Несколько последних лет в футболе переполнены трансферными бомбами, а сам рынок все больше напоминает раздувшийся до немыслимых размеров мыльный пузырь. kz решил не ругать сложившуюся систему, а выяснить, откуда у условного «Вулверхемптона» 20 млн евро на молодого таланта из «Порту». А также узнать, как обстоят с этим дела в Казахстане.

Европейские клубы радуют болельщиков, осуществляя космические подписания, которые выводят их команды на новый уровень. Но футбол настолько сильно превратился в бизнес, что отныне игроков покупают только для того, чтобы получить новых фанатов с родины спортсмена.

Однако подобные подписания доступны лишь клубам из топ-5 лиг, плюс командам чемпионшипа. И FIFA пытается сократить разрыв между ними и остальным миром. Но безуспешно. Сильные мира сего все равно творят, что хотят, купаясь в финансах, словно Скрудж Макдак. Откуда у них такие деньги, ведь действует правило фэйр-плей? Ответ прост – бешенные телеконтракты.

Согласно ежегодным отчетам аудиторской компании Deloitte, изучающей финансовую деятельность футбольных организаций, 20 наиболее прибыльных клубов половину заработка получают как раз от ТВ. Спонсорские контракты, что удивительно, влияют на казну много меньше – всего на 42%. А заработок в дни матчей вообще смехотворен – только 9% от общей выручки.

Прогрессивная общественность давно твердит о том, что ТВ не просто в стагнации, а в полнейшем упадке. Касается это и спортивных вещателей, терпящих серьезные убытки. Именно поэтому они остервенело борются за право показа матчей. Лиги все прекрасно поняли – и взвинтили цены. Так, АПЛ по новому контракту зарабатывает на 70% больше, чем до этого, а Бундеслига оценила себя дороже практически в два раза.