В начале июня завершился очередной Кубок мира, после чего отечественные пятиборцы взяли небольшую соревновательную паузу. В этот момент нам удалось побеседовать с активно прогрессирующей в настоящее время Ариной Джиенбалановой, которая рассказала о своих последних достижениях и мечтах о Рио.

Досье «PROСПОРТ»

Арина Джиенбаланова

Родилась 27 сентября 1992 года, г. Алматы

Достижения: серебряный призер чемпионата Азии-2012, чемпионка Азии-2012 в команде, победительница зимнего чемпионата страны 2011-го, 2013 г., победительница летнего чемпионата Казахстана-2012. Финалистка этапов Кубка мира-2013 и молодежных чемпионатов мира 2011-го и 2012 г.

– Это был для вас первый финал Кубка мира. Какие впечатления?

– В целом я довольна своим результатом. Первый раз оказаться в двадцатке, на мой взгляд, это хороший задел для будущего. Учитывая еще тот факт, что я не все виды собрала. Фехтовала средненько, проплыла не особо хорошо. Зато справилась с лошадью и показала третий результат в комбайне. В финале это дорого стоит. На последнем огневом рубеже я затратила 25 секунд, а это мой не самый высокий показатель. Так что есть куда расти. Тем не менее, впечатления хорошие. Очень устала, сейчас буду отдыхать, накапливать силы для юниорского чемпионата мира.

– На каком из этапов Кубка мира было сложнее всего?

– Я думаю, что все-таки сложнее мне было выступать в полуфиналах на этапах, потому что испытывала страх и нервное напряжение от неизвестности, попадешь, не попадешь в финал. Моей задачей было просто пробиться туда или посмотреть, как далеко буду от него. А тут получалось, что запрыгиваю на ступеньку уходящего поезда, а в решающей стадии попадаю в десятку. Это и есть пятиборье. Ничего нельзя знать наверняка. Какие-то виды не получаются или наоборот, так что пока не пересечешь финишную черту в любом случае нельзя расслабляться.

– Комбайн относительно молодой вид, ему несколько сезонов. Как он вам?

– Он появился после Олимпийский игр 2008 года. С того времени пошел комбинированный вид – бег со стрельбой. Если честно мне немножко жаль, что нет больше статической стрельбы. Сейчас это совершенно другой вид. То есть стрельба по технике и тактике совершенно иная. Пятиборье пытаются сделать более зрелищным. С другой стороны, комбайн сам по себе тоже достаточно интересен.

– К лазерному оружию уже приноровились?

– Уже да, причем чем больше мы стреляем, тем лучше получается. Я помню, в первый год радовалась стрельбе за 20 секунд, сейчас же считается, что 17 секунд – провальный результат. Поэтому стараешься тратить на рубеже по 10-15 секунд.

– В этом году появился микст. Он уже успел вам полюбиться?

– Да микст – это интересно. Все-таки выступать легче, когда тебя поддерживает партнер. Где ты что-то завалишь – он вытащит, или же наоборот. Очень зрелищно. Немножко даже разгружает психологически, потому что поддерживаете друг друга плюс соревноваться в половинчатых видах намного легче, особенно после полуфиналов, финалов. Не так сильно выматываешься. Безусловно, мне полюбился микст.

– На этапах Кубка мира вы были с Павлом Ильяшенко и Андреем Солдатовым. С кем из них было удобнее выступать?

– Так-то не скажешь. Они оба хорошие. В Венгрии мы завалили эстафету вместе с Андреем. Там я упала с лошади, это была моя ошибка. Если тогда проехали чисто, то наверняка пробились бы в шестерку. Учитывая, что выиграли комбайн. Паша тоже сильно бежит, но мы с ним в Китае отстрелялись не очень хорошо. Поэтому многое зависит именно от формы в данный конкретный момент.

– Мы не могли пройти стороной и не спросить про ту памятную личную серебряную медаль на чемпионате Азии-2012…

– Я думаю, на данный момент это самая дорогая моя награда, притом что быть 9-й и 11-й на этапах Кубка мира тоже престижно. Тем не менее, медаль на чемпионате Азии говорит о многом. Там я пришла второй. Единственное, был очень большой разрыв. Но я рада, что удержала свою позицию. Для меня эта медаль много значит, была проведена большая подготовка именно к этому турниру. Потому что это один из самых основных стартов для нас. Через него наши предшественники отбирались на Олимпийские игры.

– Там же вы смогли завоевать золото в команде…

– Классно, что все так вышло. Все три девочки были одного уровня. Фехтовали, проплыли, чисто проехали на коне и отлично провели комбайн. Никто не застрелился, ни у кого ничего не выпало, все сделали по максимуму своих возможностей. При этом нам противостояли такие сильные команды, как Китай, Япония, Южная Корея.

– До этого вы выступали на нескольких юниорских чемпионатах мира. Тяжело ли дался переход на взрослый уровень?

– В принципе на каждый старт ты настраиваешься одинаково, тут нет разделения на юниоров и взрослых. Каждый может выступить ниже своих возможностей или же выстрелить. Естественно, когда собираются одни взрослые, то есть уже акулы, с ними не прокатит то, что могло получиться среди юниоров. Но определенной разницы нет. Это всегда стресс, стремление бороться до конца, чтобы ни случилось.

– В этом году зимний чемпионат Казахстана стал по-настоящему открытым. Спортсменки из Кыргызстана составили конкуренцию или вы знали, что будете бороться только с соотечественницами?

– Нет, конечно же, они не составляли нам конкуренцию, так как не выступают в пятиборье, никто из них еще не ездит на коне. Потом видно по их уровню, что девочки начали заниматься относительно недавно. Но каждый, кто находится на соревнованиях, – это твой соперник. В конкретном случае борьбы за призовые места с ними не было. Они все-таки еще «сырые».

– В прошлом году вы выиграли мемориал Амангельды Иманова. В этот раз планируете повторить свой успех?

– Я планирую выступить стабильно. Это будет отличная подготовка перед юниорским чемпионатом мира. Есть возможность поэкспериментировать в каких-то видах, попробовать новую тактику, так как если что-то не получится – не страшно. Хуже, если это случится на первенстве мира или Азии.

– Плавно мы подошли к вопросу о ваших ближайших планах…

– Этот сезон последний, когда я могу выступать среди юниоров, поэтому ближайший июльский чемпионат мира в Венгрии – моя последняя возможность подняться выше по местам и рейтингу. На данный момент самый лучший мой результат – 24-е место. Безусловно, еще одним важным турниром будет домашний чемпионат Азии, которой пройдет в октябре в Алматы.

– Как оцениваете свои шансы на домашнем турнире?

– Рассчитываю, конечно, на самое высокое место. Будем работать и надеяться, что все получится. После прошлогоднего взлета от меня будут ждать медалей, и это своего рода испытание. Надо не нервничать, спокойно делать свое дело и не слушать никого. Но в любом случае чтобы подтвердить свое мастерство, я по-любому должна быть в призерах.

– Как вы думаете, за счет чего смогли прибавить в прошлом сезоне?

– У нас бригадный метод подготовки. С нами работают грамотные специалисты, которые прошли еще советскую школу пятиборья. Это Валерий Кашельский, Лада Джиенбаланова, Наталья Гончарова, Рашид Исламов. Недавно с нами начала сотрудничать тренер по плаванию Ольга Сазыкина, которая поправляет технику. Все вместе – дисциплина, грамотное расписание, подбор тренировочных методик – и дают результат.

– Какие-нибудь сдвиги уже есть с приходом тренера по плаванию?

– Проблема в том, что пятиборцев изначально берут из плавания, а не как меня – из легкой атлетики, так как это самый тяжелый в плане обучения технике вид. Дети приходят туда в 10-12 лет. Конечно, научить хорошо и быстро плавать девочек, которым 16-18 лет, очень тяжело. Поэтому сборные других стран берут пловцов. С появлением тренера еще рано делать прогнозы, потому что пройдет большое количество времени, прежде чем придет результат. Но на данный момент ведется работа по постановке техники. Ольга Сазыкина работает также с маленькими девочками. Я думаю, что будущее поколение будет плыть хорошо. Однозначно, не хуже чистых пловцов.

– Существует соперничество между вами и Ксенией Александровой?

– Безусловно, мы все соперники. Более того, и Дарья Хальзова наша конкурентка. Мы все равны. У кого-то какой-то вид лучше. Ксения, допустим, на фехтовании нас просто под орех разделывает. У меня комбайн сильный, у Даши плавание. В то же время у всех есть прорехи в чем-то другом. Поэтому сказать, кто из нас сильнее, нельзя. Тем более пятиборье такой непредсказуемый вид спорта.

– То есть вас сейчас трое в женской сборной?

– Трое, а остальные младшего возраста и по результатам не дотягивают. Мы готовимся к Азиатским играм-2014. Моя мама выигрывала их и лично, и в команде. Это очень важный старт, почти как Олимпийские игры, проводится раз в четыре года. Но там нужно четыре человека. А неукомплектованность команды это, естественно, лишение мест. Они даже более важны для нас, чем чемпионаты Азии, которые проводятся каждый год. Более того, Игры стоят выше по рейтингу, поэтому упор делается на них.

– До Рио еще достаточно много времени, но тем не менее вы думали о перспективе завоевания лицензии на Олимпийские игры?

– Не просто думаю, я мечтаю об этом. В любом случае стремлюсь к этому, так как хочу участвовать в Олимпийских играх. Это моя основная цель. Сейчас все спортсменки на мировом уровне, прерывавшие карьеру из-за родов, вернулись и готовятся к Играм.

– Вы, как я понимаю, в декрет не собираетесь?

– Нет, об этом еще думать рано. Во-первых, на первом месте спорт, во-вторых, я прекрасно понимаю, что еще не готова, причем как морально, так и финансово. Потом нужно будет делать выбор, и сейчас он в пользу карьеры.