Теперь уже бывший тренер и помощник Виктора Пасулько в «Ордабасы» Тимур Иксанов раскрывает все нюансы произошедшего в матче месячной давности против карагандинского «Шахтера».

– Тимур Хакимович, расскажите о том скандальном матче с командой «Шахтер», после которого было засчитано техническое поражение «Ордабасы». Как могло такое произойти?

– С начала сезона у нас с Пасулько была такая договоренность, что я буду вести индивидуальную статистику по каждому игроку премьер-лиги, включая нашу команду. То есть у меня имелась информация, сколько сыграл тот или иной футболист, сколько голов он забил, а также количество предупреждений. Так вот перед той злополучной игрой я, придя домой, открыл свой журнал и увидел, что Мухтаров пропустил одну игру, когда в течение четырех игр он получил четыре карточки. Моя ошибка в том, что я подумал, что он пропустил игру из-за тех четырех карточек, хотя на самом деле в том матче он получил удаление и именно по этой причине пропускал тот матч. Я без всяких мыслей заявил его на игру с «Шахтером». К сожалению, на следующий день выяснилось, что я не мог его вписать в протокол – нам засчитали техническое поражение, плюс наложили штраф на клуб. В дальнейшем у нас состоялась встреча с руководством клуба в лице президента, бухгалтера и спортивного директора. Я не стал отрицать свою ошибку и признал, что это моя ошибка. Там никакого сговора или злого умысла не было. Это я могу сказать от всей души. Не сомневайтесь в этом. И мне предложили написать заявление об уходе, и я написал его. Я считаю, что профессионал такие ошибки допускать не должен.

– Вы занимаетесь физической подготовкой команды «Ордабасы». Почему статистикой не занимаются другие люди в клубе? И должен ли сам игрок следить за своими карточками и удалениями?

– У нас в тренерском штабе была договоренность, что учет этих карточек веду я. Я и в том году этим занимался. Довольно-таки скрупулезная работа, и поэтому решили, что этим буду заниматься я. Как это происходит в России? Там каждой команде высылается информация по факсу или по телеграмме, о том, какие игроки дисквалифицированы на данный тур. Как это происходит в наших ведущих клубах? Один тренер ведет эту статистику, другой его контролирует, а главный тренер в свою очередь контролирует их обоих. Что касается Мухтарова, который за 18 туров получил девять желтых и одно удаление, он сам может сбиться, хотя я считаю, что это непрофессионально. Такое в профессиональном клубе вообще немыслимо. Вот хочу сказать про Андрея Карповича, который после четырех туров получил три желтых карточки. Он после этого сыграл шестнадцать туров и знал о том, что, получив еще одну желтую карточку, он пропустит следующую игру. При этом он чувствовал ответственность перед командой и ту роль в команде. Хотя играл он так, что полностью нейтрализовал действия соперников и играл с большой самоотдачей.

– После того инцидента вы общались с Виктором Пасулько? Что он вам сказал?

– После игры с «Шахтером», когда обнаружил свою промашку, я приехал в Виктору Васильевичу. Он был сильно расстроен. Сказал, что я не должен был допускать такую ошибку. Сказал, что я подвел не только его самого, но и всю команду. Видя его состояние, я не стал продолжать разговор. Потом на слудующей тренировке я подъехал к ребятам, извинился перед ними. Ну, посчитал, что профессионал, допустивший такую ошибку, не должен заниматься с этими ребятами. И самое обидное, что в этой игре они столько сил отдали, очень здорово играли. Погодные условия были неважно – дождь шел проливной. Много сил отдали в этой игре. Выиграли этот матч, но, к сожалению, в командную копилку мы не добавили очков.

– Как вы оказались в тренерском штабе Пасулько?

– Я бы хотел начать с того, как началось наше сотрудничество с Виктором Васильевичем. Мы с Шайзидинном Кенжебаевым работали в дубле, и Виктор Васильевич приехал в Шымкент. Он попросил статистическую информацию у руководства клуба о предстоящем сопернике. Так как он не знал досконально все казахстанские команды. Мы договорились, что я попытаюсь этим заняться. Мы изучали, как команда соперника атакует: через центр или по флангу, быстро ли они атакуют, какие сильные игроки у них в атаке. Как эта команда обороняется, применяя высокий или же средний прессинг. Плюс стандарты. Потому что стандарты в современном футболе важный аспект. То есть перед игрой мы знали, как соперник исполняет стандарты, кто будет подавать, а кто замыкать. Кстати, по прошествии того сезона нам забили единственный гол со стандарта и то это было из-за рикошета. То есть мы были во всеоружии. Перед Лигой Европы у нас Виктор Васильевич проводил собрания, где мы расматривали все стороны «Ягодины». К матчу мы выходили не вслепую, а были готовы, знали их ростовые, силовые показатели. И то же самое было в игре с «Русенборгом».

– В народе ходят разговоры, что вы намеренно допустили промах и здесь замешаны финансы. Есть категория людей, которые в это верят. Что вы им можете сказать?

– Отталкиваясь от того, что «Шахтер» уже прошел в следующий этап, – здесь проявилась стратегическая мудрость Кумыкова. Но то, что будет Мухтаров играть, стало известно перед стартом. Если болельщикам не известно, то первая команда, которая заполняет протокол, команда хозяев. То есть, выставив свой состав, они не знали, каким будет наш состав. Будет ли играть Аширбеков или Мухтаров, они тоже не знали. Вы посмотрите, в следующем матче с «Востоком» они тоже играли с этим же полурезервным составом. И этот якобы сговор – в этом нет никакой логики. Я много лет в футболе и никогда не принимал участия в никаких там темных делах. И ни о каком сговоре против Пасулько не может быть и речи, я старался быть максимально полезным, как главному тренеру, так и футболистам. Мне звонили некоторые журналисты из Караганды и сообщили, что некоторые футболисты «Шахтера» отказывались от этих трех очков, проявив этим солидарность. Тот же самый Кумыков после игры поздравил нас. Хочется пожелать им удачи в еврокубках. Так как это все-таки престиж нашей страны.

– Тот факт, что вы решились на интервью, говорит о том, что вам нечего бояться и ваша совесть чиста. Если человек как-то чувствует свою вину, он исчезает из поля зрения и избегает общения с прессой. Вы же, наоборот, открыты. Чем сейчас занимаетесь в свое незапланированное свободное время и как вы переживаете непростой период в жизни?

– В этом году начал обучение в Техцентре ФФК по лицензии «Фитнес». В современном футболе очень важен высокий уровень физической подготовки игроков. Отсюда и актуальность работы тренера по физической подготовке, который планирует и проводит работу с игроками в этом направлении. Я считаю, что тренер по физической подготовке не должен ограничиваться только проведением разминки, его деятельность должна быть намного шире, и он должен быть специалистом по всем видам функциональной подготовки, для этого надо обладать знаниями по физиологии, биомеханике, анатомии, психологии и т.д. В данное время изучаю и анализирую собранный (накопившийся) материал по основным современным направлениям деятельности тренера по физической подготовке. На стадии завершения разработка «Программы по профилактике травматизма в юношеском и профессиональном футболе», отдельные части которой используются в клубе и уже очевидны ее результаты в плане снижения травматизма.

– Мы часто обращаем внимание на наших соседей, российский чемпионат. Аналогичная ситуация произошла в питереском «Зените», когда такую же ошибку в прошлом году допустил Владислав Радимов. И со стороны руководства самого клуба были только слова поддержки. И этого человека не уволили из клуба, а, наоборот, оставили в системе клуба. И сейчас он возглавляет дубль. Я думаю, что это хороший пример для казахстанского футбола и для клуба «Ордабасы» в том числе.

– Спасибо за слова поддержки! В данный момент для меня это очень важно. Потому что многие болельщики меня давно знают. Я всю жизнь провел в шымкентском футболе. Даже были моменты, когда будучи игроком я не уезжал из Шымкента. За что, кстати, и получил мастера спорта СССР – именно в моем родном городе. Работая и с юношами, и с дублерами, и в основной команде, я всегда, даже в ущерб семейным моментам, всегда отдавался работе. Следил за какими-то новшествами, старался внедрять в рабочий процесс. Ну, думаю, обязательно еще принесу пользу для шымкентского футбола.

Ихсан КАДЫРОВ