Председатель Профессиональной футбольной Лиги Казахстана Михаил Гурман подводит итоги первого этапа чемпионата страны в премьер-лиге, называет главную проблему отечественного футбола на сегодня и соглашается рассмотреть вопрос о смягчении лимита на легионеров.

«Нет смысла вообще создавать ПФЛ, если эта структура будет полуфабрикатом»

– Михаил Ильич, в начале беседы хотелось бы услышать от вас некоторое резюме к первому этапу чемпионата. Что изменилось в КПЛ с созданием ПФЛ?

– Сначала я хочу сказать пару слов о составе участников премьер-лиги. Много ведь звучало критики, мол, 12 команд – это слишком мало для высшего дивизиона. Но, как мы видим, даже и при таком составе находятся команды, которые испытывают финансовые затруднения. Зрелищность и популярность турнира зависит все-таки не от количества команд, а от качества игры. Хорошие легионеры покупаются за деньги, значит, клубы должны быть в необходимой степени обеспечены. На сегодня для нашей страны, для нашего чемпионата 12 – это оптимальное количество участников. Что касается вашего вопроса: ПФЛ – отдельная структура в казахстанском футболе, которая стремится к полной самостоятельности, в том числе и финансовой. А поскольку главными ее учредителями являются клубы казахстанского чемпионата, то я думаю, что с созданием ПФЛ клубы становятся более самостоятельными. У нас есть совет лиги, на котором каждая команда может выступить с предложением об изменениях в проведении чемпионата. Это предложение формулируется и выносится на исполком Федерации футбола Казахстана. Так мы очень быстро приняли решение о том, что в заявку на матч можно включать не пять, а шесть легионеров. «Кайрат» выступил с предложением, совет лиги его поддержал, а исполком федерации утвердил. Раньше проводить подобного рода решения было более сложно. Нет смысла вообще создавать ПФЛ, если эта структура будет полуфабрикатом. У нас уже есть проект Устава ПФЛ, который к началу следующего года будет утвержден. Таким образом, к началу следующего чемпионата мы будем полностью самостоятельными и независимыми. У нас появятся свои спонсоры, своя финансово-хозяйственная деятельность. Пока мы существуем лишь шесть-семь месяцев. Требуется время.

– Что вам не нравится в чемпионате Казахстана? Что хотелось бы поменять в ближайшее время?

– Наша главная проблема – это слабая инфраструктура. Стадионы и поля в большинстве регионов не соответствуют современным требованиям. «Шахтеру», например, разрешили сыграть второй отборочный раунд Лиги чемпионов в Караганде, а третий – уже запретили, пришлось играть на «Астана-Арене». Инфраструктуру хотелось бы улучшить в первую очередь. Сегодня в различных регионах страны появляются мини-футбольные площадки и большие футбольные поля с искусственным газоном. Но и этого недостаточно. С учетом того, что казахстанский чемпионат в скором будущем перейдет на систему «осень-весна», нужно говорить о строительстве манежей…

– Михаил Ильич, на эту тему хотелось бы поговорить несколько позже. Без учета перехода на «осень-весна», сегодня, что конкретно требует ПФЛ от клубов премьер-лиги касательно инфраструктуры?

– Поскольку первый чемпионат по системе «осень-весна» планируется начать уже в 2015 году, уже сейчас нужно говорить о строительстве манежей. И требования выдвигаются клубам с прицелом на 2015 год. Причем, насколько я знаю, в Актобе, например, не хотят делать манеж на три-пять тысяч зрителей – этого слишком мало для того региона. Поэтому там будет строиться большой спортивный комплекс на 20–25 тысяч человек.

«Многие финансовые вопросы приходится решать централизовано – положение обязывает»

– Штрафные санкции против «Акжайыка» и «Жетысу» изменили отношение клубов к своим финансам? Теперь все в порядке?

– Я надеюсь, что подобные ситуации в нашем футболе повторяться не будут. По крайней мере сегодня, по моим сведениям и в «Акжайыке», и в «Жетысу» финансовая ситуация стабилизируется. Люди поняли, что можно потерять очки. Дело ведь в том, что не все зависит от непосредственных руководителей команды, финансовая обеспеченность зависит зачастую от руководителей области. Думаю, это был хороший пример для всех команд.

– Сегодня в чемпионате Казахстана практически нет команд, кроме алматинского «Кайрата», которые содержались бы не на государственные деньги, а на средства спонсоров…

– Частный капитал, я уверен, придет в казахстанский футбол. К этому, конечно, еще нужно прийти – не все произойдет так быстро, как нам хотелось бы. Но я думаю, уже этой осенью карагандинский «Шахтер», которому предстоит играть в осенней стадии еврокубков, получит хорошего спонсора, может быть, даже зарубежного. Нужно искать спонсора для того же «Акжайыка», это, кстати, также входит в сферу деятельности ПФЛ. Я встречался с акимом области. Сейчас многие финансовые вопросы приходится решать централизованно – положение обязывает.

– Для того чтобы пришли спонсоры, у команд должно быть много болельщиков, футбол должны смотреть, а телевизионные трансляции с футбольных матчей – собирать большую аудиторию. Однако не все делается для того, чтобы футбол смотрели. Например, существует недовольство нынешним расписанием туров КПЛ. Матчи проводятся в одно время, иногда даже в рабочее… Может быть, стоит ограничить временные отрезки, в которые клубы могли бы назначать начало матчей?

– Это опять же связано с инфраструктурой. Не на каждом стадионе есть хорошее освещение, поэтому игры проводятся в дневное время и накладываются друг на друга. Кроме того, есть дни, в которые проводятся еврокубковые матчи или игры с участием сборных. Когда все это учитываешь, получается, что расписание тура может быть только таким, какое существует сегодня.

«Вполне вероятно, что уже с начала будущего года тур будет разбит на несколько дней»

– Все это можно понять. Но думаю, вы согласитесь с тем, что при большом желании расписание можно было бы сверстать так, чтобы матчи шли один за другими. Например, в Актобе, Караганде, Астане и Алматы игры можно начинать попозже, здесь с освещением все в порядке, играли же еврокубковые матчи поздно вечером. Оставшиеся поединки можно было бы проводить в дневное время, в выходные… Почему бы не перенять российский опыт? Представьте себе рядового болельщика чемпионата Казахстана, который в пятницу в 9 вечера смотрит первую игру тура, в выходные – еще по две игры, а заканчивается тур в понедельник вечером. Это хороший вариант для увеличения аудитории…

– Мы в принципе к этому и стремимся. Сегодня клубы могут самостоятельно выбирать время проведения игр, нужно этот вопрос вынести на совет лиги и решить. Конечно, чемпионату будет полезно, если количество зрителей у каждого отдельного матча и у всей премьер-лиги увеличится. Вполне вероятно, что уже с начала будущего года тур будет разбит на несколько дней, расписание начнут составлять с учетом именно этих требований. Надо это сделать.

– Существует ли сегодня возможность организовывать качественные телетрансляции из всех 12 городов, представленных в чемпионате Казахстана?

– Точно сказать не могу. Видимо, есть некоторые трудности связанные с нехваткой необходимого телевизионного оборудования в том или ином городе. Но опять же скажу, прогресс в этом плане есть. Благодаря телеканалу «Kazsport» и ФФК-ТВ показывается больше матчей.

– Если телевизионщики попросили бы вас разбить тур на четыре дня, чтобы показывать все шесть матчей каждого тура, вы согласились бы?

– Нужно к этому стремиться.

«Без развития футбольного телевидения не будет развития футбола»

– Касательно ФФК-ТВ надо сказать, что к качеству трансляций в интернете остается немало претензий. Вы сами смотрите игры на ФФК-ТВ? Можете оценить их качество?

– Смотрю, хотя получается не всегда. Нужно понимать, что этот проект совсем недавно стартовал, поэтому проблемы с качеством трансляций на данном этапе неминуемы. Но в то же время я знаю, что немало зрителей смотрят игры по ФФК-ТВ. Лучше так, чем никак. Есть технические проблемы, которые пока не удается устранить. Хотя нужно все делать для того, чтобы качество улучшалось. Сегодня для популяризации футбола делается немало. Чего стоит только проект «матч-центр» на сайте ПФЛ. Там можно смотреть не только видеоотчеты каждой игры, но и получать исчерпывающую статистическую информацию по любой игре. Мы заключили контракт с московской компанией «Статком», которая просчитывает каждый матч вплоть до точности передач, сделанных конкретным игроком. Это очень удобно для тренеров и интересно болельщикам.

– Эта информация весьма полезна и в работе нашей газеты, но, к сожалению, данные появляются лишь через несколько дней после завершения тура…

– Опять же нужно время, чтобы улучшить работу. Сейчас пока приходится долго ждать, когда клубы предоставят все необходимые видеоматериалы, пока «Статком» всю информацию обработает…

– Планируются ли какие-то совместные проекты ПФЛ и телеканала «Kazsport»?

– Да, но пока я об этом говорить не могу.

– Вы согласны с тем, что на сегодня первоочередная задача в развитии футбола – это становление спортивного телевидения?

– Это мои слова, и я могу их повторить. Без развития футбольного телевидения не будет развития футбола.

«Предложение по изменению какого-либо пункта в регламенте должно исходить от самих клубов»

– Хотелось бы вернуться к вопросу о переходе на систему проведения чемпионата «осень – весна». Почему пришлось отложить переход до 2015 года. Кто-то не доработал на местах?

– Была надежда, что реакция руководителей клубов в регионах будет более быстрой. Сейчас уже понятно, что до 2014 года необходимой инфраструктуры не будет. Но повторюсь, этот вопрос не снимается.

– Существует ли риск, что этот вопрос отложится на еще более поздний срок?

– Думаю, нет. С весны 2015 года по май 2016 будет сыгран переходной сезон, как это было сделано в России, а с осени 2016 года будет первый полноценный чемпионат по системе «осень-весна».

– Манежи, которые планируется построить в казахстанских городах, должны предполагать возможность ведения качественной телетрансляции из них. Это прописано в регламенте?

– Конечно. Более того, еще два года назад все клубы получили на руки проекты таких манежей. И в них учтены все нюансы, не сомневайтесь.

– Не могу не коснуться темы лимита на легионеров. С прошлого года в регламенте чемпионата прописано правило, которое позволяло клубам иметь в составе 7 иностранных игроков и 5 из них включать в заявку на матч. С недавнего времени команды могут заявлять по шесть легионеров. Сначала хотелось бы спросить, зачем вообще было нужно такое правило? Почему нельзя было включать в заявку всех легионеров, оставляя лимит для игроков, выходящих на поле?

– Эта инициатива исходила от самих клубов премьер-лиги. Правило работало полтора сезона, и вот теперь команды поняли, что это неудобно. Соответствующие изменения, как мы уже говорили, были внесены в регламент очень быстро.

– Существует ли вероятность того, что пункт регламента, касающийся легионеров, еще более смягчится? Не кажется ли вам, что лимит не дает результатов? Ведь наша сборная не становится сильнее, а смягчение лимита могут усилить наши клубы, сделать их более конкурентоспособными на международной арене.

– Во-первых, существующий лимит рассчитан на нынешний и следующий сезоны. Во-вторых, предложение по изменению какого-либо пункта в регламенте должно исходить от самих клубов, этот вопрос будет обсуждаться на совете лиги. А затем вынесенное предложение может быть утверждено или отвергнуто исполкомом ФФК.

«Наверное, лимит можно еще больше смягчить на какое-то время»

– Если казахстанские клубы захотят смягчить лимит, например, до формулы «4-7» (на поле играют четыре отечественных футболиста и семь легионеров), исполком федерации пойдет навстречу? Чемпионат ведь наш будет более зрелищным.

– Конечно, это возможно, но пока ни от одного клуба такой инициативы не последовало, хотя я провел уже три совета лиги.

– Могут ли клубы в таком случае рассчитывать на вашу поддержку? Мне кажется, этот вопрос уже давно назрел. По выступлению наших команд даже в нынешнем еврокубковом сезоне видно, что тренерам не хватает глубины состава. Об этом говорил тренер «Иртыша» Талгат Байсуфинов, тренер «Шахтера» Виктор Кумыков часто проводит лишь по одной-две замены в матче… Квалифицированных казахстанских игроков явно не хватает на все 12 клубов. Это косвенно подтверждает и количество натурализованных футболистов в нашей сборной.

– Это означает, что клубы неправильно ведут работу с молодежью, не правильно строят учебно-тренировочный процесс. Я уже говорил об этом тренерам.

– Все верно. Всем известно, что учебно-тренировочный процесс за первые годы независимости был просто провален. Не все было в порядке и десять лет назад, когда действующим сегодня игрокам было по 15 лет. Так почему бы сейчас не смягчить лимит, заранее предупредив клубы, что через три, например, сезона лимит вернется к прежней формуле?

– Ну в принципе это хорошая, своевременная мысль. Наверное, лимит можно еще больше смягчить на какое-то время. Этот вопрос тоже надо рассматривать на совете лиги и выносить на исполком ФФК.

Евгений ГАЙДАМАКИН