Очередное поражение национальной сборной, на сей раз от болгар в товарищеском матче, и продолжение ее падения в рейтинге ФИФА снова заставили задуматься о том, что происходит с главной командой страны и какими могут быть пути выхода из затянувшегося кризиса.

Сверхпрагматичный Беранек

Забавно было наутро после встречи с болгарами читать и сравнивать комментарии Андрея Сидельникова и Мирослава Беранека – будто они делились впечатлениями о двух совершенно разных матчах. Вот что заявил голкипер: «В первом тайме у нас был сумбур в игре, били просто вперед, во втором уже начали действовать сыграннее». И совершенно противоположное мнение высказал главный тренер: «В первом тайме мы действовали лучше. Практически не было таких серьезных моментов, чтобы соперник мог нам забить». О чем это говорит? О том, что футболист, даже вратарь, задача которого – не пропустить, оценивает матч скорее с точки зрения организации атакующих действий, тогда как наставник делает акцент лишь на игре в обороне. И в этом, как ни печально, весь Беранек.

Его приверженность крайне осторожному футболу уже стала притчей во языцех. Но на старте нынешнего первенства руководимая им «Астана» вдруг предстала едва ли не самой агрессивной (с точки зрения угроз чужим воротам) командой премьер-лиги. Недаром она забила больше всех. Это дало определенные основания надеяться на то, что чешский специалист отчасти пересмотрел свои взгляды. Однако, судя по матчу с болгарами, в отношении национальной сборной его игровые принципы абсолютно не изменились. Скорее всего, дело здесь в том, что «Астана» по подбору исполнителей является одной из лучших в Казахстане и потому может позволить себе искать счастья у противоположных ворот, тогда как сборная, как, видимо, полагает Беранек, обречена только отбиваться от атак соперника. Называйте это как хотите – прагматизм, зацикленность на результате, но суть, думается, понятна.

Причем Беранек не просто прагматик, а суперпрагматик. Ладно, официальные матчи, но хотя бы в товарищеской встрече, наверное, можно было попытаться сыграть в более открытый футбол. К тому же команда Болгарии, при всем к ней уважении, не тот соперник, которого так уж стоит бояться. Однако до перерыва мы опять увидели нашу сборную какой-то запуганной, закомплексованной, и прав Сидельников, говоря о том, что «был сумбур, били просто вперед». Примечательно, что сам голкипер на первых минутах, вводя мяч в игру, делал передачи ближнему партнеру, но потом стал, не мудрствуя лукаво, тоже выбивать его далеко на чужую половину поля, в очередной раз превратившись в «плеймейкера», – видимо, ему передалось настроение товарищей по команде.

Лишь после двух пропущенных голов, то есть в заключительные полчаса, наши футболисты начали действовать посмелее, чаще контролировать мяч, и выяснилось, что в этом плане они не совсем уж безнадежны. Появились какие-то признаки контригры, стали создаваться опасные моменты у чужих ворот. Но почему нельзя было действовать подобным же образом с первых минут? Матч-то неофициальный, результат не так уж важен. Когда еще моделировать различные варианты игры, помимо чисто оборонительных, если не в товарищеских встречах? Тем более что ближайший свой поединок в рамках отборочного турнира сборная Казахстана проведет против другого аутсайдера – команды Фарерских островов (6 сентября), причем на своем поле. Там-то надо будет действовать «с позиции силы» (или Беранек опять собирается играть от обороны?). Будь на месте чеха его предшественники – Арно Пайперс и Бернд Шторк, они наверняка поступили бы совершенно иначе.

Кстати, о том, что нынешний главный тренер сборной во встрече с болгарами снова решил предъявить нам образчик сверхзакрытого, а если называть вещи своими именами, трусливого футбола, свидетельствовал уже стартовый состав. В нем лишь троих можно назвать игроками атакующего плана – двух крайних хавбеков (Улан Конысбаев и Азат Нургалиев) и одинокого форварда (Сергей Хижниченко). В центральной же зоне, которую решил укрепить Беранек, были собраны три недавних защитника – Юрий Логвиненко, Кайрат Нурдаулетов и Валерий Коробкин (погуглите по российским сайтам, и вы убедитесь, что «нового казаха» на его родине относят именно к оборонцам). И только после перерыва проведенные замены позволили устранить этот перекос.

Наконец, вспомните слова, прозвучавшие из уст Беранека на пресс-конференции по окончании поединка: «Остальные матчи (нынешнего отборочного турнира. – Прим. авт.) мы будем проводить в Астане из-за газона. Соперники привыкли играть на натуральном поле, а синтетика их смутит». То есть чешский специалист фактически признал, что он озабочен не столько улучшением качества игры своей команды, сколько тем, как бы напакостить сопернику. Наверное, для него было бы оптимальным вариантом проводить матчи сборной на каком-нибудь аульном стадионе с глиняной жижей вместо ровного газона.

Получилось как всегда…

Что только ни делали с национальной сборной на протяжении последних пяти лет! То ее резко омолаживали, то снова «возвращали» стариков, то вдруг брали курс на натурализацию иностранных футболистов. Кардинально менялись не только принципы комплектования, но и задачи: сначала говорили, что результат неважен, главное – прогресс в качестве игры, а заодно приобретение молодежью международного опыта, однако потом стали декларировать совершенно противоположное. Даже применительно к главному тренеру выдвигались абсолютно разные требования. То заявлялось, что он обязательно должен быть освобожденным, дабы не оказаться в плену клубных пристрастий и иметь возможность отслеживать всех потенциальных кандидатов, то делался разворот на 180 градусов: мол, совмещение должностей в сборной и в клубе пойдет только на пользу национальной команде.

И что в итоге? На начало 2008-го Казахстан в рейтинге ФИФА занимал 108-е место (44-е в Европе), а сейчас рухнул на 146-е (48-е). Помнится, в конце того же 2008-го была провозглашена цель – попасть на Евро-2016. Но за пять лет мы не то что не приблизились к ней, а еще больше отдалились. Даже с учетом увеличения количества команд–участниц финального турнира с 16 до 24.

Конечно, по поводу всего перечисленного может быть и другое мнение: например, что все происходившее со сборной было не шараханием из крайности в крайность, а поиском путей выхода из кризиса. Ну а то, что не получилось, так это, дескать, не вина ее кураторов в ФФК – просто такова объективная реальность, таков истинный уровень казахстанского футбола, отражением которого и является главная команда страны. Нисколько не снимая ответственности с этих самых кураторов, заметим, что в такой постановке вопроса отчасти присутствует сермяжная правда. Действительно, как бы ни тасовали состав сборной, кого бы в нее ни привлекали, результат был примерно один и тот же. Вот сейчас, например, много говорят и пишут о необходимости вернуть под ее знамена Давида Лорию и Самата Смакова, которые были едва ли не лучшими в первой лиге чемпионата Турции. Однако имеем ли мы возможность объективно оценить уровень этого дивизиона? Насколько он сильнее (а может, все-таки слабее) казахстанской премьер-лиги, насколько там сложнее (или легче) играть? И даже если эти футболисты находятся в выдающихся кондициях, смогут ли они вдвоем что-то изменить в игре сборной?

Тщетность потуг по созданию боеспособной команды рождает в головах болельщиков, в том числе и автора этих строк, полуфантастические идеи. Одна из них была озвучена год назад в публикации «Немецкая сборная Казахстана» (поводом стало сообщение о том, что Владимир Нидергаус поехал на родину своих далеких предков для проведения переговоров на предмет натурализации группы игроков). Приведу цитату из нее: «Мое воспаленное воображение натолкнуло на такую мысль: а, может, вообще не париться с нашими футболистами и сформировать сборную целиком из уроженцев Казахстана, играющих в Германии? Благо их очень много. Пусть живут там, проводят сборы, а сюда приезжают только на домашние матчи. Несколько отборочных циклов таким образом закроем, а там, глядишь, подоспеют воспитанники футбольных центров, создание которых было обещано федерацией и которые, как уверяют руководители ФФК, будут ориентироваться на все ту же немецкую модель».

Прожекты отчаявшихся

А буквально на днях я услышал от знакомого болельщика еще одну идею. Вспомнив великолепную сборную СССР образца 1988-го, состав которой на 90 процентов комплектовался из киевских динамовцев, и сборную Казахстана 2006-2007 годов (самый удачный отборочный цикл в ее истории), более чем наполовину сформированную Арно Пайперсом на базе руководимой им же «Астаны», он предложил следующее.

Совсем скоро, в начале июля, Нурсултану Назарбаеву собираются презентовать профессиональный президентский клуб (ППК) «Астана» при Фонде национального благосостояния «Самрук-Казына», в котором собраны крупнейшие активы государства. В него будет включен и одноименный футбольный клуб. Главная цель ППК – продвижение спортивного имиджа Казахстана на международной арене. Но в отличие, скажем, от хоккейного «Барыса», который одновременно является фактически и национальной сборной, столичная футбольная команда в своем нынешнем виде не подходит для решения этой имиджевой задачи. А что, если официально придать ей статус базового клуба сборной, пригласить сильный тренерский штаб и создать соответствующие условия?

Схема такая. Обновленная «Астана», как и прежде, выступает в премьер-лиге и при этом получает возможность приглашать лучших казахстанских игроков (с финансированием-то проблем не будет), но лишается права заявлять легионеров. Поскольку последнее обстоятельство является серьезным минусом, необходимо компенсировать это плюсами. Во-первых, на команду не должно распространяться требование, касающееся лимитчиков. Во-вторых, ей нужно предоставить право вне зависимости от занятого места выступать хотя бы в квалификации Лиги Европы (а в случае завоевания золота – в квалификации Лиги чемпионов). Это будет способствовать продвижению бренда «Астана» на международной арене, как того требуют задачи ППК, а заодно позволит «сборникам» получить дополнительную игровую практику уже на более высоком клубном уровне. В то же время, и это крайне важно, столичная команда во внутреннем первенстве не должна иметь никаких преференций вроде «крыши» в лице федерации и поддержки со стороны судейского корпуса, иначе весь смысл затеи будет сведен на нет (привилегии только развращают, и прогресс в таких условиях невозможен). Разумеется, руководству ФФК необходимо будет обговорить все эти моменты с топ-менеджментом ППК, а затем и с другими участниками премьер-лиги, после чего внести в регламент чемпионата соответствующие нормы.

Что мы получим? Фактически сборную Казахстана, участвующую в национальном первенстве. Она каждую неделю будет встречаться с командами, наполовину сформированными из легионеров (а последние, как мы убедились по прошлогоднему товарищескому матчу, в большинстве своем даже сильнее наших «сборников»). С точки зрения клуба «Астана» это будут игры чемпионата, а с точки зрения сборной – регулярные спарринги, причем с предельной турнирной мотивацией. Участие в первенстве позволит главной команде страны иметь постоянную игровую практику, отрабатывать различные тактические варианты, совершенствовать коллективное взаимодействие, за счет которого можно как-то компенсировать недостаточный уровень индивидуального мастерства (всего этого она в сегодняшней ситуации лишена). Конечно, двери в сборную должны быть открыты и для футболистов из других клубов, если они достойны приглашения в нее.

Возможно, кому-то предложение моего знакомого покажется бредовым. Но не судите его слишком строго – впрочем, как и других отчаявшихся болельщиков сборной, которым не остается ничего иного, кроме как выдвигать различные идеи по ее реорганизации. Пусть даже заведомо утопические…

Женис Байхожа