Давид Лория

Профессиональный футболист, вратарь клуба «Кайрат», экс-игрок национальной сборной Казахстана, 31 год

Сейчас многие будут задавать мне вопрос: «Почему ты перешел в «Кайрат»?». Поверьте, на это у меня было много причин. Причем, несколько довольно веских. Я очень долго обдумывал это решение, взвешивал все «за» и «против». Если их перечислять, уйдет слишком много времени. Одна из основных причин - я все-таки хотел вернуться домой.

 

«Кайрата» в моей жизни не было. Для своей карьеры, для своей футбольной жизни поиграть в «Кайрате» - именно в таком «Кайрате», который ставит перед собой очень большие задачи - будет интересно и престижно. Цели перед командой стоят очень высокие, и есть возможность с нашим казахстанским клубом сделать что-то особенное не только в чемпионате Казахстана - а это первоочередная задача - но и на европейском уровне. 

Считаю, что нескромно говорить о себе. То есть хвалить себя. Никогда этого не делал и не буду делать. Я обычный.

Конечно, иногда представляешь себя через 20-30 лет. Но сразу отгоняю такие мысли от себя. Как говорится, хочешь насмешить Бога, расскажи о своих планах. 

Самые страшные вещи в людях — коварство, двуличие и предательство. Я считаю, что если требуешь от людей чего-то, значит, сам должен выполнять эти требования. Очень болезненно отношусь к предательству, поэтому всегда стараюсь поступать так, чтобы никого не предать и не обидеть незаслуженно. Есть хорошая казахская пословица: «Чем кому-то желать зла, пожелай себе добра». Этой истине стараюсь следовать неукоснительно. Нельзя желать кому-то плохое. Это всегда может обернуться против тебя самого.

Я жаворонок. На выездных встречах или сборах, всегда встаю раньше всех. Некоторых моих друзей, любящих поспать, это злит.

Я азартный человек. Но только в плане спорта. В плане всего остального абсолютно нет. Тотализатор, пари, споры – все это не для меня.Мне интересен результат, а не сам процесс. Если играю в футбол, или в любой другой вид спорта - я не люблю и не умею проигрывать. Любую игру, в которую мне предлагают сыграть, мне хочется выиграть. Мне кажется, что я даже своему сыну не смогу поддаваться в чем бы то ни было. 

Если бы у меня был миллион - распорядился бы им с умом.

Человеку всегда чего-то не хватает. Не бывает он абсолютно счастливым. Вот в этот самый момент мне, например, не хватает моей семьи, потому что я здесь, а они в Астане. Приедет семья – мне будет не хватать самой Астаны. В общем, замкнутый круг.

Болею за те команды, с которыми у нас минимальный шанс пересечься. Хотя есть мечта встретиться с ними. Это «Реал Мадрид» и «Милан». Кто знает, может в составе «Кайрата» удастся сыграть против них?

В принципе у меня и шансов-то не было стать кем-то другим. Мой старший брат решил сделать из меня вратаря в пятилетнем возрасте, чтобы я играл за его команду во дворе. Как-то все это вышло за рамки дворового футбола, и я встал в ворота в детской футбольной школе.

Был момент, когда мне нравилось забивать голы. Я пришел к своему отцу и спросил: «Папа, что мне делать? Мне нравится забивать голы. Но играть в воротах тоже нравится. Кем мне быть?». Он объяснил мне разницу между нападающим и вратарем. По сей день помню эти слова. Сказал, что если я стану вратарем, то на мне будет лежать вся ответственность, потому что вратарь 90 минут может быть героем, а на 91-й стать антигероем. Такова футбольная жизнь. Но я выбрал вратарскую профессию, о чем не жалею.

 

Вся суть вратарской судьбы в том, что пять игр ты можешь не пропускать голы, а на шестую допустить ошибку. И все будут помнить эту ошибку, а не пять матчей на ноль.

По-настоящему поднять настроение может победа. И конечно, улыбка сына. А огорчить  -  глупость некоторых людей.

Для меня понятие «семья» - это не только моя супруга и мой сын. Это мои родители, брат, бабушки, дедушки. Для меня нет разницы между моим сыном и моим племянником или племянницей. Мы очень близки и сильно связаны друг с другом.

Я бы очень хотел, чтобы мой сын стал футболистом. Но пока что ему 9 месяцев и в футболе он ничего не понимает.

Я счастлив, что родился в Казахстане. Счастлив, что принадлежу к этой нации. Никогда ни о чем не жалел, ничего бы не стал менять.

Я с детства путешествую. Играл в Москве, Австралии, Швеции, Нальчике. Да и дома давно не живу, поэтому к Турции быстро привык.

 

 

Матч бывает сложный, но удачный, а бывает сложный и неудачный.  Больше всего меня разочаровал матч, который проходил здесь за сборную, когда мы проиграли 5:1 команде Белоруссии. Для меня это была очень важная игра, потому что ей предшествовало много закулисных разговоров. К сожалению, мы ее проиграли, но время прошло, и я сумел доказать, что те люди, которые после нее вешали на меня всех собак, очень сильно ошибались. 

Мне кажется, самое страшное – это когда ты чувствуешь, что добился всего. В этом смысле у меня не было стопроцентного матча. Даже в самых своих лучших играх я находил моменты, которыми был недоволен. И это всегда двигало меня вперед.

Недосягаемая историческая личность, с которой бы я хотел встретиться - это Иисус Христос. Я много об этом думал. Ничего бы не стал у него спрашивать, а просто бы слушал и старался впитать то, о чем он говорил, чему учил людей.

 

Говорят, не суди и не судим будешь. Могу поправить только близкого мне человека, в  посторонние дела стараюсь не вмешиваться. Но если надо будет сказать правду, лучше скажу в лицо. 

У многих вратарей есть хобби. Как-то так получилось, что у меня его просто нет. Не знаю, насколько я целен, но не представляю себя вне футбола и ни к чему другому у меня нет такого интереса.

 

 

 

В Астане я закончил физкультурный факультет. У меня высшее педагогическое образование. Хотел развиваться и дальше, поэтому защитил кандидатскую уже ближе к своей специфике об аспектах физической и технической подготовки вратарей. Очень сильно помогал мне Кайрат Ильясович Адамбеков, который направлял меня в написании этой работы.

Очень люблю автобиографические книги о спортсменах и особенно футболистах. Сейчас я читаю об Эрике Кантона. Помните, был такой футболист, который выступал за  «Манчестер Юнайтед» и сборную Франции? Очень интересная и неординарная личность. Будучи талантливым футболистом, он очень рано завершил свою карьеру. Стал тренером по пляжному футболу, затем снимался в кино и пробовал себя в политике. 

Перед игрой предпочитаю быть один. Но в обычной жизни, за пределами поля, люблю находиться среди людей. Для меня, чем больше народу, тем лучше. 

Очень тяжело видеть, когда люди болеют.  Если бы можно было как-то это изменить...

 

Мы старались следить за матчами казахстанского чемпионата из Турции. Когда у нас была такая возможность, потому что наши матчи тоже проходили в субботу или воскресенье.  Смотрели через ФФК. Хорошо, что появился такой канал. По поводу комментаторов скажу, что ребята молодцы, видно, что учатся и стараются.

В Турции футбол любят больше, чем у нас. Если качество игры будет улучшаться, а стадионы станут более комфортабельными, тогда и у нас появится больше болельщиков. Люди будут ходить семьями. Потому что футбол – это, прежде всего, игра для болельщиков. 

Со Смаковым мы давние друзья. В своей футбольной карьере Самат забил свой первый гол именно мне. «Обидел» меня в моем дебютном матче. Это было 16 лет назад. А потом мы играли в «Астане», «Ризеспоре» и в играх за сборную.

 

Не знаю, каким будет футбол через 30 или 40 лет. Но надеюсь, что он будет не менее интересен, чем сейчас. 

Могу отметить абсолютно каждого наставника, с которым работал. Каждый из них внес что-то свое в мое развитие. Но для меня самыми фундаментальными были Владимир  Фомичев, Вахид Масудов, Яшар Алиев и Арно Пайперс. Конечно, огромный опыт я получил в работе с Мустафой Денизли - не побоюсь этого слова - с легендой турецкого футбола. Сейчас в «Кайрате» очень опытный наставник Владимир Вайсс. Уверен, что он нас всех очень многому научит. Его имя говорит само за себя. Групповой этап Лиги чемпионов, работа в российской премьер-лиге, чемпионат мира со сборной Словакии - это большие достижения. И очень хорошо, что такие тренеры стали приезжать в нашу страну.

Алина Гатина

Фото Сергея Архипова, Эударда Гавриша, fcaktobe-fans.kz,, shahter.kz и пресс-службы ФК «Кайрат».