрытия мотивов героя, его восхождения и, самое главное, изменений в характере. «Сенна» - это картина о духе соперничества, о влиянии гения на всю индустрию. Криштиану тоже пытается влиять. Но в одиночку он бы не справился. Так решили оскароносные создатели фильма и сделали огромный акцент на самом близком друге КриРо - его агенте Жорже Мендеше. Причем сам он все никак не может определиться, кто же для него Криш: сын, друг или брат? Куда больше он похож на очень хорошего юриста. Он обязан быть вежливым, учтивым и, что важнее, руководить всей PR-деятельностью ежегодного претендента на «Золотой мяч». Жорже, конечно, знал о съемках фильма. Он явно его одобрил. И ошибся. Тандем успешных мастеров - футболиста и агента, безусловно, продуктивен. Но карьера Криштиану Роналду не заслуга Мендеша, даже частично. Роналду всегда знал, что он делает и ради кого. Слова Жорже о бесконечной мотивации с его стороны смешны. Это всего лишь бравада. Есть менеджер, а есть тот, кто добился всего сам. Карьера Криштиану - это поступательное движение вверх без единой тяжелой травмы. Но это ЕГО движение. Совокупное везение во всем, что касается футбола - это, кстати, общая черта КриРо и Месси. Но это не упрек, а объективное свойство настолько успешных карьер. Когда нет возможности играть, а голова забита не тем, никакие тренировки не принесут успеха. А Криш тренировался и ещё как, - с утяжелителями для ног, чтобы доказать, что он лучший. И доказывает он это одному конкретному человеку, которого уже нет на свете. Отец Криштиану Роналду - вот главный мотиватор и злодей этого фильма, не Лео Месси. Папа Роналду много пил и практически не проводил время с маленьким Криштиану. КриРо старался для него. А затем понял, что если как футболист, он сам смог добиться такого мастерства, то сможет делать сам вообще все. Это самый противоречивый мотив фильма. Избранность Криша захватила его с головой. Он убежден, что ему подвластны любые вершины. И он одержим ими. Роналду признает, что «Золотые мячи» Месси били его в самое сердце, доводя до абсурдных возгласов, что премия ангажирована Блаттером. Он буквально сходил с ума в этот период и возвел в абсолют цель: выиграть «Золотой мяч» как угодно. Оттого и недовольсто Криштиану после редких замен и промахов в любой ситуации, даже при счете 4:0 в пользу «Реала», потому что у него всегда есть цель. Отец больше этого не увидит, но зато увидит сын. КриРо прибегнул к помощи суррогатной матери, чтобы младший Криштиану воочию узнал, каково это, когда твой отец - лучший в мире. От его заскоков периодически страдает и «Реал», и сборная Португалии. Криштиану Роналду не решает задачу улучшения микроклимата, как к примеру это делал другой эгоист - Златан Ибрагимович. Если одному важно в каком коллективе побеждать, другой пытается строить его под себя. Если Златан видит своей целью поднять боевой дух партнеров, то Криштиану его, в лучшем случае, не испортит. Все тренеры королевского клуба строили игру под Роналду, на чем и погорел, кстати, Рафаэль Бенитес. Он оценил функциональную готовность португальца и выбрал центральным персонажем своего «Реала» Гарета Бейла. Роналду не вытерпел. Конечно, Лео Месси тоже не ангел, особенно поздний. Рекомендации при назначении тренера, длиннющие переговоры по контракту, требование использовать себя в роли нападающего, - это совсем не красит аргентинца. Но все же он гораздо больше похож на обычного человека, наделенного феноменальным даром. Ему не нужны утяжелители для ног, да и рекорды, впрочем, тоже. Его обожает вся «Барселона». Не только город, но и футболисты. Не он стал продолжателем роли Бекхэма. Им стал Роналду - метросексуал, способный утвердить построение собственного памятника. Но это все тот же лучший атлет в истории мирового футбола. Криштиану Роналду - самый тренирующийся футболист в мире за последние 50 лет. Его манера игры импонирует миллионам, но только манера игры.

«Зидан: портрет 21-го века»

Этот фильм очень далек от классических документальных фильмов о спорте с множеством кадров суровых тренировочных будней и обязательными интервью с первым тренером, функционерами и родителями. Режиссеры Филипп Парено и Дуглас Гордон представляют нашему вниманию фильм, который длится 90 минут, что равняется стандартной протяженности футбольного матча. И с этим временем режиссеры поступили весьма своеобразно. Итак, мы переносимся на 23 апреля 2005 года на мадридский стадион «Сантьяго Бернабеу», где «Реал Мадрид» в рамках регулярного чемпионата встречался с «Вильярреалом». И нам предлагают посмотреть за результатом съемки 17-ти снхронизированных камер, которые снимали исключительно одно лицо этого грандиозного действа - как можно легко догадаться, Зидана. Мы увидим каждое движение Зинедина, каждый его взгляд и действие. В общем, абсолютно все, что происходило с ним тогда на поле. Безусловно, данный фильм является истинным подарком для настоящих любителей футбола, а ценность для почитателей таланта Зизу прочто фантастическая. Эта картина дает возможность окунуться в потрясающую атмосферу матча, увидеть тонкости и детали, которых не видно по телевизору. Это шанс, который настоящий болельщик просто не может упустить.

«Златан. Начало»

Данная документальная лента очень вовремя вышла на экраны. Многие люди, с ухмылкой читающие в СМИ фразы Златана о Златане и шутки, которые превращают его в футбольного Чака Норриса, могут посмотреть как Ибрагимович стал тем, кто он есть сейчас. А главное, какие люди его окружали и как помогали ему этого добиться.

«Марадона»

Если кто и должен был снимать фильм о Диего Армандо Марадоне, то только Эмир Кустурица. Нарисовать портрет этого аргентинца возможно, если вы сами прошли через тот же быт, что прошел Марадона. Латинская Америка и Балканский полуостров исторически схожи. И те, и другие были подвержены влиянию западных стран. Неслучайно Эмир Кустурица начинает свой фильм с поезда, на котором Диего отправляется в Венесуэлу, где проходит марш против Джорджа Буша. Казалось, этот поезд, как говорил сам режиссер, идет не только в Венесуэлу, а намного дальше. Таким и получился фильм о Марадоне. Он, словно этот самый поезд, ведет своего зрителя куда-то дальше, чем просто к биографии Диего, оставляя много поводов для рассуждения и внутреннего диалога.

«Пеле: рождение легенды»

Фильм «Пеле: рождение легенды» примечателен своим подходом к съемкам, раскрытию материала и стране. Казалось бы, что фильм, как и любой другой байопик, рассказывает нам о становлении маленького мальчика из пригорода, о преградах, которые он преодолевал по ходу дела. Но нет. Очень занятен тот момент, что тут буквально на равных с главным героем важным элементом картины выступает сама Бразилия. Страна тут не фон, не антураж действия, а незримый стержень всей картины. Как и матчи, показанные зрителю, так и весь фильм пропитан духом борьбы, духом джинги - своеобразного боевого искусства бразильцев, которое после его запрета постепенно преобразовалось в одноименный стиль игры. Именно благодаря духу страны, предков и джинги картина получилась прекрасной. В этом фильме в роли тренера играет известный актер Винсент Д'онофрио, но в кои-то веки это не особо значимо. Он отлично сыграл, но не забивал молодых актеров своей харизмой. Также заметно, что бюджет у картины невелик, но, тем не менее, в картину проваливаешься с головой. Приятно еще и то, что создатели пригласили принять участие в фильме самого Пеле на небольшое камео.