Как клубы с европейского дна зарабатывают больше «Астаны» и «Кайрата»?
Несколько последних лет в футболе переполнены трансферными бомбами, а сам рынок все больше напоминает раздувшийся до немыслимых размеров мыльный пузырь. kz решил не ругать сложившуюся систему, а выяснить, откуда у условного «Вулверхемптона» 20 млн евро на молодого таланта из «Порту». А также узнать, как обстоят с этим дела в Казахстане.
Европейские клубы радуют болельщиков, осуществляя космические подписания, которые выводят их команды на новый уровень. Но футбол настолько сильно превратился в бизнес, что отныне игроков покупают только для того, чтобы получить новых фанатов с родины спортсмена.
Однако подобные подписания доступны лишь клубам из топ-5 лиг, плюс командам чемпионшипа. И FIFA пытается сократить разрыв между ними и остальным миром. Но безуспешно. Сильные мира сего все равно творят, что хотят, купаясь в финансах, словно Скрудж Макдак. Откуда у них такие деньги, ведь действует правило фэйр-плей? Ответ прост – бешенные телеконтракты.
Согласно ежегодным отчетам аудиторской компании Deloitte, изучающей финансовую деятельность футбольных организаций, 20 наиболее прибыльных клубов половину заработка получают как раз от ТВ. Спонсорские контракты, что удивительно, влияют на казну много меньше – всего на 42%. А заработок в дни матчей вообще смехотворен – только 9% от общей выручки.
Прогрессивная общественность давно твердит о том, что ТВ не просто в стагнации, а в полнейшем упадке. Касается это и спортивных вещателей, терпящих серьезные убытки. Именно поэтому они остервенело борются за право показа матчей. Лиги все прекрасно поняли – и взвинтили цены. Так, АПЛ по новому контракту зарабатывает на 70% больше, чем до этого, а Бундеслига оценила себя дороже практически в два раза.
Великобритания
Мы решили взять все Соединенное Королевство, так как телевизионщики платят не только английской премьер-лиге. Таковы условия контракта, заключенного с местными вещателями. Это соглашение стало рекордным: ранее подобных средств не получала ни одна футбольная лига в мире. Контракт был подписан в начале 2015 года после ожесточенных торгов.
Изначально британцы рассчитывали на 4,9 миллиарда евро. Но спрос на продукт оказался гораздо выше. Поэтому в ходе торгов, участие в которых приняли четыре компании – британские Sky и BT Sport, американская Discovery Network и катарская beIN Sports, — цена скакнула вверх. В итоге, английские медиамагнаты выложили почти 5,7 млрд.
Если добавить к ним 3,3 млрд от контрактов из за рубежа, то ясно, почему в топ-20 прибыльных клубов 8 – из АПЛ. Ведь в Англии одна из самых демократичных схем распределения доходов: 50% – поровну между всеми командами, 25% – в зависимости от места, занятого в чемпионате, а оставшиеся 25% зависят от ТВ-вещателя, который сам выбирает, кого ему показывать чаще.
А деньги от заграничных показов клубы АПЛ вообще делят поровну, чем, однако, остаются недовольны исторические лидеры лиги. Так, в 2015-м генеральный директор мерсисайдцев Иан Эйр заявлял: «В Куала-Лумпуре никто не подключается к Astro или ESPN, чтобы следить за матчами «Болтона». Или число таких людей крайне мало. Там почти все платят за трансляции премьер-лиги, чтобы наблюдать за встречами с участием «Ливерпуля», «Манчестер Юнайтед», «Челси» и «Арсенала».
Невероятный успех английским клубам приносит также законодательство, согласно которому бесплатные ТВ-каналы не имеют права транслировать матчи чемпионата. Даже ВВС остается довольствоваться дайджестом опасных моментов, который разрешено использовать лишь в новостных выпусках. Но и это выходит в копеечку – корпорация платит лиге десятки миллионов.
Не остались в стороне от масштабного «распила» и клубы шотландской премьер-лиги. Sky и ESPN заключили контракт не только с представителями местного элитного дивизиона, но и отдельно с «Рейнджерс», которые на тот момент болтались на самом дне из-за финансовых проблем. Американцы выплатят шотландцам 85 млн евро, условия сделки с британским вещателем неизвестны.
На Пиренеях отлично приживаются не самые толерантные режимы. Перешло это и на футбол. До сезона-2016/17 клубы Ла Лиги самостоятельно продавали телеправа. Поэтому львиная доля заработка принадлежала «Барселоне» и мадридскому «Реалу». Если гранды получали более 300 млн (45% общих средств), то аутсайдеры имели менее 20 млн.
Но с прошлого сезона действует новое трехлетнее коллективное соглашение. По некоторым данным, оно приносит всей лиге 983 млн евро в год. Половина этих денег распределяется поровну между всеми участниками, 25% – по результатам в чемпионате за крайние три сезона, оставшаяся четверть – в зависимости от финансовых показателей клубов.
Комментарии